Капитан В. Б. Митрохин совершил 174 боевых вылета, в 36 воздушных боях сбил 17 самолётов противника. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 5 Апреля 1918 года в деревне Суры, ныне Тепло - Огарёвского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем на железнодорожно - ремонтном заводе на станции Люблино ( ныне Московского горсовета ), занимался в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней инструктором - лётчиком.
С Ноября 1942 года в действующей армии. К Октябрю 1944 года командир эскадрильи 191-го истребительного Краснознамённого авиационного полка ( 257-я смешанная Свирская авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Капитан В. Б. Митрохин совершил 174 боевых вылета, в 36 воздушных боях сбил 17 самолётов противника. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Центральные лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1961 года Полковник В. Б. Митрохин - в запасе. Жил в городе Иваново. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Его имя долгое время носил пионерский отряд средней школы № 32 города Иваново.
* * *
Поистине завидная судьба у Василия Митрохина ! В течение 2-х лет он сделал более 170 боевых вылетов, провёл много воздушных боёв. 17 лично сбитых самолётов, десятки уничтоженных автомашин и миномётов, сотни солдат и офицеров противника - таков боевой счёт героя ! Его талант лётчика и командира в полной мере раскрылся в год разгрома фашистских полчищ под Ленинградом.
Василий родился 5 Апреля 1918 года в деревне Суры Тепло - Огарьевского района Тульской области в большой, дружной и трудолюбивой семье. Ещё 3 брата и 2 сестры были на руках у родителей. Отец работал пастухом, позже пожарником под Серпуховым, мать - уборщицей на ткацкой фабрике. Все дети учились, работали и все "вышли в люди".
Учился Василий в школе № 24 ( ныне школа № 2 ), был любознателен, хотя и непоседлив.
- В 6 - 7 классах, - рассказывал Василий, - я увлекался авиацией. Любил велосипед, охоту, но авиацией буквально бредил. Окончил ФЗУ, работал на заводе "Можерез" токарем. С 1935 по 1938 год учился летать на планерах и самолётах в московском аэроклубе. В 1939 году закончил Борисоглебскую школу военных лётчиков и был оставлен там инструктором. Позже назначен командиром звена.
Когда началась война, Митрохин подал рапорт об отправке в действующую армию. Но только в Ноябре 1942 года получил назначение на Карельский фронт. В конце 1942 года Старший лейтенант Василий Митрохин сражался с врагами под Ленинградом. Там он совершил свои первые боевые вылеты, там сбил первый вражеский самолёт. В боях под Великими Луками был тяжело ранен и отправлен в ивановский госпиталь. Там он нашёл подругу жизни. Старшая медсестра Катя стала его женой, а город Иваново - родным домом.
В Августе 1943 года Митрохин прибыл в 191-й авиаполк. С первых же дней и в первых же боях он показал себя отважным, храбрым, умелым воздушным бойцом и организатором. О нём заговорили в полку, в дивизии. Вот что писала о его боевых успехах фронтовая газета:
"Митрохин - лётчик на все руки. Он с успехом водит группы самолётов на прикрытие наземных группировок, оберегая их от бомбёжек вражеской авиации. Истребители под его командованием умело, прикрывают "Илюшиных", обеспечивают им безопасность во время штурмовых рейдов не только от атак "Мессеров" и "Фоккеров", но и от огня вражеских зениток".
Его звено считалось одним из лучших в 13-й Воздушной армии. У Митрохина не было "холостых" вылетом. Если он не встречал врага в воздухе, то искал, находил и беспощадно бил его на земле. Однажды он звеном сопровождал пару "Илов". Штурмовики об
наружили вражеский эшелон из 40 вагонов и платформ и разгромили его. Но при этом израсходовали все боеприпасы. На другой же станции, занятой немцами, стояли под разгрузкой 25 цистерн. Митрохин проявил инициативу и находчивость. Ударил бронебойными и зажигательными по цистернам - и те вспыхнули. Штурмовики восхищались: важная цель была уничтожена "ястребками" !
...Шла подготовка к решительному наступлению. В Январе 1944 года началось наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом. Оно проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в немалой степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Под сокрушительными ударами Красной Армии немецкие войска откатывались от Ленинграда. Город ликовал ! Как ему тогда для полного счастья не хватало солнца !
С первого дня наступления, как назло, стояла нелётная погода. На высоте 150 - 300 метров висела сплошная свинцовая облачность. Видимость не превышала 2-х километров. Беспрерывно шёл снег, мела поземка..
На 7-й день наступления в такую же пасмурную погоду звено Митрохина штурмовало, колонну фашистов. После первой бомбовой атаки зенитным снарядом был повреждён мотор на самолёте Митрохина. Высота 300 метров. Лес и дорога - куда садиться ? Вдоль шоссе - немцы. Митрохин виртуозно произвёл посадку на лес... А его товарищи Репкин, Баринов и Резвый ещё трижды "проутюжили" вражескую колонну.
Войсковая разведка донесла: "Звено наших истребителей бомбами и огнём пулемётов разгромило батальон немцев. Один наш самолёт сбит МЗЛ, упал в лес..."
Репкин тоже был убеждён, что Василий погиб. После первой атаки на обочине дороги вспыхнул дом, и он посчитал это за падение самолёта командира.
Но Митрохин остался жив. Трое суток пробивался к своим. Пригодились и опыт охотника, и физическая выносливость спортсмена.
- Мало кому из лётчиков - истребителей удавалось видеть результаты своей штурмовки, а мне удалось ! - рассказывал Митрохин товарищам. - По пути в полк я проезжал по дороге, уже освобождённой нашими войсками. На протяжении километра валялись перевёрнутые, искорёженные автомашины и повозки, снарядные ящики и кухни, десятки лошадей и до полутора сотен запорошенных снегом трупов. Вот уж действительно: "Ударили в хвост и в гриву !"
Письма Митрохину шли потоком: из Серпухова писала мать, из Иванова - жена, с Дальнего Востока - младший брат, Сергей. Он служил там и летал на Ил-2. Брат, просился на фронт ! По совету Василия мать написала Главкому авиации А. Новикову. Её просьба была удовлетворена. Мечта Сергея сбылась. В Феврале 1944 года он прибыл в полк к брату.
В Марте активность немецкой авиации резко возросла, что предопределило ожесточённый характер воздушных боёв. Так, 6 Марта на Нарвском и Псковском направлениях в налётах участвовало 234 вражеских самолёта. В этот день 6 лётчиков 191-го истребительного авиаполка провели бой с 20 пикировщиками Ju-87 и 10 прикрывавшими их FW-190. Хотя силы были неравными, Старший лейтенант В. Б. Митрохин и Лейтенанты П. А. Репкин и Кузин сбили по одному немецкому самолёту.
Эскадрилья, которую возглавил Митрохин, славилась дружбой. Её девизом было: "Никогда не оставляй товарища в беде !" За один только год эскадрилья сбила 56 самолётов врага, а сколько уничтожено живой силы и техники на земле !
...Облачность была коварной: многослойной, разновысотной и рваной. 25 "Юнкерсов" под прикрытием "Фокке - Вульфов" пытались нанести удар по нашим войскам на плацдарме западнее реки Нарвы. Эскадрилья под командованием Митрохина решительной атакой расколола строй немецких бомбардировщиков, а затем в воздушном бою разгромила его. Ни одна бомба не упала в расположение наших войск. Противник потерял 15 самолётов: Митрохин и Репкин сбили по 3 стервятника. Рязанцев - 2... В этом бою был сильно повреждён и самолёт Василия. Он с
трудом, но привёл его на свой аэродром.
Мать знала, как воюют сыновья. Замполит полка держал её в "курсе дела".
"Милые детки, как я вами довольна, - писала она им. - Бейте немецкую гадину смелее, не давайте ей пощады. Милые сыны, гордость моя, я так и знала, что вы не осрамите нашей фамилии. Мне очень приятно, что вы не трусы, не паникёры, а крепкие, стойкие советские воины. Вася, я особенно рада, что Серёжа оправдывает материнский наказ и во всём поступает так, как ты. Старайся и впредь, Серёжа, будь героем, крепко целую вас. Мама".
Вскоре Младший лейтенат С. Б. Митрохин стал стал ведомым Капитана В. Б. Митрохина. Уже в первых 10 воздушных боях они одержали 7 побед над врагом: 5 самолётов сбил Василий ( на снимке он слева ), 2 - Сергей. Братья сражались храбро и были удостоены многих наград.
Командир звена Лейтенант В. Б. Митрохин в ходе боёв стал командиром эскадрильи, Капитаном. Он был награждён 5-ю орденами и 9-ю медалями. К Октябрю 1944 года лично сбил в боях 17 вражеских самолётов, уничтожил большое количество боевой техники и живой силы врага. За эти подвиги 2 Ноября 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Капитану В. Б. Митрохину высокое звание Героя Советского Союза.
Согласно данным, приведённым в книге Н. Г. Бодрихина - "Советские асы" ( Изд. "ТАМП", 1998 г. ), к концу войны Василий Митрохин выполнил около 200 успешных боевых вылетов. Проведя 50 воздушных боёв, сбил 19 вражеских самолётов лично и 6 - в группе с товарищами. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных побед.
В известной статье Валерия Дымича - "Весёлая охота на Восточном фронте" ( опубликована в журнале "Авиация и Космонавтика", №1, 1999 год, стр. 11 - 21. ) есть такой эпизод:
"30 Мая 1943 года 8 "Киттихауков" 191-го ИАП участвовали в отражении налёта 48 немецких бомбардировщиков Не-111 и Ju-88, которые прикрывали около 20 истребителей FW-190A-5. Правда, основной бой провели лётчики 240-й и 275-й ИАД, летавшие на "Яках" и "Лавочкинах". Когда бомбардировщики противника поодиночке стали уходить на запад, их атаковали "Киттихауки". В районе Шлиссельбурга Майор Митрохин в течение 15 минут уничтожил 2 "Хейнкеля" и вступил в схватку с FW-190.
Его Р-40К значительно уступал в скорости немецкому истребителю, однако, в маневрировании по горизонту имел преимущество. Опытный немецкий лётчик допустил явную ошибку приняв бой на виражах, за что и поплатился. Очередь крупнокалиберного пулемёта поразила мотор "Фокке - Вульфа", который, вспыхнув, пошёл к земле. Хауптман Херберт Эрдманн ( имевший 34 победы ) из штабного штаффеля спасся на парашюте и попал в плен.
На допросе в штабе 13-й Воздушной армии Эрдманн сказал, что главным огорчением для него была ошибка в бою с устаревшим "Киттихауком", 6 из которых он легко сбил, воюя в Африке, в составе JG 27.
Hесколько успокоил немецкого лётчика послужной список его противника: Майор Митрохин участвовал в боях с первых дней войны, уничтожив 19 самолётов лично и ещё 6 - в группе с товарищами".
Не берусь судить о достоверности описываемых событий, но хочу обратить внимание на следующее:
Во-первых, в 191-й ИАП Василий Митрохин попал лишь в Августе 1943 года. Поэтому, он не мог участвовать в бою, датированным автором 30 Мая 1943 года, во всяком случае, в составе 191-го ИАП.
Во-вторых, ещё к Октябрю 1944 года он был в звании Капитан. Поэтому, именовать его Майором, в период описываемых событий, так же неверно...
После войны Василий Борисович обучал молодых авиаторов владеть реактивным самолётом, передавал им свой богатый боевой опыт. На старые раны давали о себе знать. В 1961 году, уже в звании Полковника, он был уволен в запас. Жил в городе Иваново. Многие годы он работал на механическом заводе, был избран депутатом районного Совета. Его брат Сергей, закончив техникум, жил и работал в Серпухове