'Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra' - американский биг-бэнд, организованный трубачом Тэдом Джонсом (Thad Jones) и барабанщиком Мэлом Льюисом (Mel Lewis) около 1965 года.
Около двадцати лет оркестр выступал в своем первоначальном составе. В 1972 году, в самый разгар Холодной войны, ансамбль совершил турне по Советскому Союзу (Soviet Union). В 1978-м биг-бэнд получил премию 'Грэмми' (Grammy Award) за альбом 'Live in Munich'. Сотрудничество отцов-основателей оркестра прекратилось в том же 1978 году, когда Тэд Джонс внезапно перебрался в Копенгаген, Дания (Copenhagen, Denmark). После этого ансамбль стал называться 'Mel Lewis Jazz Orchestra'. С момента смерти Льюиса в 1990 году оркестр стал известен как 'Vanguard Jazz Orchestra'. На протяжении сорока лет по понедельникам вечером оркестр играл в джаз-клубе 'Village Vanguard', и эта многолетняя традиция нашла свое отражение в новом названии коллектива.
В свое время оркестр начинал как коллектив, объединивший звездных музыкантов, собиравшихся вместе для вечерних сессий где-нибудь в нескольких минутах ходьбы от 'Jim and Andy's', бара, в котором постоянно собирались нью-йоркские музыканты. В конце концов, они дебютировал
и в популярнейшем нью-йоркском джаз-клубе 'Village Vanguard' в 1966 году и очень быстро были замечены публикой и критиками, благодаря своей оригинальности и виртуозному владению инструментами.
Биг-бэнд обладал собственным уникальным стилем на пересечении свинга, бибопа и хард-бопа, мощным, быстрым, интеллектуальным звучанием, которое интересно было слушать. Их пьесы требовали от исполнителей высокой степени мастерства. Трубач Тэд Джонс, который в 50-х годах гастролировал с 'Count Basie Orchestra', а также писал сочинения для этого оркестра, первое время возглавлял 'Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra' и был основным аранжировщиком. Иногда он и сам выступал в составе оркестра, чаще всего на флюгельгорне. Второй из руководителей оркестра, Мэл Льюис, отвечал за стиль ударных, который был совершенно неповторимым и в корне отличался от барабанов других джазовых биг-бэндов. Его работа на тарелках добавляла звучанию ансамбля текстуры и богатства, что являлось одной из отличительных особенностей 'Thad
Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra'. Все последующие барабанщики оркестра в той или иной степени находились под влиянием его музыкального стиля.
Возможно, 'Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra' был самым влиятельным биг-бэндом со времен эпохи свинга. Кроме того, это был необычный оркестр. Он не только активно работал над созданием нового стиля, но и добился немалого успеха в тот период, когда биг-бэнды впали в немилость, а также оставался единым и неразделимым в моменты наибольшей расовой напряженности. Если первоначально в составе биг-бэнда были только именитые музыканты, чьи имена сами по себе были приманкой для аудитории, то со временем оркестр стал давать возможность проявить себя новым талантам, например, джазовому трубачу, дирижеру и композитору Джону Фаддису (Jon Faddis).
Аранжировки Мэла Льюиса оказали значительное влияние на современных композиторов, таких как Мария Шнайдер (Maria Schneider), Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer), который сам был участником оркестра, Джим Макнили (Jim McNeely)
и Билл Киршнер (Bill Kirchner). Его песни выстроены с учетом инновационных элементов, которые ввели в обращение пионеры джаза Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Чарльз Мингус (Charles Mingus).
Среди знаменитых участников оркестра - тромбонисты Эдди Берт (Eddie Bert) и Луис Бонилла (Luis Bonilla), трубачи Снуки Янг (Snooky Young) и Сесил Бриджуотер (Cecil Bridgewater), саксофонисты Пеппер Адамс (Pepper Adams) и Билли Харпер (Billy Harper), пианисты Роланд Ханна (Roland Hanna), Кенни Вернер (Kenny Werner) и Майкл Вайсс (Michael Weiss), контрабасист Ричард Дэвис (Richard Davis), ударник Джон Райли (John Riley), вокалисты Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater), Рут Браун (Ruth Brown) и Джо Уильямс (Joe Williams).
В 1978 и 2008 годах оркестр был награжден премиями 'Грэмми' (Grammy award) и номинировался на 'Грэмми' в 1967, 1969, 1970, 1975, 1976 годах. Кроме того, в 70-х биг-бэнд с завидной периодичностью возглавлял рейтинги по версии журнала 'Down Beat', как по опросам критиков, так и читателей.