Сын известного режиссера Петра Тодоровского, Валерий легко вошел в кино мир, заявив о себе несомненными удачами. Первые три фильма Валерия Тодоровского "Катафалк", "Любовь" и "Подмосковные вечера" увенчались наградами Канн, Мангейме, Чикаго и Москвы. Его "Страна глухих" по праву была признана лучшей картиной минувшего года. Его называют самым одаренным режиссером нового российского кино. А теперь еще от него зависит, какие фильмы мы будем смотреть на телеканале РТР.
Валерий Петрович Тодоровский родился 9 мая 1962 года в Одессе. В 1984 году он окончил сценарное отделение Всесоюзного государственного института кинематографии. Творческую деятельность в кино Валерий Тодоровский начинал как сценарист, первой его работой стал сценарий, написанный совместно с А.Колбергсом к фильму "Двойник" (1986). Известность получили такие картины, поставленные по сценариям Тодоровского, как "Человек свиты" (1987), "Гамбринус" (1990), "Над темной водой" (1993). В 1991 году на экраны вышел фильм Дмитрия Месхиева "Циники", сценарий которого - плод сотрудничества Валерия Тодоровского и постановщика картины. Как режиссер Валерий Тодоровский дебютировал в 1991 году фильмом "Любовь", поставленным по собственному сценарию. Эта работа была отмечена на многих кинофестивалях, кроме того, именно с нее начался звездный путь актера Евгения Миронова. В 1998 году Валерий Тодоровский снял незаурядный фильм "Страна глухих", с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун в главных ролях. В настоящее время Валерий Тодоровский - член правления киностудии Горького.
- Валерий, не так давно вас назначили главным продюсером по кино показу телеканала РТР. Чем вы планируете заниматься?
- Производством фильмов и сериалов для РТР. Меня пригласил Александр Окопов, лично. Конечно, я долго раздумывал, как такое решение принимать спонтанно, это ново для меня, но, с другой стороны, у меня есть ряд идей, проектов, мне предложили хорошие условия для их реализации. На РТР сейчас пора реформ, а это довольно интересно - начинать все с начала.
- Что изменится на канале с вашим приходом?
- Я надеюсь, что я смогу привнести какие-то фильмы, сериалы, чем-то украсить канал. Если с моим появлением на канале ничего не изменится, для меня это будет означать некий творческий крах. К таким поражениям я не готов, не привык:
- Как коллеги по творческому цеху отнеслись к этому?
- По разному. Многие решили, что я ушел в чиновники. Но я не считаю продюсерство чиновничеством.
- Но продюсер во-первых, находит деньги, во-вторых, вкладывает их в какой-то творческий процесс, и в-третьих, готовый творческий продукт размещает, то есть продает. Это уже не творчество, а скорее, бизнес.
- Поспорю с вами. Да, продюсер не снимает кино, но он знает, какие фильмы снимать. В этом смысле это абсолютно творческая профессия.
- Вы планируете снимать телесериалы. Вас не смущает, что сериал считается продуктом низшего качества, особенно отечественный?
- Сериал- это демократичное кино, оно не может быть элитарным, фестивальным: сериал должен нравиться всем, а не только нескольким критикам, назвавшим его гениальным. Поэтому наши сериалы - это именно то, что хочет смотреть наш народ. Если народу нравятся "Менты", то почему бы их не показывать. Кстати, этот сериал ничуть не хуже многих европейских или американских. Народ меняется и запросы растут. Я уверен, что уже в этом году появится спрос на мелодрамы, комедии, фильмы других жанров.
- Что из перечисленного вы готовите для РТР?
- Будем снимать все. Мечтаю сделать комедию, но это самый сложный жанр. Способность смешить - это редкий дар. В хорошей комедии шутка должна быть каждые пять минут, а лучше, каждые две минуты. Кто придумает шуток на целый сериал? Скорее всего к осени начнем съемки, но что-то конкретное пока говорить рано.
- Почему все киношники так суеверны, никто не рассказывает о своих работах, пока они не закончены?
- Потому что, пока фильм снимается, его производство могут несколько раз "заморозить". Нехорошо получается, вроде как пообещал, а не выполнил:
- Ваши фильмы для многих актеров стали стартом в звездное будущее. Ингеборга Дапкунайте, Владимир
Машков, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова: Вы сознательно выбираете именно неизвестных актеров?
- Мне кажется, когда на экране новое лицо, зритель ему больше верит. Нет стереотипов, ореола сыгранных ролей. Мне легче просто показать, что вот идет глухонемая девочка, у нее своя жизнь, свои проблемы: Чем доказывать, что какая-нибудь звездная актриса вдруг стала глухонемой. Можно делать хорошие фильмы и без громких имен.
- Как же вы находите эти "самородки"?
- Я стараюсь посмотреть как можно больше претендентов. Мне все время кажется, что помимо раскрученных, есть еще масса неизвестных, но очень талантливых актеров, и не только в Москве. Я хочу попробовать всех. Конечно, это невозможно, но я абсолютно уверен, что на любую роль обязательно где-то есть идеально подходящий исполнитель. Ошибка может стоить провала картины.
- Были подобные ошибки?
- Увы, но, к сожалению, когда ты это понимаешь, исправлять что-либо уже поздно.
- Вы говорили, что кино для вас - это праздник, сказка, почему же тогда все ваши фильмы с налетом грусти?
- Сказка тоже может быть и страшной, и философской. Кино как бы предлагает нам свои условия погружения в предполагаемые проблемы или ощущения других людей. Если это нас не захватывает, не волнует, то значит, мало чем отличается от реальности.
- Мы слышали, что фильм "Любовь" в чем-то автобиографичен.
- Он о той атмосфере, в которой я жил в конце 80-х. Люди уезжали из страны, друзья, подруги - какое-то состояние массовой катастрофы: Молодые люди пытались влюбляться, жить, а время проходило мимо них:
- Валерий, насколько нам известно, ваши родители были против того, чтобы вы учились на кинорежиссера. Как получилось, что вы не послушались их?
- Я вырос и воспитывался в кинематографической семье. Мой отец - известный режиссер Петр Тодоровский - меня, маленького мальчика, всегда брал на съемки. Для меня павильоны стали родным домом: я знал, как крепятся декорации, где устанавливают камеры, куда подвешивают софиты. На меня даже боялись прикрикнуть, вдруг я нажалуюсь папе, а это отразится на зарплате обидчика. Мне это нравилось. Нравилось, что в огромном павильоне киностудии мой отец во время съемок - самый главный. Он может и покричать, и помолчать, и все всегда будут слушаться его. Я захотел стать таким же, как папа. Отец, когда об этом узнал, сказал, что на его помощь я могу не рассчитывать. Он почувствовал во мне будущего конкурента. Шутка.
- Возможно, он и прав. Может быть тогда вы расскажете о тех, кто создает вам атмосферу для творчества - о вашей семье?
- О, нет, ни о семье, ни о личной жизни я говорить не буду:
Ну, что ж, 38-летний талантливый режиссер признался, что в его жизни существует только кино. У него нет хобби, для него не существует семейных традиций, даже место за столом он занимает каждый раз другое - в зависимости от настроения. Он не любит отдыхать, избегает светских тусовок, а свои сценарные опыты прекратил лишь потому, что для этого нужно на некоторое время "уходить из активной жизни". В той самой, личной жизни, о которой Валерий не захотел говорить, есть несколько интересных моментов.
Родился будущий режиссер практически благодаря фильму Хичкока "Психоз". На Одесскую киностудию, где работал папа будущего гения каким-то чудом привезли эту ленту, а через час после ее просмотра мама нашего героя родила. В настоящий момент мама Валерия работает кинопродюсером.
Со своей будущей женой Валера познакомился в буфете ВГИКа. Наташа училась тоже на сценарном факультете, но на курс моложе. О том, что она дочь писателя Виктории Токаревой, узнал не сразу. Устойчивость своего брака объясняет невероятной терпимостью жены, которая подходит философски к его невыносимому характеру.