Знаменитая литовская красавица, личность ренессансного типа; жена великого князя литовского и короля польского Сигизмунда II Августа.
Родилась в семье могущественнейших литовских магнатов Радзивиллов (её родным братом был Николай Рыжий Радзивилл, двоюродным — Николай Чёрный Радзивилл). В 1538 г. (по другим сведениям 18 мая 1537 года[1]) она вышла замуж за сына влиятельнейшего литовского магната Альберта Гаштольда воеводу новогрудского Станислава, но уже в 1542 г. стала вдовой.
В 1547 г. она тайно обвенчалась с великим князем литовским Сигизмундом Августом. Тайный брак организовали братья Варвары Николай Рыжий и Николай Чёрный. Вскоре после церемонии молодожены расстались на полгода — король отправился в сейм в надежде добиться разрешения на этот брак, а Варвару отослал в Дубинки (Дубингяй). Молодожены поддерживали связь, посылая друг другу письма и маленькие подарки. От пребывания Варавары в Дубингяй остались трогательные письма, свидетельствующие о её образованности и широте интересов.
В 1548 г. Сигизмунд Август, унаследовав после смерти Сигизмунда Старого польский трон, официально объявил о своей женитьбе и потребовал признать Варвару Радзивилл польской королевой. Этому ожесточенно сопротивлялась мать короля Бона Сфорца и польские вельможи, опасавшиеся засилья Радзивиллов. Лишь 7 мая 1550 г. в Кракове Варвара была коронована, но вскоре заболела и 8 мая 1551 г. скончалась. Выдвигались гипотезы о том, что она была отравлена Боной.
Прах Варвары был в сопровождении безутешного вдовца перевезён из Кракова в Вильну и захоронен в Кафедральном соборе.
Романтическая история любви и яркая фигура Варвары Радзивилл послужила материалом нескольких прозаических, стихотворных и драматических произведений на польском и литовском языках. По одному из преданий, чародей пан Твардовский вызвал по просьбе короля призрак его возлюбленной. Сюжет лёг в основу картины польского художника Войцеха Герсона (хранится в Национальном музее в Познани). Высказывалось предположение, что чудотворный образ Матери Божией Остробрамской на самом деле является портретом Варвары Радзивилл.
Варваре Радзивилл посвящены драмы польских драматургов Францишека Венжика (1811) и Алоиза Фелинского (1823). Драму Žygimantas Augustas ir Barbora Radvilaitė опубликовал в 1948 Йонас Гринюс. Сюжет использовал в стихотворной драме «Барбора Радвилайте» (Barbora Radvilaitė; 1971) литовский прозаик и драматург Юозас Грушас (постановки в Каунасском государственном драматическом театре, 1972; в Клайпедском драматическом театре, 1973; в Русском драматическом театре Литвы, 1980; телевизионный спектакль Литовского телевидения, 1982).
Это своеобразный вариант Ромео и Джульетты — ставшая легендой история любви польско-литовского короля Сигизмунда Августа и красавицы дворянки, молодой вдовы Барборы Радвилайте. В центре драмы Грушаса — столкновение могучей, романтической, облагораживающей любви с фанатизмом государства и двором королевы Боны, матери Сигизмунда Августа. В обусловленный реальными историческими обстоятельствами конфликт драмы, где звучит и тема исторической судьбы Литвы, автор включает борьбу героев за принципы гуманизма, за права своей личности, полноту своей жизни.[2]
За драму «Барбора Радвилайте» (а также историческую драму «Швитригайла» Грушас был удостоен Республиканской премии (1976).