Совершил около 400 боевых вылетов на По-2. Затем переучился на истребителя. Совершил еще 129 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил лично 13 самолетов противника.
Родился 15 Июля 1920 года. Лётчик - истребитель, Герой Советского Союза ( 1990 год ), Старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Совершил около 400 боевых вылетов на По-2. Затем переучился на истребителя. Совершил еще 129 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил лично 13 самолетов противника. В Октябре 1943 года на Як-1 таранил многоцелевой самолёт Me-110. 27 Марта 1944 года был сбит и попал в плен. Освобождён 9 Мая 1945 года наступающими советскими войсками.
До Августа 1946 года продолжал служить в ВВС. С 1958 года работал инструктором в Пермском аэроклубе, который ныне носит его имя. Умер в Октябре 1998 года.
* * *
Пермский аэроклуб гордится своими Героями Советского Союза, которых сегодня насчитывается 22. Это высокое звание присвоено Валерию Фёдоровичу Полуновскому позднее всех, но именно его именем назван аэроклуб.
Человек редкой по драматизму и преданности небу судьбы, Валерий Фёдорович родился 15 Июня 1920 года в сибирском шахтёрском городе Прокопьевске. В 1936 году, после окончания семилетки, поступил в горнопромышленное училище и в Прокопьевский аэроклуб ОСОАВИАХИМа. В Сентябре 1937 года поступил в Читинское ( позднее Батайское ) авиационное училище лётчиков. После прохождения курса обучения был оставлен там же инструктором. В 1940 - 1941 годах служил лётчиком - инструктором на И-16 в пермском учебном полку.
С началом Великой Отечественной войны Полуновский обратился с рапортом об отправке его на фронт. Был направлен в Киров, где формировался полк ночных бомбардировщиков У-2. На этой машине Валерий Фёдорович воевал в составе отдельной разведывательной эскадрильи 691-го авиаполка на Волховском фронте с 1941 по 1943 год. На У-2 выполнил около 400 боевых вылетов: летал к партизанам, на бомбёжки, на разведку.
В дни прорыва блокады Ленинграда советские лётчики вели боевые действия с большим напряжением, проявляя массовый героизм. При выполнении боевого задания по уничтожению неприятельских складов боеприпасов самолёт лётчика И. Трубицына получил серьёзные повреждения и загорелся. Тогда отважный воин направил машину на одно из помещений склада и взорвал его ценой собственной жизни. Через несколько дней такой же подвиг совершил комсомолец Максимов.
Эти и другие подвиги широко пропагандировались в 14-й Воздушной армии. В авиационных частях проводились митинги, на которых лётчики клялись отомстить за смерть героев. На одном из них Лейтенант В. Ф. Полуновский заявил, что бессмертный подвиг Трубицына и других товарищей вдохновляет бойцов на новые боевые подвиги. "Я даю клятву перед вами, - говорил он, - что буду бить врага не жалея своей жизни до полной победы !"
Затем, по Март 1944 года, Валерий Полуновский был командиром эскадрильи 845-го истребительного авиаполка 269-й истребительной авиадивизии 14-й Воздушной армии. Летал на истребителях Як-1, Як-3, Як-7. Совершил ещё около 130 боевых вылетов, сбил 13 самолётов врага ( один из них тараном ) и аэростат. Был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени. Представлялся к званию Героя Советского Союза.
В публикации "День, когда родился герой", по воспоминаниям самого Валерия Фёдоровича, так описывается этот эпизод.
Уже не в первый раз наведывался в расположение наших войск немецкий самолёт - разведчик Ме-110, фотографировал позиции и аэродромы а при малейшей опасности пускался наутёк. И в этот день, когда в авиационный истребительный полк приехал командующий 14-й Воздушной армией И. П. Журавлев, снова появился назойливый "Мессер".
- А этот что здесь делает ?
- Вас фотографирует, товарищ командующий, - сострил кто - то.
Не слишком удачная вышла шутка. Это стало понятно спустя буквально секунды. Была поставлена задача: немедленно сбить Ме-110. И вот в состоянии боевой готовности начинают дежурство экипажи полка. Появление разведчика совпало с вахтой Валерия Полуновского и его ведомого. Взревели моторы, взвилась отброшенная винтами пыль.
Противник немедленно юркнул в густую облачность, что покрывала озеро Ильмень. Полуновский с ведомым разошлись, стараясь взять противника в "клещи". Но получилось так, что первым вышел на вражеский самолёт Валерий. Несколько атак последовали одна за другой - безрезультатно. Кончился боезапас. Напрасно давил на гашетку Полуновский. Отстреливаясь, вражеский самолёт упорно тянул к своим. Одной удачной очередью воздушный стрелок Me-110 изрешетил плоскости и фюзеляж "Яка". Тогда Валерий набрал высоту и в пике срезал своим крылом оперение "Мессершмитта".
Ме-110 закончил свой путь, врезавшись в землю. Но ничуть не лучшим было положение и у советского пилота. Самолёт сорвался в штопор, и лётчики знают: вывести деформированную машину из него почти невозможно. Чудом у самой земли Полуновский вытащил машину из смертельной спирали, с большим креном, что называется, "не дыша", довел её до аэродрома и посадил.
Спустя несколько дней перед строем полка командир 269-й авиационной дивизии Полковник В. Я. Дадонов объявил: Старший лейтенант Полуновский представлен к званию Героя...
Но жизнь распорядилась по - иному. Не засверкала Золотая Звезда на гимнастёрке офицера. Более того, лишился он и других наград - орденов Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны. Это произошло после того, как 27 Марта 1944 года при выполнении задания по сопровождению штурмовиков, вылетевших на бомбёжку одного из немецких аэродромов в Эстонии, лётчик - истребитель В. Ф. Полуновский в воздушном бою сбил два "Фокке - Вульфа" противника и был сбит сам над вражеской территорией.
"Трое суток пробирался он лесами в сторону линии фронта, - пишет о нём ветеран войны и труда А. Г. Ермаков. - Достигнув её, дождался темноты и пополз в сторону наших окопов. Противник поднял тревогу, когда цель, казалось, была совсем близка. Вспышки ракет, автоматная стрельба... Когда раненый лётчик очнулся, вокруг стояли немецкие солдаты.
Полуновского перебрасывали из лагеря в лагерь. Латвия, Германия, Польша, Чехословакия. Мысль о побеге не покидает. Попытка подкопа под стену барака - разоблачение. Зато в Чехословакии - удача. 14 суток пробирался Валерий на восток, питаясь травой, корой деревьев. Его схватили неподалеку от Вислы и после жестокого избиения снова отправили в лагерь.
А война шла к концу. И вот однажды военнопленных вывели из лагеря и колонной отправили на запад. Но идти пришлось недолго. Когда на дороге показались советские танки, немецкий конвой открыл по пленным шквальный автоматный огонь..."
В считанные минуты от 2000 человек остались в живых около 70. Валерию удалось невредимым упасть в лощинку, прикрытую кустами. Это было 9 Мая 1945 года - в День Победы, в день второго его рождения.
Дома у Валерия Фёдоровича хранятся вырезки из газет военного времени. Газеты не скупились на эпитеты. Сам Полуновский вырезок не делал и очерки о себе не хранил. Они были отправлены в Пермь его будущей жене Нине девушками - оружейниками полка в тот год, когда о Валерии не было вестей.
И вдруг, будто вспышка, письмо: "Здравствуй, Нина. Та ли ты Ниночка, что была ? Я под Уфой, прохожу спецпроверку..."
На многое мы сейчас смотрим открытыми глазами. Уже не раз в подробностях описывались эти "запасные полки", в которых проверялись на благонадёжность люди, настрадавшиеся в плену. Одним из очень и очень немногих Валерий Полуновский был освобождён из "запасного полка" как ничем себя в плену не скомпрометировавший и даже был направлен в родную часть, которая в то время находилась в Германии.
- Как встретили ? - переспрашивает Валерий Фёдорович. - Ну что вы, здорово, я и не ожидал ! Построили весь полк, поздравили с возвращением перед строем...
А весной 1946 года Полуновского уволили в запас "за невозможностью дальнейшего использования". Клеймо побывавшего в плену смыть оказалось невозможно.
И начался мутный, тоскливый период его жизни. В Перми Полуновского на работу не приняли. Уехал в родной Прокопьевск, в Сибирь. Какая удача ! Создается аэроклуб, требуется летчик - инструктор. Кадровик просмотрел заполненную анкету, извинился и сказал: "Принять не можем". В отчаянии написал письмо "великому вождю" с просьбой защитить "сталинского сокола". Через некоторое время его вызвали в горком. "Писали ?" - "Писал". - "Наш вам совет: не пытайтесь больше сделать так, чтобы письмо дошло до адресата".
Вернулся Валерий Фёдорович в Пермь. Женился. Устроился художником в декоративный цех театра оперы и балета, затем драматического. Но не успокоился, нет: душа рвалась в небо. И только спустя 12 лет - в 1958 году - вновь начал летать в Пермском аэроклубе ДОСААФ лётчиком - инструктором на самолётах По-2, Як-18, Як-18А, Z-326, Як-12М. И летал ещё 20 лет, а когда вышел на пенсию, около десятка лет был методистом авиаспортклуба.
Общий налёт Полуновского составил 3500 часов. Валерий Фёдорович дал путёвку в небо более 250 спортсменам - лётчикам. Многие из них стали военными и гражданскими пилотами.
Но наступили другие времена. Прошёл XX съезд партии. Кто - то надоумил написать письмо в ЦК. Ив 1958 году вернулись к нему... награды.
- Как это удалось ? - спрашиваю у него.
- Мне так сообщили: где - то в Польше какой - то крестьянин на своём поле откопал мешок с советскими орденами. В их числе были и мои - установили по номерам. Видимо, при отступлении, в спешке фашисты их закопали...
В том же году В. Ф. Полуновский был восстановлен во всех правах. Вскоре его приняли на работу в Пермский аэроклуб ДОСААФ. И это было третье рождение боевого лётчика. Как он летал ! Участвовал в соревнованиях. И даже бился за 1-е место со своим сыном Владимиром, которого сам подготовил в аэроклубе ( сейчас он работает пилотом местных авиалиний в Пермском авиаотряде ).
Потом судьба свела Полуновского с человеком, которому, пожалуй, он обязан ещё одним своим рождением: как Героя. Речь об А. Г. Ермакове, боевом товарище Полуновского по Волховскому фронту. На одной из встреч ветеранов тот узнал, что в Перми живёт "прославленный лётчик" - именно так называл его в своих воспоминаниях бывший командующий 14-й Воздушной армией Генерал - Лейтенант И. П. Журавлёв. Ермаков разыскал Полуновского, встретился с ним, и с тех пор уже не давала ему покоя мысль о величайшей несправедливости судьбы. Его не остановило то, что ходатайство о присвоении звания Героя прославленному асу, предпринятое командованием бывшей 269-й истребительной авиадивизии в 1970 году, успеха не имело. Ермаков обратился к военному комиссару области Полковнику А. Л. Самойлову с просьбой помочь восстановить справедливость. Разыскали личное дело, лётную книжку и возбудили ходатайство...
Не зря всё же говорят, что судьба рано или поздно воздаёт каждому по заслугам - спустя 45 лет после войны, 11 Декабря 1990 года, Валерию Фёдоровичу Полуновскому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
...Наш разговор происходил в машине. На заднем сиденье - два организатора торжества - ветеран и военный комиссар. Виновник торжества пока дома, ему предстоит ещё своими глазами прочесть переданный по каналам ТАСС Указ Президента СССР от 11 Декабря 1990 года. И через несколько минут я стану свидетелем рождения Героя. И слез, связанных с этим. Но это уже слёзы счастья. А счастье заключается в том, чтобы дожить до торжества справедливости.
21 Января 1999 года состоялось решение законодательного собрания и администрации Пермской области, в котором записано: "В целях увековечения имени Героя Советского Союза Полуновского Валерия Фёдоровича, внесшего большой вклад в развитие авиационных видов спорта и подготовку молодых лётчиков... присвоить Пермскому авиационно - спортивному клубу РОСТО имя Героя Советского Союза Полуновского Валерия Федоровича".