поэт, прозаик, один из блестящих представителей "Серебряного Века", "русский де Ренье", по определению Н. Гумилева, сотрудник журнала "Апполон", автор романа "До Цусимы" и поэмы " Героические мечтания Тито Басси". (1913 - 1914 гг.) Ныне забыт.
Начиная писать о нем, я все пыталась представить: каким он был?
Каким же было его недолгое пребывание на Земле? О нем сохранилось очень мало свидетельств, нет документов в "Интернете", он знаком, как поэт, может быть только дотошным историкам литературы да и то не всем: И представить его всего
удавалось с трудом, он в моих грезах был похож на едва уловимое облачко, может быть, шутки ради, нарисованное Провидением на одной из страниц Книги Жизни. Облачко с трагическими тенями. Растаявшее по капризу все того же Провидения - вмиг, словно и не бывало никогда!
Граф Василий Алексеевич Комар
овский, поэт и прозаик, которого в начале Серебряного Века многие называли с легкой руки "мэтра" Николая Гумилева "русским Анри де Ренье*" ( *см. очерк "Анри де Ренье.") был автором одной - единственной книги стихов - " Первая пристань" (1913 г.), удивительной, изящной прозы (новеллы " Анекдоты о лю
бви", "Разговоры в Царском Селе", "Sabinula" - единственная дошедшая до нас прозаическая вещь Комаровского! - романа "До Цусимы"). Он был подлинным властителем своего Дара - так свободно и непринужденно владел словом, ритмом, рифмами, что это дало повод ближайшему другу, тонкому знатоку литературы,
критику Дмитрию Святополк - Мирскому сказать о его творчестве после смерти поэта так ...
"Все это чистая, совершенно свободная игра, может быть и имеющая какую - то подсознательную необходимость, но так как будто лишенная всякого "значения": Чистая свобода, то есть, творчество без "почему"..."
Стихи его называли " блистательными и ледяными" (Георгий Иванов), запоминали, твердили наизусть, просили записать. Он, улыбаясь, дарил листки. Рукописей поэтому почти не сохранилось!
Сам его облик был таким же - совершенство и блистательность. Огромные глаза, всегда немного печальные, тонкий нос
с едва - заметной горбинкой, статная фигура. Все выдавало в нем подлинного аристократа, потомка древней фамилии. Но самая характерная черта - тонкое, изысканное внимание к другим и язвительная насмешливость над самим собой, с какой - то едва уловимой долей печали. У него было прозвище "царскосельск
ий отшельник". О нем, внешнем, знали крайне мало: родился в 1881 году, в семье графа Алексея Комаровского, того самого, что в дальнем родстве с Веневитиновыми и Пушкиными. Получил отменное домашнее воспитание. Гувернер - француз. Свободно владеет древнегреческим языком, читает в подлиннике Гомера. В
прочем, об этом можно было бы догадаться по первым же стихам его сборника "Первая пристань." Они написаны образцово - безупречным гекзаметром.
Размер этот древний и довольно сложен. Владение им предполагает в человеке не столько подлинное мастерство, - научиться можно всему- как истинный, ярчайш
ий, неподдельный совершенно талант!
До сих пор в инструментовке стиха - гекзаметра, в прасодической* виртуозности (прасодия - слог, ритм греческого стиха) мало кто может сравниться с Василием Комаровским! Вот маленький пример:
" Видел тебя сегодня во сне, веселой и бодрой.
(Белый
стоял наш дом на горе, но желтый от солнца.)
Все говорил о себе, да о том, что в тебе нераздельно.
Трое живут: ненавистна одна, к другой равнодушен.
Третья прелестна, и и эту люблю старинной любовью."
"Видение..."
Завораживающая плавность стихов - пейзажей, характерные п
риемы перечисления, заставляли современников Василия Комаровского, читающих и заучивающих на память его стихи, вспоминать не только Гомера, но и Анри де Ренье, кумира и властителя тогдашних поэтических умов...
Но стихи Комаровского не были простым подражанием. Скорее это была "равноправная перекл
ичка двух поэтических голосов", то, что встречается только на " воздушных путях" и только у настоящих поэтов.
Именно Анри де Ренье и И. Аненнского считал Василий Комаровский, "тихий царскосел", как он сам себя называл, своими литературными учителями. Как и Анри де Ренье, граф тоже перелагает в с
тихи свои "Итальянские впечатления"... С той лишь разницей, что дальше окрестностей Петербурга за всю свою короткую жизнь Комаровский никуда не выезжал и побывал в Италии только с помощью воображения!
Оно было таким сильным, его воображение, что он однажды написал Дм. Святополк - Мирскому: "Сочин
яя, я несколько раз сходил с ума, и каждый раз думал, что умер: Когда умру, вероятно, подумаю, что сошел с ума!" Пророческая ирония...
Лишь сильнейший дар воображения позволил Василию Алексеевичу Комаровскому начать блестящую поэму - хронику из жизни средневековой Италии - " Героические мечтания
Тито Басси".
Отзвук любимого им Торкватто Тассо. Причем "отзвук" столь талантливый, что друзья, читавшие отрывки в рукописи, думали что это перевод с итальянского! Комаровский лукаво посмеивался...
Работу над поэмой - хроникой прервал август 1914 года. Объявление о первой мировой войне впечат
лительный и легкоранимый Комаровский воспринял так трагически, что не смог оправиться от депрессии и через несколько месяцев, осенью 1914 года скончался в припадке безумия.
Врачи называли быстро развившуюся болезнь "наследственным фактом" и недоуменно разводили руками. На письменном столе друзья
нашли несколько фрагментов рукописи неоконченной поэмы, засушенные листья с деревьев Царскосельского сада -любимейшего места прогулок-, и книги Анри Де Ренье: "Яшмовая трость" и "Дважды любимая". Это были настольные книги Комаровского. И творчество его, изящное, глубокое и в то же время - неловимо -
легкое- было чем - то похоже на творчество Ренье. Невидимое скрещенье " путей воздушных":Лукавая улыбка Провидения...
P.S. Ни одна из дат короткой и блестящей жизни - 33 года! - забытого Поэта мне неизвестна.
Отыскала только в одном из журналов краткое упоминание о нем.
В статье В. Крей
да ("Наше наследие © 5 .1991г. "Незвестные стихи известных поэтов") говорится, что второе издание стихов Василия Комаровского -"неоклассика по духу, блестящего мастера" вышло только 65 лет спустя после его кончины(!!), да и то не в России, а Мюнхене...
Сначала было невыразимо грустно. Статья как
бы неполна, не завершена: А потом подумалось: "А, может, это и есть путь настоящего Поэта, истинно "воздушный", неподчиненный земным критериям: строгости дат и сухих фактов?.. Так ли уж это плохо?: Как Вы считаете?
29 мая 2001 года. Светлана Макаренко.
В подготовке данной статьи использован