По окончании школы в 1960 году Валентина Титова поступила в Свердловское театральное училище. Проучившись два года, она отправилась в Ленинград. «Был единственный набор в студию при Большом драматическом театре, и я в него попала. Меня притащила приятельница - мы вместе учились в Свердловском театральном училище и вместе отправились в Ленинград, к Товстоногову. Сама бы я никогда не посмела: мне казалось, что дистанция между мной и этими уникальными, талантливыми людьми, которые работают в БДТ, так велика», - вспоминала впоследствии актриса.
Валентина Титова родилась 6 февраля 1942 года в городе Калининграде Московской области. Вскоре ее семья была эвакуирована в Свердловск. Там и прошли ее детские годы. Будучи школьницей, она дебютировала на сцене Дворца культуры, а чуть позже - в свердловском Театре юного зрителя. И хотя поначалу актрисой девушка становиться не собиралась, но затем, как говорится, затянуло…
По окончании школы в 1960 году Валентина Титова поступила в Свердловское театральное училище. Проучившись два года, она отправилась в Ленинград. «Был единственный набор в студию при Большом драматическом театре, и я в него попала. Меня притащила приятельница - мы вместе учились в Свердловском театральном училище и вместе отправились в Ленинград, к Товстоногову. Сама бы я никогда не посмела: мне казалось, что дистанция между мной и этими уникальными, талантливыми людьми, которые работают в БДТ, так велика», - вспоминала впоследствии актриса.
В студию при Большом драматическом театре Валентина Титова поступила легко, с первого раза. Учиться у Товстоногова было интересно, и вскоре молодая актриса уже репетировала главную роль в пьесе Радзинского «104 страницы про любовь». Вот только сыграть ее ей не удалось…
Георгий Александрович был строгим преподавателям. Своим студентам он запрещал сниматься в кино. Валентина же тайком умчалась в столицу на «Мосфильм», пробоваться в картине «Гранатовый браслет». Затем последовал еще один безумный поступок – Валентина попыталась перевестись в Москву, в Щукинское училище. Сама актриса объясняет то свое решение влюбленностью. Им стал актер Вячеслав Шалевич.
Валентина Антиповна вспоминает: «Я была такой дурой! Мы познакомились в Свердловске: я приехала к родителям на каникулы, а там шли гастроли Вахтанговского театра. Билетов не было, и я смотрела спектакль из оркестровой ямы. Артисты со сцены все время в нее поглядывали. Все вахтанговцы были прекрасны - тогда ведь красивых актеров старались отбирать. Все в них влюблялись, я тоже - во всех! Но Слава... Его я полюбила. И началось... Письма каждый день, внезапные приезды, встречи где придется. Он в Москве - я в Ленинграде. Я дневала и ночевала в театре, выходила, только чтобы помчаться на почту за очередным письмом от Славы и отправить ему свое, до востребования. Воздушный роман, никаких обязательств. Мы были в угаре чувства, обрушившегося на нас. Светлое, замечательное время, сияющее, сумасшедшее обожание...»
Все эти нарушения стали известны Товстоногову, и Валентину Титову ждало единственно возможное наказание – немедленное отчисление. Удивительно, но ее оставили, правда, с роли в спектакле «104 страницы про любовь», конечно же, сняли.
В 1964 году Валентина Титова окончила студию при БДТ им. М. Горького. В том же году на экраны вышла картина Владимира Басова «Метель» (по одноименной повести Пушкина), где актриса сыграла свою первую серьезную роль в кино – Марью Гавриловну, продемонстрировав не по годам высокое актерское мастерство.
На Владимира Басова Титова произвела впечатление с первого же взгляда. Он не только сразу же утвердил ее на роль, но и заявил: «Я женюсь!» «Это невозможно, она влюблена в другого!» - ответили ему, имея ввиду Шалевича. «Все равно женюсь!» Валентина Титова вспоминает: «Я вначале даже не поняла, что он за мной ухаживает. Видела только, что происходит что-то странное. Со мной так иногда бывает - я не влюблена, просто встречаюсь с кем-то. И вдруг этот человек начинает передо мной прыгать, устраивать какие-то скачки, и я каждый раз думаю: «Боже мой, очередной безумец!» И Басов вел себя так. Он рассказывал анекдоты, всех передразнивал, жестикулировал, падал на пол... Мне все это было совершенно не нужно, я просто не понимала, зачем он все это делает».
Стоит заметить, что, в общем-то, некрасивый (хотя это дело вкуса) и в какой-то степени нелепый Басов неизменно нравился женщинам. Впрочем, слово «нравился» здесь мало подходит. Он ошеломлял, покорял, напору его обаяния невозможно было противостоять. Не устояла и Валенитина Титова... После окончания съемок она вернулась в Ленинград. И Басов стал регулярно к ней приезжать.
«Басов приезжал, брал напрокат машину и сидел в ней напротив театра. Все ради того, чтобы на пятнадцать минут забрать меня и накормить обедом. Через два месяца он приехал со своим приятелем, сценаристом Леонтьевым, чтобы тот просил за него моей руки. Сам боялся. И это человек, который мог уговорить кого угодно! - рассказывает Валентина Антиповна, - Разговор происходил в гостинице «Европейская». На предложение стать женой Владимира Басова я воскликнула: «Но у меня же роман!» «Да, - сказал Леша Леонтьев, - но романы не всегда кончаются замужеством». И в ту же минуту раздался телефонный звонок это был Слава Шалевич, который тоже приехал в Ленинград! «Я здесь, - сказал он, - внизу». «Иду», - ответила я. Леонтьев дал мне успокоительные таблетки и напутствовал словами: «Не волнуйся, это судьба». Мы со Славой молча шли к театру, и только когда оказались у дверей, он спросил: «Почему?» Я ответила: «Мне нужно выйти замуж». – «Но я тоже могу на тебе жениться!» Это прозвучало как оскорбление: мы ведь оба знали, что он женат и не может этого сделать...»
Валентина Титова вышла замуж за Басова, получив то, о чем так мечтала - семью. У них родился сын Александр, позже дочь Лиза…
Конец 60-х – 70-е годы – расцвет творчества Валентины Титовой. Она много снималась в кино, порой в главных ролях, но чаще - в ролях второго плана, а то и в эпизодах. По поводу эпизодов актриса ничуть не комплексовала: «У многих ведь бытует мнение, что нужно сниматься только в главных ролях. Но лично мне эпизоды дали возможность показаться с разных сторон, чему я очень рада. Сидеть на трех-четырех главных ролях - жалкое зрелище! А так у меня в любой республике появлялись свои режиссеры, привязанности…»
Валентине Титовой довелось поработать с выдающимися отечественными режиссерами. В социальном киноромане Игоря Масленникова «Сентиментальный роман» (по мотивам одноименного романа В.Пановой), относящем зрителей в 20-е годы – время становления Советской власти, актриса исполнила роль Марианны, жены прокурора Городницкого. Актриса появлялась в кадре лишь пару раз – сначала во время разговора с мужем, затем провожая его на вокзале. Красивая, благополучная, она не произносила ни слова, - за нее говорили глаза. Глаза, наполненные болью и осознанием того, что она навсегда теряет мужа…
Небольшие, но заметные роли актриса сыграла в комедии Михаила Швейцера «Карусель. Из рассказов и записных книжек А.П. Чех
ова» (Мария Семеновна), в мелодраме Наума Бирмана «Шаг навстречу» (жена Георгия Дмитриевича), в знаменитой комедии Георгия Данелии «Мимино» (Таня Синицина, жена Родиона), в драме Юрия Чулюкина «И на Тихом океане» (Варя, невеста Незеласова).
Валентина Титова регулярно снималась в картинах своего мужа Владимира Басова. Эти работы стали самыми яркими в ее кинобиографии. Одна из них - в фильме «Щит и меч» (1968), рассказывающем о советских разведчиках. Картина отличалась он прежних военных лент, в которых фашисты выглядели карикатурными. С годами пришло переосмысление войны, осознание того, что страдали все народы, и все это нашло отражение в фильме Владимира Басова. Валентине Титовой досталась в нем, в общем-то, небольшая роль курсантки Нины по прозвищу «Спица». Однако ее элегантная, в военной форме героиня произвела огромное впечатление на зрителей (прежде всего мужскую половину).
Тема войны затронута и в другой картине Владимира Басова – криминальной драме «Возвращение к жизни» (1971, по мотивам «Записок Серого Волка» Ахто Леви). Эстония, военные и послевоенные годы. Герой фильма Арно теряет дом и родных, примыкает к банде националистов, затем – лагеря… Возвратиться к нормальной жизни, правде и добру, ему помогает Мари (роль которой и исполняет Валентина Титова).
Лучшие работы актрисы отличает сложная драматургия образа. В детективе «Опасный поворот» (по одноимённой пьесе Дж.Пристли) она сыграла Фреду Кэплен, жену издателя Роберта Кэплена. Холодная и выдержанная леди в начале фильма, она по ходу фильма преображается. На глазах у зрителей герои фильма распутывают клубок взаимоотношений, и вот уже перед нами предстает хищная женщина с ущемленным самолюбием и горечью не свершившихся надежд.
На вопрос, не делал ли ей муж каких-то поблажек на съемках, Валентина Антиповна отвечает категорично: «Нет». И это действительно в характере Владимира Басова. Благодаря этому и рождались такие шедевры. Еще один - роль Елены Васильевны Тальберг в «Днях Турбинных» по Булгакову. Актриса сыграла настоящий русский характер – женщину сильную духом и одновременно токую чувствительную натуру. Сегодня остается только удивляться, как вообще режиссеру разрешили приступить к съемкам этого фильма. Фильм о белой гвардии в советское-то время! Да, пьесу любил в свое время сам Сталин, она с успехом шла в МХАТе. Но одно дело сцена, другое – экран, на котором все это увидят миллионы зрителей. Об экранизации мечтали многие режиссеры, а добиться этого удалось лишь Басову. Как тут не вспомнить еще раз о его удивительном умении убеждать, кого бы то ни было. Картина сразу вышла на экраны, имела огромный успех, но затем, по понятным причинам, все же была «задвинута» на полку на целое десятилетие.
С Владимиром Басовым Валентина Титова прожила четырнадцать лет. Как признается сама актриса, эта жизнь не была постоянным праздником, но, несмотря ни на что, она его любила и уважала: «У меня была идеальная семья, прелестные дети. И мы оба не могли жить без работы». И все же они расстались. Причиной тому, по словам Валентины Антиповны, стал алкоголь…
В какой-то момент в жизни Валентины Титовой появился Георгий Рерберг. О нем Валентина Антиповна слышала много и раньше – талантливый оператор, работавший на таких картинах, как «Первый учитель», «Дворянское гнездо», «Зеркало». За Георгием тянулась слава жесткого человека и жгучего сердцееда. Познакомились они 28 августа 1977 года на съемках фильма Таланкина «Отец Сергий». Актриса рассказывает: «За ужином я вдруг поняла: да он же ничей... В его глазах была боль одинокого человека. Поздно вечером он зашел ко мне в номер - якобы за спичками. Мы разговорились. А когда на следующий день я вернулась в Москву, вместе со мной прилетели сплетни. Гога ведь покорял всех женщин, поэтому все были убеждены, что и я не устояла. Конечно, эти разговоры дошли до Басова, он все время пытал меня: правда это или нет? Наконец я ему сказала: «Ты веришь? Ты считаешь, что мне не дорога моя семья, мой дом, мой муж? Если спросишь еще раз, выйду замуж за Рерберга». Но остановить поток сплетен было уже невозможно. Единственный человек, который точно знал, что я не спала с Рербергом, был сам Георгий Рерберг. Он волновался за меня, звонил…» Валентина не знала, что Георгий уже тогда принял решение жениться на ней.
После развода с Басовым Валентина Титова сняла двухкомнатную квартиру (дети остались жить с отцом), и Рерберг переехал к ней. «Я никогда ему не предлагала жить вместе, и он ничего мне не предлагал. Просто пришел однажды - и остался», - рассказывает Валентина Антиповна. Позже, в 1991 году, они перебрались в квартиру его мамы.
Вместе они прожили двадцать один год. «Рерберг стал единственным мужчиной, который вторгся в мою жизнь и прилепился ко мне. А потом пришла любовь. Так случилось, что я, наверное, стала первой женщиной, которая создала ему дом. Он принял мои домашние устои, стал нежен, послушен. Частенько, правда, пытался порвать эти незримые цепи, но с невиданной страстью приковывал себя снова».
Валентина Титова продолжала активно работать в кино до середины 90-х. В 80-е годы она снялась в детективной ленте «Петровка, 38» (Людмила Аркадьевна Самсонова), мелодраме«Однажды, двадцать лет спустя» (Леночка Амосова), сериале «Государственная граница» (Аглая Степановна Баркова), семейной ленте «Нежный возраст» (учительница немецкого языка Эрна Фёдоровна), картине Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить...» (реставратор Галина Михайловна Потапенко), фантастическом фильме «Завещание профессора Доуэля» (Мари Лоран, ассистентка профессора), драме Вадима Дербенева «Змеелов» (Тамара, жена Котова).
В начале 90-х на экраны вышли такие фильмы с ее участием, как детектив «Бес в ребро» (Ангелина, работница ресторана «Эль») и историческая драма «Царь Иван Грозный» (монахиня, настоятельница монастыря). В 1995-96 годах актриса снялась в знаменитой мелодраме Евгения Матвеева «Любить по-русски» в роли жены Мухина.
С годами актриса стала реже появляться на киноэкране. В 2005 году режиссер Мартирос Фаносян поставил 4-серийный фильм «Нечаянная радость», в котором главные роли исполнили звезды советского кинематографа. Компанию Валентине Титовой составили: Армен Джигарханян и Надежда Румянцева. В результате получилась чудесная, трогательная история об обитателях столичной коммуналки, выгодно отличающаяся от многих современных сериалов, прежде всего, качеством актерской работы.
Из последних работ актрисы – жена Меркулова в военной 8-серийной ленте «Десантный батя» и директриса в сериале «Амазонки».