Популярные личности

Валерьян Турыгин

Командир 813-го истребительного авиационного полка
На фото Валерьян Турыгин
Категория:
Дата рождения:
1914-06-01
Место рождения:
Смоленск, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Всего совершил 347 успешных боевых вылетов. В 88 воздушных боях сбил 13 самолётов противника лично, 4 - в группе с товарищами и 7 уничтожил на аэродромах. Выполнил 80 штурмовок войск противника, при этом уничтожил 42 автомашины, 21 полевое орудие, 28 зенитных орудий, 17 танков, 32 железнодорожных вагона, 24 зенитно - пулемётных точки, 23 блиндажа, до 700 вражеских солдат и офицеров.


Родился 1 Июня 1914 года в городе Смоленске. Окончил 9 классов средней школы, Одесское военное авиационное училище и Высшие лётно - тактические курсы командиров частей. До Великой Отечественной войны работал грузчиком, камнебоем, трактористом, шофёром, заведующим гаражом. С 1939 года в Красной Армии.

Участник Великой Отечественной войны с Ноября 1941 года. Сражался в составе 653-го и 269-го истребительных авиационных полков.

Войну закончил командиром 813-го истребительного авиационного полка ( 8-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия ).

Всего совершил 347 успешных боевых вылетов. В 88 воздушных боях сбил 13 самолётов противника лично, 4 - в группе с товарищами и 7 уничтожил на аэродромах. Выполнил 80 штурмовок войск противника, при этом уничтожил 42 автомашины, 21 полевое орудие, 28 зенитных орудий, 17 танков, 32 железнодорожных вагона, 24 зенитно - пулемётных точки, 23 блиндажа, до 700 вражеских солдат и офицеров.

В Сентябре 1945 года представлен к званию Героя Советского Союза, однако тогда представление не было реализовано. После войны до 1960 года В. М. Турыгин продолжал служить в ВВС, летал на реактивных самолётах, обучал лётный состав высшему пилотажу. После увольнения из Вооружённых Сил работал в народном хозяйстве. Полковник в отставке. Награждён орденами Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями и памятными знаками. 20 Марта 1991 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

* * *

...Конец Октября начало Ноября 1942 года характеризовался наивысшим накалом воздушной борьбы на Туапсинском направлении. Немецкая авиация делала ежедневно до 300 боевых вылетов.

23 Октября в Адлере приземлились 20 новеньких "ЛаГГов" 269-го истребительного авиаполка ( командир Майор М. И. Третьяков ). Этому полку уже пришлось повоевать с Адлерского аэродрома в Августе 1942 года. Затем он был направлен в тыл на переформирование. Пополнившись людьми и техникой, полк вернулся на старый аэродром, где влился в состав 236-й истребительной авиадивизии 5-й Воздушная армии.

Костяк полка составляли опытные, успевшие повоевать лётчики. Штурман полка 25-летний Капитан Валентин Дмитриевич Афанасьев имел репутацию отличного разведчика и воздушного бойца. Ветеран полка, он произвёл 156 боевых вылетов на самолёте И-153, лично сбил 2 вражеских самолёта и 5 в групповых схватках. За мужество и отвагу в Феврале 1942 года был награждён орденом Красного Знамени. За образцовое выполнение боевых заданий орденом Красной Звезды был награждён и командир 1-й эскадрильи Капитан Григорий Игнатьевич Гроховецкий.

Командир 2-й эскадрильи Капитан Павел Александрович Бычков прежде воевал в 653-м истребительном авиаполку на самолёте И-15бис. Устаревшие истребители - бипланы И-15бис использовались, в основном, как лёгкие штурмовики. Тихоходные и слабо вооружённые, эти самолёты часто становились лёгкой добычей немецких истребителей. Уцелеть и вернуться из боя на таком самолёте было уже подвигом, а Бычков произвёл на нём 80 боевых вылетов, в том числе 13 на штурмовку. Его боевые заслуги были отмечены орденом Красного Знамени.

Заместитель Гроховецкого 28-летний Капитан Валерьян Михайлович Турыгин раньше так же воевал на И-15бис. Произвёл 140 боевых вылетов, из них 48 на штурмовку. Был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, в 269-м авиаполку он считался лучшим специалистом по применению средств радиосвязи.

Вместе с Бычковым и Турыгиным из 653-го авиаполка пришли и Лейтенанты Г. В. Бессонов, М. И. Поджары, И. Ф. Симанович, чьи ратные заслуги также были отмечены боевыми наградами.

С такими лётчиками нестрашно было воевать с любым врагом. Но в полку было немало и молодых пилотов, почти не имеющих опыта. Лётчикам Майора Третьякова пришлось включаться в боевую работу с ходу, без освоения района действий, что сразу привело к значительным потерям. Первый воздушный бой в Туапсинском небе окончился для лётчиков 269-го ИАП катастрофой. В одном только вылете полк лишился 20% своих боевых машин...

Во второй половине дня 29 Октября 1942 года произошло несколько воздушных боёв, один из которых стал самым крупным и напряжённым за всё время боевых действий 236-й истребительной авиадивизии на Туапсинском направлении. Перипетии этого воздушного боя, умелые и решительные действия советских лётчиков подробно описаны в отчёте о боевых действиях 236-й ИАД за Октябрь 1942 года, хранящемся в Центральном архиве Министерства обороны.

В 16 часов 10 минут для нанесения штурмового удара по войскам противника в районе хутора Перевальный с Адлерского аэродрома взлетели 6 "Илов" 502-го штурмового авиаполка. Группу вёл Младший лейтенант Н. И. Назаров. Следом за ними взлетели истребители прикрытия - 9 ЛаГГ-3, ведомые Капитаном В. М. Турыгиным. При необходимости они могли быть усилены с Лазаревского аэродрома находящимся в готовности № 1 дежурным звеном 518-го истребительного авиаполка.

Штурмовики шли парами на высоте 1400 - 1500 метров. На одной высоте с ними попарно слева и сзади летели истребители группы непосредственного, прикрытия во главе с Капитаном Турыгиным. С превышением в 400 - 500 метров над основной группой шла тройка "ЛаГГов" Младшего лейтенанта Е. Ф. Руденко, а ещё на 500 - 700 метров выше - пара ЛаГГ-3, пилотируемых Лейтенантом М. И. Поджары и Г. В. Бессоновым ( группа свободного маневра ).

Радиосвязь между группами и землёй была установлена сразу же после взлёта. С земли сообщили, что в районе Сочи замечена пара вражеских истребителей - "охотников". На подлёте к Лазаревскому два Ме-109 попытались приблизиться к основной группе, но после атаки сержантом В. Н. Молчановым скрылись в облака. Они, повидимому, предупредили своих по радио, так как когда советские самолёты перевалили через горы и вышли в заданный район, их там встретили 4 истребителя Ме-109. Имея преимущество в высоте, вражеские самолёты зашли в атаку на звено Руденко, но советские лётчики ускользнули из - под удара и, в свою очередь, контратаковали врага.

Пока истребители среднего яруса прикрытия сражались с противником, штурмовики, снизившись до 600 - 500 метров, с дистанции 1500 - 1000 метров выпустили "эресы" и уже на высоте 350 - 250 метров, выходя из пикирования, сбросили бомбы, одновременно обстреливая вражеские позиции из пушек и пулемётов.

В момент штурмовки к линии фронта подошла большая группа немецких самолётов: 13 Ju-87, 8 Ме-110 и несколько прикрывающих их истребителей Ме-109. Руденко и его ведомые, прекратив бой с Ме-109, устремились в лобовую атаку на заходящие для бомбометания "Юнкерсы". После первой же атаки, в которой было сбито 2 Ю-87, боевой порядок бомбардировщиков противника рассыпался на одиночные самолёты, которые атаковывались нашими лётчиками на разных высотах, вплоть до бреющего полёта. Только нескольким "Юнкерсам" удалось прорваться к нашим войскам, но бомбили они в спешке неприцельно. В течение нескольких минут было сбито 6 Ю-87. Остальные, развернувшись, ушли на север. Ме-110 попытались, в свою очередь, атаковать советские штурмовики. Молчанов, заметив, что в хвост одному из "Илов" заходит Ме-110, сблизился с вражеским самолётом и с дистанции 200 - 250 метров сбил его.

В разгар воздушного боя к противнику подошло ещё 9 вызванных по радио с Майкопского аэродрома истребителей Ме-109. Воздушный бой принял характер беспорядочной свалки. Каждый наш лётчик действовал самостоятельно, независимо от товарищей. Самолеты гонялись друг за другом, описывали замысловато кривые.

Один из Ме-109 зашёл в хвост "ЛаГГа" старшего сержанта В. Т. Воронцова. На выручку ведомому немедленно бросился Турыгин, атаковав врага с задней полусферы. Немецкий истребитель попытался переворотом уйти вниз, но Капитан, продолжая преследование, сблизился с ним и с дистанции 200 метров вновь открыл огонь. "Мессер" был подбит, но в этот момент на Турыгина в атаку устремились сразу 4 Ме-109. Сделав переворот, он сблизился с другим ЛаГГ-3 и уже в паре с ним продолжал бой.

Пока "ЛаГГи" сражались с немецкими самолётами, группа Назарова завершила штурмовку и взяла курс на свой аэродром. Следом за "Илами", прикрывая их, пошёл Турыгин со своими ведомыми. Остальные, действуя отдельными парами, продолжали вести воздушный бой. Взаимно прикрывая друг друга и отражая пикирующие на них со всех сторон немецкие истребители, они постепенно увлекали противника в сторону побережья.

Нарушив порядок, наши лётчики совершили ошибку. Противник, который и так имел численное превосходство ( 18 Ме-109 против 9 ЛаГГ-3 ) теперь мог атаковать нашу группу по частям. На каждый ЛаГГ-3 нападало одновременно до 4 немецких истребителей. Выбросился из горящего самолёта на парашюте над Анастасиевкой Молчанов, с трудом посадил на склон высоты 1036,9 свою подбитую машину Руденко. На Бессонова и Поджары навалились 9 Ме-109 !

Лишь блестящее владение техникой пилотирования спасло наших лётчиков. Особенно тяжело пришлось молодым пилотам, не имевшим ни соответствующих лётных навыков, ни опыта ведения группового воздушного боя. Истребители противника продолжали преследование и над морем. Четвёрка Турыгина снизилась до бреющего полёта. Это была вторая ошибка. "Мессеры", имевшие преимущество в высоте, а следовательно, в скорости и маневренности, получили свободу действий. Три ЛаГГ-3 были сбиты...

Командование дивизии, получив по рации сообщение о начавшемся воздушном бое, немедленно подняло в воздух дежурное звено 518-го истребительного авиаполка - два ЛаГГ-3 и два Як-1. В 16 часов 50 минут на высоте 1500 метров пару Лейтенанта С. М. Колесникова внезапно из - за облаков атаковали два Ме-109. Зашедший в хвост самолёту Младшего лейтенанта С. С. Кемарского немецкий "охотник" открыл огонь. Горящий ЛаГГ-3 рухнул в море недалеко от Чемитоквадже. Колесников, потеряв ведомого, сразу же ушел на посадку. Вторая пара продолжала полёт, но из - за облачности обнаружить группу Турыгина не смогла и в воздушном бою участия не принимала.

Проведённый воздушный бой оказался рекордным по количеству участвовавших в нём самолетов: 15 советских и 39 немецких. Длился он 20 - 25 минут и, несмотря на численное превосходство противника, закончился в общем - то в пользу нашей авиации. Наши штурмовики успешно выполнили поставленную боевую задачу и удар немецких бомбардировщиков был сорван. Советские истребители записали на свой боевой счёт 11 побед. Три вражеских самолета ( один Ме-110 и два Ju-87 ) сбил Младший лейтенант Е. Ф. Руденко, один Ме-110 - сержант В. Н. Молчанов, по одному Ме-109 - лейтенант М. И. Поджары и сержант Н. П. Ворганов.

Достаточно велики были и потери советской стороны. Не нернулось 6 самолётов, 1 получил значительное повреждение. Погибли 3 лётчика: старшина А. Н. Ганженко и сержанты В. Ф. Борисов и Н. П. Ворганов. Потери могли быть и меньше, если бы не ошибки, допущенные на заключительном этапе ведения боя. Все наши самолёты были сбиты в оборонительном бою, при отходе.

Сложная воздушная обстановка сложилась на Туапсинском направлении и 3 Ноября 1942 года. В этот день немецкая авиация произвела 394 вылета, из них 276 на участке хутор Перевальный - гора Индюк - гора Семашхо против наступающих здесь войск 18-й армии. 5-я Воздушная армия выполнила в этот день 73 боевых вылета, из них 50 пришлось на долю 236-й истребительной авиадивизии.

В 16 часов с Адлерского аэродрома вылетело 8 ЛаГГ-3 из 269-го авиаполка. Недалеко от Шаумяна у одного из истребителей прикрытия начались перебои в моторе. Пилот, старшина Ю. И. Медведев, решил вернуться но, не дотянув двух километров до Лазаревского аэродрома, упал. Падение произошло с небольшой высоты и лётчик отделался ушибами.

Остальные самолёты вышли к цели. Здесь они обнаружили 8 Ме-110, штурмовавших позиции нашей пехоты под прикрытием 3 Ме-109. Несколько в стороне ходил разведчик FW-189, который, повидимому, и навёл "Мессеры". Пара "ЛаГГов" третьего, верхнего яруса прикрытия атаковала Ме-109 и Капитан П. А. Бычков одного из них сбил. В это время "Бостоны" стали делать первый заход на цель. Заметив советские бомбардировщики, Ме-110 тут же попарно сзади и снизу попытались их атаковать, но истребители непосредственного прикрытия отбили атаку врага, давая возможность экипажам "Бостонов" продолжать бомбардировку.

Одновременно в бой вступила пара ЛаГГ-3 среднего яруса группы прикрытия. Капитан Турыгин сбил Ме-110, ещё один самолёт был сбит огнём воздушных стрелков с бомбардировщиков. При вторичном заходе на бомбометание немецкие лётчики были уже менее активны: два Ме-110, дымя, ушли на свою территорию, а остальные встали в оборонительный вираж. "ЛаГГи" ушли наверх, где шёл бой с Ме-109. Наши бомбардировщики, сделав два захода на цель и беспрепятственно отбомбившись, на максимальной скорости пошли домой.

На обратном пути нашу группу в районе Псебе встретила четвёрка Ме-109, вызванная, очевидно, к месту боя по радио. Навстречу им устремилась пара Капитана Турыгина. Немцы сманеврировали. Одна пара вступила в бой с нашими истребителями, другая продолжала преследовать основную группу. Ведомый Турыгина Лейтенант И. Ф. Симанович в третьей атаке на встречном курсе сбил Ме-109. Второй немецкий пилот боя не принял и резким маневром ушёл в сторону.

Но Симанович потерял своего ведущего. Пытаясь догнать остальных, он обнаружил, что в хвост ему с превышением в 200 - 300 метров пристраивается одиночный "Мессер" ( вероятно, напарник сбитого немца ). Энергичным маневром Симанович сумел уйти из - под удара. Завязался ближний маневренный бой, требующий от лётчика высокого лётного мастерства, быстрой реакции и предельной концентрации внимания. В течение 5 минут самолёты выделывали сложные эволюции. Наконец немецкому лётчику удалось зайти со стороны солнца в лобовую атаку.

Два истребителя стремительно сближались... С дистанции 200 метров Симанович открыл огонь. В следующую секунду вражеский самолёт тенью промелькнул мимо. В кабине потянуло запахом дыма, языки пламени обожгли лицо и руки, ЛаГГ-3 загорелся. Симанович выбросился на парашюте. Приземлился он в двух километрах от посёлка Первомайский. Наблюдавшие за поединком бойцы поста морской пехоты сообщили, что Ме-109, атакованный Симановичем, вместе с лётчиком упал в море в 100 метрах от берега.

Лётчики 269-го авиаполка в этот раз успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Прикрываемые ими бомбардировщики благополучно отбомбили и без потерь вернулись на базу. Было сбито 4 вражеских самолёта, правда не обошлось и без потерь. С боевого задания не вернулось два "ЛаГГа".

15 Ноября 1942 года в районе Туапсе, будучи ведущим восьмёрки истребителей, Капитан Турыгин вступил в бой с 48 самолётами противника. В этой схватке он лично сбил 2 самолёта, а его группа - 8 самолётов.

Войну Валерьян Михайлович закончил в должности командира истребительного авиационного полка. На его счету 347 выполненных боевых вылетов и 88 проведённых воздушных боёв. Он уничтожил 17 самолётов противника в небе ( 13 лично и 4 в группе ) и ещё 7 на земле - при штурмовке аэродромов.



Поделиться: