Французский оперный певец, бас-баритон, выступавший под псевдонимом Ванни Марку (Vanni Marcoux), который иногда писался через дефис – Ванни-Марку (Vanni-Marcoux). Он славился исполнением произведений итальянских и французских композиторов и владел огромным репертуаром, включавшим около 240 ролей. Кроме того, Марку обладал недюжинными драматическими способностями, что делало его выступления незабываемыми. Вокал Марку, хоть и не особенно большой, отличался чистотой и ясностью, безупречной французской дикцией и характерным вибрато.
Жан-Эмиль Диожен Марку родился 12 июня 1877 года в итальянском Турине (Turin, Italy) – его отец был французом, а мать - итальянкой. Мать дала ему прозвище Ванни, уменьшительное от Джованни (Giovanni), итальянского эквивалента имени Жан. Ванни готовился стать адвокатом и изучал право, но, окончив занятия, решил посвятить себя музыке. Он учился в консерватории родного города.
Он дебютировал на профессиональной оперной сцене в 1894 году, в возрасте 17 лет, с партией Спарафучиле (Sparafucile) в вердиевском 'Риголетто' (Rigoletto) в Турине. После дальнейших занятий в Париже (Paris) под руководством Фредерика Буайе (Frédéric Boyer) Марку впервые появился
перед публикой на оперной сцене в Байонне, Франция (Bayonne, France), в роли брата Лорана (Frère Laurent) в 'Ромео и Джульетте' (Roméo et Juliette) Гуно (Gounod), в 1899 году. После этого Ванни выступал в нескольких провинциальных театрах, которые, в итоге, привели его в 1905 году в Лондон (London), к исполнению партии Базилио (Basilio) в 'Севильском цирюльнике' (The Barber of Seville) Россини (Rossini); и к роли Бертрама (Bertram) в опере Мейербера (Meyerbeer) 'Роберт-дьявол' (Robert le diable) в театре Ла Монне (La Monnaie) в Брюсселе (Brussels) в 1906-м.
Парижский дебют артиста состоялся в 1908 году на сцене Парижской оперы (Paris Opéra) в
качестве Мефистофеля (Méphistophélès) в 'Фаусте' (Faust) Гуно (Gounod).
В 1910 году он впервые пел в миланском театре Ла Скала (La Scala) партию Старого иудея (Old Hebrew) в 'Самсоне и Далиле' (Samson and Delilah) Сен-Санса (Saint-Saëns). В том же 1910 году он в первый раз исполнял 'Дон Кихота' (Don Quichotte) Массне (Massenet) в парижском театре Гайете-Лирик (Gaieté Lyrique), и вскоре эта партия стала его коронной ролью.
На протяжении почти четырех десятилетий Ванни Марку оставался одной из важнейших фигур в музыкальной жизни Парижа и одним из самых любимых артистов парижской публики. Он выступал, главным образом, в Парижской опер
и в Опера-Комик (Opéra-Comique), где множество раз принимал участие в премьерных постановках современных опер, среди которых были 'Лисистрата' (Lysistrata) Рауля Гюнсбурга (Raoul Gunsbourg), 'Арлекин' (L'Arlequin) Макса д'Оллона (Max d'Ollone), 'Монна Ванна' (Monna Vanna) и 'Обнаженная женщина' (La Femme nue) Анри Феврье (Henry Février), 'Панург' (Panurge) Жюля Массне (Jules Massenet) и 'Орленок' (L'Aiglon) Артюра Онеггера (Arthur Honegger), совместно с Жаком Ибером (Jacques Ibert).
Марку часто пересекал Атлантику (Atlantic), отправляясь на гастроли в Соединенные Штаты (United States). Его приглашали стать членом труппы Бостонской оперной компании
(Boston Opera Company), где артист дебютировал в 1912 году в качестве Голо (Golaud) в 'Пеллеасе и Мелизанде' (Pelléas et Mélisande) Дебюсси (Debussy). За этим последовал его дебют в Чикагской Гранд-Опера (Chicago Grand Opera Company) в 1913 году, в ролях всех четырех злодеев в опере Оффенбаха (Offenbach) 'Сказки Гофмана' (The Tales of Hoffmann), которые считаются одним из его величайших театральных достижений. Своим успехом в Штатах Марку отчасти обязан сопрано Мэри Гарден (Mary Garden), которая популяризировала французскую оперу в Чикаго (Chicago).
В октябре 1914 года, в начале Первой мировой войны, в прессе ошибочно сообщили, что Марку был убит
в бою, находясь в рядах французской армии.
В 1919-м артист пел в театре Колон (Teatro Colón) в Буэнос-Айресе (Buenos Aires), крупнейшем театре Южной Америки (South America). Среди наиболее значимых его выступлений - роль Филиппа II (Philippe II) в 'Дон Карлосе' (Don Carlos), Рафаэль (Rafaele) в 'Ожерелье Мадонны' (I gioielli della Madonna), Яго (Iago) в 'Отелло' (Otello) и главная партия в 'Джанни Скикки' (Gianni Schicchi).
В 1938-м Марку начал преподавать в Парижской консерватории (Paris Conservatory), а в 1948 году покинул сцену и возглавил Гран-театр Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux) – до 1951 года. Он умер 22 октября 1962 года в Париже