Пострижен в монахи и рукоположен в иеромонахи (1895). Ректор Холмской семинарии (1897-1902), епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии (1903-05). С 1905 епископ Холмский и Люблинский, с 1912 архиепископ.
Родился в семье священника в с. Сомово Одоевского у. Тульской губ. Окончил Белевское ДУ (1882), первым учеником Тульскую ДС (1888) и Московскую ДА (1892) кандидатом богословия (его диссертация была посвящена святителю Тихону Задонскому). По окончании Академии назначен 12 марта 1893 помощником смотрителя Ефремовского ДУ, а в 1894 преподавателем Тульской ДС. 3 февр. 1895 пострижен в монашество архим. Антонием (Храповицким), 12 февр. рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Владимирской ДС. В 1897 назначен ректором Холмской ДС с возведением в сан архимандрита. 12 янв. 1903 хиротонисан во еп. Люблинского, вик. Холмско-Варшавской епархии. С 18 июля 1905 еп. Холмский и Люблинский (с 20 мая 1912 — архиепископ).
Еп. Евлогий был одним из активнейших тогдашних архиереев, много внимания уделял социальным проблемам, служению Церкви беднейшим слоям населения. В 1907 избран от православного населения Люблинской и Седлецкой губ. членом II Государственной Думы, где примкнул к умеренно-правым и вы-двинул в Думе идею выделения Холмщины из Царства Польского, тогда не принявшую еще форму законопроекта. Дума 2-го созыва просуществовала недолго. В 1907 избран в III Гос. Думу, член фракции умеренно-правых, затем (после образования) фракции умеренно-правых и националистов (член Совета фракции). Внесенный министерством внутренних дел и принятый Думой в 1912 законопроект о выделении Холмской губернии в значительной степени является его делом, он агитировал за него также в пределах своей епархии, утверждая, что он благоприятствует интересам русского крестьянства. Владыка также работал в комиссиях: вероисповедной (председатель комиссии), земельной, старообрядцев, законодательных предположений. С право-националистических позиций выступал по вопросу о земстве в западных губерниях 12 мая 1910. Был категорическим противником законопроекта о свободе перехода из одного вероисповедания в другое, который обсуждался 30 мая 1909, защищал церковно-приходские школы, отстаивал увеличение содержания духовенства и т. д. От избрания в IV Думу отказался.
Принимал участие в право-монархическом движении. Будучи членом Гос. Думы, регулярно участвовал в заседаниях Русского Собрания (PC), служил молебен при открытии гимназии PC, а после проводил собеседования на духовно-нравственные темы с гимназистами. Прислал свое благословение 1-му Всероссийскому съезду Русских Людей в Санкт-Петербурге 8—12 февр. 1906, или Всероссийский съезд Русского Собрания, которое передал делегат съезда председатель Варшавского отдела PC проф. Д.В.Цветаев. Прислал также «горячее приветствие» Съезду Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909. Член Главного Совета Всероссийского Национального Союза, почетный член Русского Окраинного Общества.
С 14 мая 1914 архиепископ Волынский и Житомирский. Во время войны жил все время в прифронтовой полосе, не раз бывал на фронте. После Февральской революции 1917, как вспоминал владыка, «началась против меня травля. Называли «черносотенцем», «старорежимником». По своим политическим убеждениям я был монархистом... Монархические убеждения сложились у меня органически, под влиянием ряда условий и обстоятельств моей жизни». Однако удалить с кафедры его не удалось. Прошедший 17 апр. 1917 Первый свободный Епархиальный съезд Волынского духовенства выразил ему доверие и просил Св. Синод оставить его на Волыни «как архипастыря любимого, уважаемого и искренне православным людям желанного». Участвовал в подготовке Священного Собора Православной Российской Церкви, на котором председательствовал в отделе богослужения, проповедничества и церковного искусства. 13 ноября отпевал в Успенском соборе Кремля погибших в ходе большевистского переворота юнкеров. 7 дек. 1917 избран одним из шести членов Св. Синода.
Во время гражданской войны проживал в Киеве, где 4 дек. 1918 был арестован петлюровцами и вместе с арестованным на следующий день архиеп. Антонием был вывезен в Польшу, затем в Австрию и Румынию. Они находились в заключении в монастыре Бучач вместе с привезенными позднее из Киева еп. Чигиринским Никодимом (Кротковым) и его иеродиаконом Николаем и привезенными из Почаева архим. Виталием (Максименко) и иером. Тихоном (Ша-раповым). Затем владыка Евлогий был некоторое время в заключении в Кракове. После 9-ме-сячного заключения по требованию стран Антанты был освобожден и в сент. 1919 прибыл в Новороссийск. Член Временного Высшего Церковного Управления Юга России в Новочеркасске. Отпевал архиеп. Алексия (Дородницына) и В. М. Пуришкевича.
19 янв. 1920 с группой архиереев и бывшим товарищем обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жеваховым эмигрировал в Сербию. Открывал Съезд в Рейхенгалле (Съезд Хозяйственного восстановления России в г. Рейхенгалль (Бавария) 29 мая — 4 июня 1921), в ходе которого служил молебен и панихиду по всем за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим. 26 марта 1921 указом Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина) назначен управляющим приходами в Западной Европе, 30 янв. 1922 возведен в сан митрополита. Некоторое время жил в Берлине, затем поселился в Париже, где организовал Богословский институт, в котором преподавали С. Н. Булгаков, А. В. Карташев и другие известные философы и богословы.
После выхода декларации митр. Сергия (Старгородского) перешел в оппозицию ему. 28 мая 1930 уволен от управления Православными Русскими Церквями в Западной Европе, запрещен в священнослужении вместе с подчиняющимися ему клириками. В февр. 1931 митр. Евлогий перешел со своими приходами в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Из русских приходов в Западной Европе был образован во главе с ним самостоятельный Парижский Экзархат. Во время Великой Отечественной войны стоял на патриотических позициях, одним из первых в 1945 получил советский паспорт. 25 августа 1945 воссоединился с Русской Православной Церковью с оставлением митрополитом, Экзархом Западной Европы. Скончался в Париже. По оценке митр. Мануила (Лемешевского) «был необыкновенно добр, бескорыстен, широко щедр, внимателен к собеседнику, любил мирить и, особенно, — венчать. При всей занятости сложной, тяжелой и большой административной работой всегда и неизменно преисполнен был «веселия духовного»».