Популярные личности

Василий Клевцов

летчик бомбардировщик, генерал-майор авиации, Герои советско - финской войны
На фото Василий Клевцов
Категория:
Дата рождения:
1909-02-25
Место рождения:
Рига, Латвия
Дата смерти:
1998-02-28
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.


Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку и ФЗУ.

В РККА с 1928 г. В 1929 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1930 г. – 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче, в 1932 г. - курсы инструкторов по вооружению при 3-й военной школе летчиков и летнабов в г. Оренбурге. Служил на Дальнем Востоке. Был командиром отряда бомбардировочной авиабригады.

В ноябре 1937 - июне 1938 гг. участвовал в национально-освободительной войне в Китае. Летал на скоростном бомбардировщике в составе эскадрильи капитана Полынина.

В январе 1938 г. участвовал в бомбардировке японского аэродрома в Нанкине. Замыкал колонну эскадрильи. В ходе налета бомбовым ударом были уничтожены взлетная полоса, аэродромные сооружения, запасы горючего и боеприпасов. На земле сгорело 48 самолетов противника. Один самолет из группы Клевцова был сбит зенитным огнем, экипаж погиб.

23.02.38 г. участвовал в бомбардировке японской авиабазы на острове Тайвань. Возглавлял девятку скоростных бомбардировщиков в составе группы из двадцати восьми СБ под командованием капитана Полынина. Расстояние до цели было более 1000 км, большая часть которых пролегала над районами занятыми противником и над морем. СБ шли плотной группой на высоте 5500 м.

В общей сложности на Тайвань было сброшено 280 авиабомб. Были уничтожены 40 самолетов (не считая тех, что находились в контейнерах), ангары и трехгодичный запас горючего. Удар был настолько внезапным, что ни один из вражеских истребителей не успел взлететь.

Обратно уходили на высоте 2000 м. Возвращались с дозаправкой на промежуточном аэродроме. В воздухе экипажи находились более семи часов.

Рассказывает генерал-полковник авиации Полынин: «На аэродром дозаправки… вышли точно. Это была узкая полоса, отгороженная с одной стороны горой, а с другой - болотом. Но сели благополучно. Торопясь заправить самолеты горючим, техники просят не задерживаться - не исключен налет.

А Вася Клевцов стоит у своего бомбардировщика и сокрушенно качает головой.

- Случилось что? – спрашиваю его.

- Левый мотор отказал. Еле через пролив перетянул, - отвечает он.

И мне подумалось: надо обладать огромной силой воли и мастерски управлять самолетом, чтобы на одном моторе преодолеть такое расстояние и посадить неисправный бомбардировщик на узкую полосу затерявшегося в горах незнакомого аэродрома».

В конце февраля 1938 г. возглавлял группу из тринадцати СБ, нанесшую удар по одной из узловых станций Тяньцзинь-Пукоуской железной дороги, на которой скопилось много вражеских войск. До цели было 450 км. В результате бомбардировки было уничтожено три эшелона.

В марте 1938 г. участвовал в бомбардировке переправы через Хуанхэ. Цель находилась в глубоком тылу противника на расстоянии более 1000 км. Были уничтожены железнодорожный и понтонный мосты, в результате чего сорвалось японское наступление на Северном фронте.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания советского правительства, старший лейтенант Клевцов был награжден орденом Красного Знамени.

Участвовал в советско-финской войне. Был заместителем командующего ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 10 боевых вылетов, в т.ч. ночной вылет на разведку железной дороги в районе г. Кексгольм. Награжден вторым орденом Красного Знамени. Член ВКП(б) с 1940 г.

7.04.40 г. полковник Клевцов был удостоен звания Герой Советского Союза.

4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В 1941 г. окончил 1-й курс Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Был заместителем командира истребительной авиадивизии на Северо-Западном фронте.

С 21.09.41 г. командовал 60-й смешанной авиадивизией Брянского фронта.

Вспоминает генерал-майор авиации Козлов: «Летчики собрались около прибывшего на наш аэродром командира дивизии Героя Советского Союза генерал-майора авиации Клевцова.

- Как настроение? - поинтересовался генерал.

- Отличное! - ответил за всех нас командир полка, и мы были полностью согласны с ним.

- Это хорошо, - заметил командир дивизии. - Моральное состояние - большое дело. Садитесь, товарищи, и давайте поговорим по существу.

Мы расположились прямо на земле у опушки леса. Клевцов вынул из планшета карту и стал вводить нас в курс событий.

Прежде всего командир дивизии проинформировал об обстановке на фронте.

- Наши наземные войска ведут упорные бои. Противник, не считаясь с потерями, рвется вперед. Против войск Брянского фронта наступает армейская группа генерала Гудериана, основной костяк которой составляют танки и механизированные дивизии... Особенно упорные бои идут сейчас в районе Почепа...

Летчики переглянулись. Даже беглый взгляд на карту показывал, что… мы попали на направление главного удара и что предстоят жаркие бои.

Рассказывая о положении на фронте, генерал Клевцов особенно подробно остановился на обстановке в воздухе.

Как мы узнали, истребительная авиация противника действовала группами в 2-4 самолета. Шли эти группы вытянутым пеленгом (ведомый следовал почти в хвост ведущему). В бой фашистские истребители вступали только при выгодных для них условиях... Бомбардировочная авиация действовала группами от трех до двенадцати самолетов. Каждая из таких групп имела непосредственное прикрытие от 6 до 12 истребителей, кроме того, вперед, на расстояние 10–12 километров, посылалась группа до 6 (в зависимости от количества бомбардировщиков) самолетов «Ме-109»...

- Только в сложных метеоусловиях, - отметил генерал Клевцов, — немецкие бомбардировщики действуют без прикрытия, используя облачность. Они наносят удары по боевым порядкам наших войск и местам сосредоточения, железнодорожным узлам и переправам... Ваша задача (как только генерал Клевцов произнес эти слова, все невольно встали) - надежно прикрыть войска на поле боя и в местах сосредоточения от ударов авиации противника, сопровождать бомбардировщики и штурмовики, вести разведку и наносить удары по аэродромам противника и его войскам на марше.

Это была программа наших боевых действий, и мы немедленно приступили к ее осуществлению…

Генерал Клевцов еще находился на аэродроме, когда на командном пункте полка раздался звонок телефона...

- Над линией фронта с курсом 70° прошли восемь «Ме-109» на малой высоте.

Командир полка доложил о сообщении комдиву.

- Действуйте! - приказал генерал Клевцов.

В небо взлетела ракета. Звено истребителей поднялось в воздух. Вскоре к нему присоединилось второе...

Не прошло и нескольких минут, как с востока, из-за облаков, вынырнула восьмерка «мессеров» и со снижением полетела в направлении аэродрома. Удар противника не достиг цели - ни личный состав, ни материальная часть не пострадали.

Немецкие летчики пытались повторить атаку, но сами были атакованы нашими истребителями. Одновременно начала вести огонь зенитная артиллерия. Фашисты поспешили уйти.

Генерал Клевцов, внимательно наблюдавший за воздушной обстановкой, подчеркнул, что патрулировавшие истребители должны были произвести атаку, но этого не произошло по причине неправильного построения боевого порядка и слабой осмотрительности летчиков. На эти вопросы надо обратить особое внимание.

Мы и сами отлично это понимали, и замечание командира дивизии вызвало на наших лицах краску стыда».

27.01.42 г. 60-я сад была преобразована в Управление ВВС 33-й армии.

С 27.07.42 г. по 8.02.44 г. генерал-майор авиации Клевцов командовал 244-й бомбардировочной авиадивизией (449-й и 861-й бап) 17-й ВА.

После войны был начальником военной авиационной школы пилотов первоначального обучения.

В 1946-56 гг. - заместитель командующего ВВС Сибирского военного округа по боевой подготовке.

С 1956 г. генерал-майор авиации Клевцов - в отставке. Жил в Новосибирске.



Поделиться: