Популярные личности

Василий Мишин

Конструктор ракетно-космической техники. Академик Российской Академии наук.
На фото Василий Мишин
Категория:
Дата рождения:
1917-01-18
Место рождения:
д. Бывалино, Московская, Россия
Дата смерти:
2001-10-10
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Краткая биография

Конструктор ракетно-космической техники. Академик Российской Академии наук.


После школы-семилетки он поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и летной секциях, и стал инструктором-планеристом.

После окончания МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова, где в военные годы принимал участие в создании систем вооружения самолетов, в том числе и первого ракетного истребителя Би-1. За удачные технические решения Мишин удостоен в 1945 г. первой награды — ордена Красной Звезды.

В 1945 Мишина командируют в Германию, где в составе спецгруппы он занимался изучением немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2 (А-4). Там встретился с С. П. Королёвым, и они стали ближайшими соратниками в создании первых отечественных баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. В 1946 С. П. Королева назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Первым заместителем главного в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королёва) стал В. П. Мишин, и в этом качестве он работал до января 1966 г., когда ушел из жизни С. П. Королёв. Как его преемник на посту главного конструктора и начальника ЦКБЭМ (ОКБ-1), В. П. Мишин руководил этим предприятием с 1966 по 1974.

Деятельность Мишина в 1945-74 насыщена большими успехами. Его вклад в создание ракетно-космической техники во многом способствовал успешному запуску первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 г., выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г.. первому полету человека в космос 12 апреля 1961.

Мишин возглавлял большой комплекс исследований и проектных разработок по созданию баллистических ракет, начиная с первой ракеты — Р-1, которая имела дальность полета 270 км. Ее первый запуск состоялся в 1948 г. В апреле 1949 приступили к созданию серии геофизических ракет: Р-1 А, −1Б. −1В, −1Е (подняли научную аппаратуру на высоту до 110 км); Р-2А (с дальностью полета 590 км, в октябре 1950 проведено зондирование атмосферы до высоты 210 км): −5Б, −5В, −5Р (с марта 1953 г. выполнялись исследования космического пространства). В 1953 разработана оперативно-тактическая ракета Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.). Она работала на высококипящих компонентах топлива, что позволяло хранить и транспортировать ракету в заправленном состоянии. Первая советская стратегическая ракета Р-5 с дальностью полета до 1200 км и отделяющейся головной частью была создана в 1953 г., а в 1955 г. появилась ракета Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке, несущая ядерный заряд. Эта ракета положила начало морской ветви развития отечественной ракетной техники. Ракета Р-5М с ядерным зарядом испытана 2 февраля 1956 г. За создание ракеты Р-5 в 1956 г. В. П. Мишин удостоен звания Герой Социалистического Труда.

1957 ознаменован достижением в ракетостроении — разработана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, построенная по двухступенчатой схеме (стартовая масса — 280 т). В то время появление подобного оружия имело поистине определяющее значение для обороны страны. С помощью ракеты Р-7 запущен первый спутник на околоземную орбиту. Она послужила базовой конструкцией для создания трехступенчатой ракеты-носителя «Восток», которая сделала возможными запуск тяжелых спутников, первые полеты автоматических аппаратов к Луне и, что особенно важно, пилотируемые космические полеты.

Следующей модификацией Р-7 стала четырехступенчатая ракета-носитель «Молния». Она позволила осуществить межпланетные полеты автоматов к Марсу и Венере, увеличить массу КА для полетов к Луне (в том числе с мягкой посадкой на лунную поверхность) и вывести на орбиту спутники серии «Молния» (радио— и телевизионная связь с районами Дальнего Востока и Сибири).

На основе носителя «Восток» разработана ракета-носитель «Союз»: увеличена масса выводимых на околоземную орбиту космических аппаратов до 7.3 т, совершены пилотируемые космические полеты с двумя и тремя космонавтами, выход космонавтов в открытый космос и проведена стыковка кораблей серии «Союз» на орбите.

Усовершенствованный ракетно-космический комплекс «Союз» использовался в таких программах, как «Салют» «Союз», «Союз» — «Аполлон», «Салют-6» — «Союз» — «Прогресс», «Мир» и МКС. Недавно появилась следующая разновидность этой базовой серии — «Союз-У2» с разгонным блоком «Фрегат», созданным в НПО им. С. А. Лавочкина. Указанные выше проекты были задуманы и осуществлены еще при жизни академика С. П. Королёва.

Вместе с ним работала плеяда ученых и инженеров, среди которых В. С. Авдуевский, В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, Л. А. Воскресенский, А. М. Исаев, В. И. Кузнецов, А. Ю. Ишлинский, В. П. Макеев, Г. И. Петров, Н. А. Пилюгин, Б. В. Раушенбах, М. Ф. Решетнев, Б. Е. Черток и многие другие специалисты. В этом творческом союзе важную роль играл академик Мишин. Его технические решения отличались не только оригинальностью, но и рациональностью, многие из них и в настоящее время составляют основной фонд проектно-конструкторских разработок. Под руководством и при участии Василия Павловича были реализованы такие проекты, как орбитальная станция «Салют», КК «Союз», «Прогресс», «Зонд», унифицированный разгонный блок «Д» с нетоксичными компонентами топлива (использован для запуска АМС серий «Венера», " «Вега», геостационарных спутников «Радуга», «Горизонт», «Экран» и др.). Много сил и творческой энергии В. П. Мишин вложил в создание тяжелого носителя «Н-1» (стартовая масса 2820 т) и лунного пилотируемого комплекса ЛЗ (масса 95 т), который планировалось запустить к Луне с помощью ракеты «Н-1». Работы над ней в ОКБ-1 начались еще в 1959 г., всего на несколько лет позже соответствующих американских разработок. В полеты и высадку астронавтов на Луну, которые американский Президент объявил первостепенной национальной задачей, правительство США вложило более 25 млрд. долларов, мобилизовало огромные научно-технические ресурсы. В Советском Союзе победить в «лунной гонке» было крайне сложно в силу многих факторов, среди которых существенное место занимают организационно-финансовые трудности. Не было возможности, как в США, привлечь новейшие технологии мирового уровня и необходимые материальные ресурсы. Экспериментальная отработка ракеты-носителя «Н-1» после четырех неудачных пусков по решению Правительства была прекращена в 1974 г., несмотря на готовность двух ракет к испытаниям. По мнению ведущих специалистов-разработчиков шансы на успешные испытания этих ракет были весьма высокие. Решение о закрытии работ они считают ошибочным, поскольку оно отбросило нашу ракетно-космическую технику на много лет назад. В. П. Мишин, освобожденный от должности главного конструктора, очень тяжело переживал решение о прекращении работ по данному проекту.

Участие Мишина в других разработках: 1959. — запуски межпланетных станций «Луна-1-3»; 1961 — запуск АМС «Венера-1»; 1961 г. — первый пуск чрезвычайно важной для обороны страны МБР Р-9; 1962 г. — создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит»; 1965 — выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1»; 1966 — первый пуск МБР РТ-2; 1968 г. — облет Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме.

В 1958 Мишина избирают членом-корреспондентом АН СССР, а в 1966 г. — академиком.

Работа королёвского конструкторского бюро в 1946-74 в области создания новейших ракетных средств вооружения и выполнения военных и гражданских ракетно-космических проектов была очень результативной. Это был период становления и интенсивного развития ракетной техники и космонавтики в СССР.

С 1974 Мишин работает в Московском авиационном институте заведующим кафедрой проектирования и конструкции летательных аппаратов. Василий Павлович был одним из создателей этой кафедры в 1959 (с этого года профессор) и возглавлял ее более 30 лет, до 1974 г. — по совместительству. На кафедре сложился сильный научно-педагогический коллектив, она всегда отличалась тесными связями с промышленностью. В. П. Мишин привлек к работе в МАИ таких крупных специалистов из РКК «Энергия», как С. О. Охапкин, А. П. Абрамов, В. Ф. Рощин, И. М. Рапопорт, Р. Ф. Аппазов, В. К. Безвербый. Подготовлены тысячи молодых специалистов, защищены десятки докторских и более сотни кандидатских диссертаций. Среди воспитанников Василия Павловича — многие известные ученые и специалисты, ряд членов Российской академии наук.

На кафедре созданы крупные научно-педагогические школы, уникальные научные и учебные лаборатории, изданы многочисленные учебники и монографии. Мишин — автор монографий, учебников и учебных пособий. Наиболее известные из них — «Баллистика управляемых ракет дальнего действия» (1966 г.) и «Основы проектирования летательных аппаратов» (1985 г.) — настольные книги не одного поколения специалистов ракетно-космической техники.

В 1968 в МАИ был создан факультет летательных аппаратов, впоследствии — аэрокосмический факультет. Его основой стала «мишинская» кафедра. Мишин — один из организаторов и признанных руководителей отечественной научной и научно-педагогических школ проектирования баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. Он всегда был генератором новых, нестандартных идей и решений. Особо следует отметить уникальные результаты по разработке современных концепций проектирования ракет-носителей многоразового использования и новые принципы построения самолетов с реактивными органами управления, осуществляющими вертикальные взлет и посадку.

Мишин вел общественно-научную работу, в частности возглавлял комиссию по научному наследию Ф. А. Цандера, готовил к изданию книгу о творческом пути С. П. Королёва, возглавлял ученый совет в Политехническом музее, постоянно участвовал в работе Академии наук, экспертного совета по авиационной и ракетно-космической технике ВАК РФ, программных научно-технических конференций, состоял в редколлегиях ряда журналов общества «Знание».

Мишин — лауреат Ленинской и Государственной премий, награжден многими орденами и медалями. АН СССР присудила Мишину Золотую медаль академика С. П. Королёва (№ 1). Был избран действительным членом Международной академии астронавтики.

Несмотря на значительные научные достижения, деятельность Василия Мишина воспринимается многими ветеранами ракетно-космической отрасли негативно. Наталия Королёва в книге «C. П. Королёв. Отец» свидетельствует о многочисленных случаях малодушия, проявленных Мишиным ещё на посту заместителя Генерального конструктора. 8 лет пребывания его на посту Генерального конструктора (1966—1974) были самыми провальными с технологической точки зрения и привели к глубокому организационному кризису структуры, созданной Королёвым, — практической дезынтеграцией ЦКБЭМ и Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ). Начав воплощать в жизнь проект Сергея Королёва по космическим кораблям «Союз», Мишин, стремясь угодить правительству, принимал решения о запуске аппаратов с многочисленными недоработками. Это привело к 2 трагедиям, в которых погибли 4 советских космонавта (чего не случалось ни до, ни после Мишина), и последовательным неудачам на орбите (в основном связанными со стыковкой). Аварийные запуски ракеты Н1 также явно показали неспособность Генерального конструктора эффективно контролировать работу подчинённых. Именно провал советской лунной программы послужил причиной смещения Мишина с этой должности и назначению на неё Валентина Глушко. Достаточно резкой критики подвергает Мишина в своих личных дневниках Н. П. Каманин.



Поделиться: