Эпохальный кинохудожник отечественного кинематографа, работавший с такими выдающимися мастерами, как Лариса Шепитько, Владимир Мотыль, Сергей Бодров, Аркадий Сиренко, Глеб Панфилов. Художник-постановщик легендарных кинокартин «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».
Валерий Кострин пришел в кинематограф с серьезной художественной подготовкой и культурой. 1957-1960 гг. – Художественное училище в г. Горьком. Во ВГИКе учился у М.Богданова, Г.Мясникова, Ю.Пименова, С.Каманина. Практику проходил у И.Пырьева ассистентом у худ. С.Волкова на картине «Свет далекой звезды». Диплом делал по Ф.Достоевскому («Братья Карамазовы»). Первое кинематографическое крещение художником-постановщиком получил у Ларисы Шепитько, продолжив работу на картине «Родина электричества» после ухода В.Коновалова.
Потом было много разных режиссеров. Больше всего он работал с Владимиром Мотылем и Сергеем Бодровым.
В промежутках была работа с С.Самсоновым, К.Ершовым, Г.Панфиловым, А.Сиренко и др.
Что важно в кино для Кострина-художника?
Кострин строит декорацию так, чтобы она была пластическим решением мизансцены. Он – художник, чувствующий кончиками пальцев пространственный мир кинокадра, его архитектонику, состояние актера в ней. Он чувствует драматургию в ее цветовом и пластическом воплощении. Кострин – художник изменяющихся мгновений и состояний, что особенно видно в его эскизах и раскадровках. На площадке он не гнушается никакой работы, потому что живет кино, его сложной, порой драматичной и иллюзорной жизнью.
Художник выработал свой подход к работе над сценарием: «Вживаюсь в сценарий долго. Потом выстраиваю график на миллиметровке с двумя осями: горизонтальная – время, вертикальная – эмоциональные, ритмические, цветовые построения сюжетных сцен. Предлагаю режиссеру схему, корректирую. Этот метод полностью был опробован на «Кавказском пленнике». Подходил к нему давно и всегда прорисовывал весь сценарий как бы для себя». Началось, судя по всему, еще с работы над «Белым солнцем пустыни».
Эти раскадровки – особое кино Валерия Кострина, и, когда их рассматриваешь, то с радостью и удивлением видишь заново весь фильм. Уже был выстроен диалог со зрителем по всем законам искусства – пространственно, композиционно, ритмически.
В.Кострин безукоризненный рисовальщик, и созданная им система проработки сценария совместно с режиссером безусловно интересная лаборатория, раскрывающая почерк и творческий метод мастера. Раскадровки можно рассматривать и «читать» бесконечно, а, читая их, видишь многотрудность, кропотливость, сложность и восторг работы художника. Он – сотворец, созидатель, современник, который дает пищу уму, радость душе, приобщение к творчеству.
Поразительно, что при таком опыте работы на «звездных» фильмах он не встает в позу мэтра и классика. Удивительная доброжелательность, душевность и открытость, готовность откликнуться на просьбу – все это черты истинного Художника.
В последние годы, когда стало меньше сниматься картин, Валерий Кострин занялся станковой живописью. Знакомство с картинами вызывает еще больший интерес к его личности. Он много пишет натюрмортов. Композиции их легки, отсутствие стаффажа не мешает ощущению неопределенных, но милых сердцу воспоминаний («Натюрморт для синего на темном», «Белый натюрморт», «Деревенский натюрморт» и др.).
Для него в живописи важен не сюжет, а передача осязаемости изображения через цветовые сочетания («На фоне Арпа», «Купальщица», «Рождение Венеры» и др.). Чистота цвета не только высветляет легчайшие прозрачные формы, но как бы оставляет их основу. Манера письма неторопливая, свободная. Кострин сумел выделить в своих станковых работах особые, вызывающие наши ответные переживания свойства живописи, передать столь же особые аспекты натюрмортов и пейзажей («Лунный натюрморт», «Желтые цветы», «Овраг Ветлуги», «Натюрморт с чашечкой горячего чая» и др.)
Если внимательно вглядеться в живопись и графику Кострина, то можно заметить, что в основном он разрабатывает немногое число излюбленных построений. Но во всем у него – романтический подход. Он пытается вложить в каждую вещь эмоциональное содержание и дать живописное изображение пленившего его мотива. Почти всегда вся картинная поверхность приложена цветовыми пятнами, которые создают ритмическое единство и складывается в некую пластическую формулу как в «Созерцании», «Купальщице», «Обнаженной» и др.
Произведения Валерия Кострина разнообразны не только по манере, но и по тематике. Картины, эскизы, графика, афиши, раскадровки, фотографии, ассамбляжи, поделки – все это формы проявления и реализации одаренной личности. Их никто не выставлял, не систематизировал, а уж тем более, не изучал.
Что поражает в художнике?
Прежде всего – универсальность. Предмет его увлечения – природа, во всех ее проявлениях.
Его профессия – зазеркалье искусства кино, где мир удивителен, а жизнь сиюминутна.
Несмотря на все сложности и суету современной кинематографической жизни, Валерий Кострин неизменно добивается глубины содержания. В его искусстве широко и образно отражены проблемы современности. И в кино и в живописи он нашел свою дорогу.
Знакомство с творчеством Валерия Кострина погружает нас в особый мир кино и мир художника, полный поэзии, любви, света и доброты.
Сейчас слово «гениальный» очень расхожее, - плюнешь и попадёшь в гения, но Валерий Кострин действительно явление редкое. Уникальнейший кинохудожник, чьи фильмы уже давно составляют золотой фонд мирового кинематографа, но не имеющий ни одной награды от российских чинуш.
Спасибо главному редактору газеты «Аргументы и Факты» Николаю Зятькову и руководителю пресс-центра «АиФ» Тамаре Миодушевской – эти замечательные ребята провели вернисаж картин Валеры в уникальнейших залах Издательского дома «АиФ».
Не так давно меценат Элгудже Кебурия помог организовать выставку семьи Костриных на Кузнецком мосту. Валера - автор интерьеров московского ресторана Элгудже – «Князь Багратионъ», выполненных в лучших традициях грузинской дворцовой архитектуры середины XVIII столетия. А в Париже еще одному ресторану Кебурия, оформленному Валерием Костриным - «Грузинский дом», - аплодировали все президенты «восьмерки».
К слову, вся династия этих талантливых нижегородских самородков достойна лучшего места в художественной культуре России. Борис Бланк на открытии выставки назвал Костриных «семейкой Адамс». Это правда, они непохожи друг на друга в творчестве, но близки в главном – любви к профессии, людям, природе, в нескованности мысли и естественном взгляде на жизнь.
«Родина электричества» (совместно с В.Коноваловым), реж. Л.Шепитько (1967)
«Белое солнце пустыни» (совместно с Б.Маневич), реж. В.Мотыль (1969)
«Дом на отшибе», реж. Г.Габескирия (1971)
«Звезда пленительного счастья», реж. В.Мотыль (1974)
«Степанова памятка» (совместно с В.Костиным), реж. К.Ершов (1975)
«Журавль в небе» (совместно с С.Воронковым), реж. А.Сиренко, С.Самсонов (1977)
«Лес» - спектакль Театра Советской Армии, реж. В.Мотыль (1978)
«Лес» - кинокартина, реж. В.Мотыль (1979)
«Автородео», реж. В.Курыкин (1979)
«Сладкий сок внутри травы», реж. С.Бодров (1982)
«Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад», реж. В.Мотыль (1984)
«Мать» (совместно с Л.Лазишвили, А.Панфиловым, Ф.Куппини), реж. Г.Панфилов (1985-1986)
«Жил-был Шишлов», реж. В.Мотыль (1987)
«СЭР», реж. С.Бодров (1989)
«Искушение Б», реж. А.Сиренко (1990)
«Человек с Красной площади», реж. С.Бодров (1990)
«Я хотела увидеть ангелов», реж. С.Бодров (1990)
«Белый король, красная королева», реж. С.Бодров (1991)
«Кавказский пленник», реж. С.Бодров (1996)
«Не послать ли нам... гонца?» (совместно с Е.Громовым), реж. В.Чиков
Ресторан «Кавказская пленница» (совместно с Е.Громовым) (1998)
Ресторан «На мельнице» (совместно с Е.Громовым) (1999)
Ресторан «Князь Багратионъ» (2001)
Ресторан «Кабанчик» (2002) и др.