Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "Знак Почёта", медалями.
Член Союза писателей СССР. Автор книги "В военном воздухе суровом".
Василий Емельяненко родился 16 Января 1912 года в посёлке Николаевский, ныне город Николаевск Волгоградской области, в семье рабочего. Окончив неполную среднюю школу, учился на рабфаке. В 1932 году по стране прокатился клич: "Комсомолец - на самолёт !". И Василий, студент композиторского факультета при Московской консерватории, поступил в Саратовскую школу пилотов Осоавиахима, которую окончил в 1933 году. Затем его направили в Центральную лётно - инструкторскую школу в Москве. Окончив её в 1934 году, работал в аэроклубах: Нальчикском, Черниговском, Николаевском.
С Июня 1941 года в рядах Красной Армии. Боевую деятельность начал под Бобруйском в составе 4-го штурмового авиационного полка. Этот полк первым в ВВС получил на вооружение в 1941 году новейший по тем временам бронированный самолёт Ил-2. До начала войны лётчики полка успели совершить на них лишь несколько ознакомительных полётов. "Строем ещё не летали, а из пушек и пулемётов на полигоне никому и очереди выпустить не пришлось... Как прицельно сбрасывать бомбы и пускать реактивные снаряды - никто представления не имел", - вспоминал позднее Василий Емельяненко.
1 Июля 1941 года лётчики полка приняли боевое крещение на подступах к Березине и Бобруйску. Недостатки в подготовке лётного состава и упрощённая тактика боевого применения нового штурмовика - атака наземных целей с пологого пикирования, в результате чего Ил-2 подвергались прицельному сосредоточенному огню зенитных средств противника, привели к большим потерям. Так, лишь за первые 3 дня боевых действий 4-й ШАП потерял 20 лётчиков ( к концу войны боевые потери полка составили более 200 человек ). Бывало, что лётчик - штурмовик после 10 успешных боевых вылетов получал звание Героя Советского Союза ( а обычно - после 100 вылетов ).
После полутора месяцев напряжённых боёв полк был выведен в тыл на переформирование. После чего, отправлен на Южный фронт. Лётчики 4-го ШАП участвовали в боях за Донбас, вели напряжённые схватки в небе Кавказа, освобождали Севастополь. За большие успехи на полях сражений, в Марте 1942 года, 4-й штурмовой авиаполк был переименован в 7-й Гвардейский.
В дни боёв за Тамань в 7-м ГвШАП родилась песня, музыку к которой написал Василий Емельяненко. Припев песни был такой:
Эх, "Ильюша", мой дружочек, штурманём ещё разочек !..
К Августу 1943 года штурман 7-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Гвардии Капитан В. Б. Емельяненко совершил 88 боевых вылетов, уничтожил и повредил 23 самолёта противника, подбил и сжёг десятки танков и автомашин, нанёс врагу большой урон в живой силе. В воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта. Сам Василий Борисович вспоминает об одном из поединков так:
- Я уже различал железнодорожное полотно, а когда перевёл взгляд повыше, вдруг увидел летевший к Минеральным Водам на одной с нами высоте двухмоторный самолёт с двумя килями. Он пересекал наш курс, перемещаясь с правой стороны. Я принял его за истребитель - штурмовик Ме-110. С ним шутки плохи: самолёт довольно маневренный, с мощным вооружением. Мгновенно оценив обстановку, я решил уйти под него вниз, чтобы остаться незамеченным - если он вступит в бой, удара по станции нам уже не нанести.
Немецкий самолёт стремительно несется, не замечая нас. И в этот миг мои пальцы легли на гашетки пушек и пулемётов, глаза впились в перекрестье прицела - огонь ! Сверкнул сноп трасс, вражеский самолёт пронесся левым бортом точно через огненную дорожку, будто гася её, вздрогнул и начал круто отворачивать от меня, оставляя густой дымный след. Немецкий лётчик, повернувшись хвостом, подставил под прицел "спину". Я успел выпустить ещё одну длинную очередь. Полыхнуло пламя - и горящий самолёт в крутой спирали скрылся под крылом...
Спустя некоторое время нам удалось побывать на месте его падения. Мы стояли около лежащего на брюхе двухкилевого самолёта, который я сбил. Это оказался не "Мессершмитт-110", как я полагал, а четырехместный бомбардировщик "Юнкерс Ju-86К", которого нам ещё не приходилось видеть. Левый мотор у него сгорел и превратился в труху. С правого я срубил отверткой круглую марку фирмы "БМВ". На память. Начальник воздушно - стрелковой службы полка Борис Лурье долго ходил вокруг самолёта и пересчитывал пушечные пробоины. Их было 33...
13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, В. Б. Емельяненко было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны он совершил более 100 успешных боевых вылетов.
После окончания войны Василий Борисович продолжил службу в ВВС. В 1946 году окончил Военно - Воздушную академию и работал в ней преподавателем тактики авиации. Кандидат военных наук, доцент. С 1960 года Полковник Б. В. Емельяненко - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "Знак Почёта", медалями. Последнее время жил в Москве. Член Союза писателей СССР. Автор книги "В военном воздухе суровом"