Ветераны "вандализма" из Оранж Каунти начали отсчет своей деятельности почти с первых дней зарождения местной панк-сцены, однако выйти на широкую аудиторию им удалось только в начале 90-х. Правда, за это время их юморная и язвительная музыка успела оказать влияние на многие последующие команды.
Являясь духовными предками "Offspring", "Blink-182" и "Less than Jake", "Vandals" сами черпали вдохновение у "Dickies" и "Descendents". Группа появилась на свет в 1980 году в Хангтингтон Бич (откуда также вышли "Crowd" и "T.S.O.L.") благодаря стараниям гитариста Яна Нильса Акермана. В первый состав банды также вошли вокалист Стево, басист Стив Пфаутер и барабанщик Джо Эскаланте.
Концерты группы происходили довольно буйно, что привело к запрету появления "Vandals" на некоторых площадках. Зато приобретенная скандальная слава помогла продажам дебютного EP "Peace thru vandalism", вышедшего на лейбле "Bad religion", "Epitaph". Одна из песен с этой пластинки ("Urban struggle") стала хитом местных радиостанций.
Vandals В последующие два года "Вандалы" активно выступали в окрестностях Оранж Каунти, пробиваясь в любые места, куда только было можно. В 1985-м при участии нового бас-гитариста Чалмера Люмари команда записала первый полнометражник, изданный небольшим
лейблом "National trust". В результате еще пара песен ("Lady Killer", "Mohawk town") получила прописку на местном радио. Последующие годы группу терзали кадровые проблемы. Так, например, в конце 1985-го место у микрофона занял экс-участник "Fallen idols" Дэйв Квакенбуш, а Эскаланте переключился с ударных на бас. В 1987-м в коллективе появился гитарист Уоррен Фитцджеральд, а в 1989-м барабанами занялся Джош Фриз, и на данном этапе состав надолго стабилизировался.
Команда подписалась на независимый панковский лейбл "Triple X", с которого сделала мощный прорыв в виде альбома "Fear of Punk Planet". Следом "Vandals" переиздали бэк-каталог, а в 1994-м взялись за переработку старого материала, который выпустили на концертнике "Sweatin' to the oldies".
VandalsМежду тем, члены группы начали подрабатывать на стороне. Фитцджеральд поигрывал в "Oingo Boingo", а Фриз заделался сессионщиком, и его участие проявлялось в "Suicidal tendencies", "Infectious grooves", "A p
erfect circle" и даже "Guns N'Roses". Когда калифорнийский панк начал переживать эпоху возрождения "Vandals" перебрались на оффспринговский лейбл "Nitro records", где выпустили два альбома, "Live fast diarrhea" и "The quickening". А в 1996-м Эскаланте и Фитцджеральд основали свою фирму "Kung Fu", на которой группа дебютировала с диском "Oi to the world: Christmas with The Vandals". Правда, у музыкантов еще оставались обязательства перед "Nitro records" и они их выполнили, издав там "Hitler bad, Vandals good" и "Look what I almost stepped in".
В начале нового тысячелетия Фитцджеральд и Фриз продолжали вне-вандальскую деятельность, причем барабанщик увлекся этим делом настолько, что не мог участвовать на концертах своей основной группы. Для "Vandals" он работал теперь только в студии, а на "лайвы" приходилось приглашать других сессионщиков. Свою полную независимость группа обрела в 2002 году, отметив это событие выпуском альбома "Internet dating superstuds".