Живописец, член Союза художников России, представитель петербургской живописной школы.
Окончил Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств.
Учился у К.Н. Ломыкина, М.М. Божия, Т.Н. Яблонской, у академиков Российской Академии Художеств Ю.М. Непринцева и О.А. Еремеева.
В творчестве художника наиболее полно отразились возможности русской академической школы новейшего периода. Примечательно, что художник развивает их преимущественно в одном жанре, и даже в одной теме, а именно балетной, которой он остается, верен всю свою творческую жизнь. От произведения к произведению художник совершенствует усвоенные им приемы и принципы построения картины, опираясь на традиции русской реалистической школы.
В наиболее известных работах - «Слезы творчества» (2000, х.м.), «Балерина, завязывающая пуанты» (1996, х.м.), «Портрет народной артистки России М.М. Плисецкой» (1998, х.м.), «Антракт. Ведущая артистка балета Анна Сысоева» (2005, х.м.) автор показывает оттенки творческого состояния танцовщиц и педагогов, пытаясь донести через них одновременно и состояние души своих героинь. По мысли художника в картине главное - образ, который диктует выбор художественных средств. Уже в перечисленных произведениях, составляющих только очень небольшую часть балетного цикла, различные позы и ракурсы фигур танцовщиц показывают намеренное стремление мастера уйти от однообразия в композиционном решении.
Тем не менее, приемы академической живописи присутствуют в каждой работе. Фигуры в большинстве случаев занимают центральное положение в картине. Благодаря живописному решению взгляд зрителя акцентируется на главном участнике. Так, в работе «Балерина, завязывающая пуанты» белоснежная пачка танцовщицы буквально приковывает к себе взгляд.
Еще одной особенностью творчества художника является умение верно находить соотношение рисунка в общем построении картины. В работе «Юная танцовщица» (1997, х.м.) рисунок строг и закончен, в другом произведении – «Танцовщица из балета Б.Я Эйфмана Евгения Затбаева» (2006, х.м.), где зритель словно поймал движение балерины, рисунок словно размыт. Здесь же, в отличие от других работ, автор активно, даже смело использует пастозное письмо.
Стараясь максимально показать очарование волшебного мира балета, его героинь, прелесть и непосредственность ситуаций, в которых оказывается тот или иной персонаж, художник не ограничивает себя каким-то одним почерком. Показательна в этом плане работа на несколько иную тему - «Портрет заслуженной артистки России Е.Борисевич» в роли Розалинды в оперетте «Летучая мышь» (2001, х.м.). Сам характер образа находчивой героини знаменитой оперетты подсказал автору новое, более раскованное решение в использовании живописных средств.
Несмотря на обилие образов и ситуаций, во всех работах заметно тяготение художника замкнуть мысли зрителя на ощущении трепетности состояния. Наверное, поэтому в большинстве полотен нет развитой динамики композиции, что опять же в духе традиций собственно академической школы. Колорит отдельной картины построен, как правило, на использовании немногих, но сочных цветов.
Еще одна особенность, отличающая мастера от большинства его современников – соблюдение классической технологии живописи, что сам художник характеризует определением «выдерживать культуру холста». Среди прочего и применение межслойных лаков, что в сочетании с покровными, придает корпусному письму почти забытое очарование картин старых мастеров.
Живописца часто называют русским Дега. Однако, такое сравнение и неуместно и неточно. К тому же, в произведениях В. Братанюка больше жизни и непосредственности ситуаций. Зритель невольно становится участником действия, а не просто созерцателем.
По выражению художника цель его творчества заключена в девизе «Дышать красотой!». Красота для него не только в буквальном проявлении. Показательно, что среди героев его полотен видное место занимают неординарные личности. Это - артисты и деятели балета Г.С.Уланова, Н.Дудинская, И.Д.Бельский, известный ученый Д.С. Лихачев, художники О.А.Еремеев и А.А.Мыльников, участник разведгруппы Р.Зорге Е.П.Лилиенталь, несколько портретов барона Э.А.Фальц-Фейна (один из портретов находится в Мальтийской Капелле Санкт-Петербурга).
Попытки художника работать над другими жанрами, хотя и дали несколько интересных работ (среди них можно выделить «Портрет старца отца Николая Гурьянова» (1998, х.м.), но все же заставляют возвращаться к мысли, что Василий Братанюк виртуоз своей основной темы. Созданный им значительный цикл из сравнительно небольших по размеру работ, представляющий особый артистический мир, уже сейчас занимает видное место в национальном искусстве.
В. Братанюк постоянный участник Санкт-Петербургских, Российских и международных выставок. В 2000 году получил Гран-при за выставку «Балет глазами художников». Персональные выставки: в 2001 году в музее им. И. Бродского (Санкт-Петербург); в 2003 году – США, штаты Минисота, Висконти, Нью-Йорк; в 2003 году – Каир, Египет; в 2004 – Амстердам, Голландия; в 2005 году – Хьюстон, США и Лондон, Великобритания; 2006 год – США и Великобритания. В 2006 году его картины выставлялись на всех выставках в рамках проекта «Товарищество передвижных выставок. ХХI век».
Работы находятся в музее Академии Художеств, в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и других музеях Санкт-Петербурга, в Музее искусств Великобритании, а также в частных коллекциях в России и в восемнадцати зарубежных странах.