Режиссер Валентин Варецкий в этом сезоне возглавил областной Театр им. А.Н.Островского. О проблемах этого театра и о своих планах он и рассказывает «ТНИ».
– Сегодня, как правило, театрами руководят артисты или директора. Очень мало режиссеров хотят брать на себя бремя ответственности за театр, им гораздо проще поставить спектакль, получить приличный гонорар и забыть о своей постановке. Чем вызвано ваше решение стать руководителем театра?
– Я до этого имел некий опыт работы в хороших театрах – четыре года проработал в академическом Белгородском театре и десять лет ставил, а потом шесть лет был главным режиссером в Областном театре в Ногинске. Оттуда я ушел, потому что меня пригласили в качестве режиссера на постановку русской версии мюзикла «Чикаго», попробовать себя в этом жанре мне было любопытно. Проект был осуществлен под патронатом Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, и в нем были задействованы наши и американские танцовщики.
В Театр им. А.Н.Островского меня и раньше приглашали работать, но я знал, что театр находится на территории Московского областного Дома искусств, где собрано несколько коллективов, которые делят между собой сцену. Я понимал, что есть некоторая сложность в таком сосуществовании, поэтому не торопился принимать приглашение. И сейчас, когда все-таки сюда пришел, я сталкиваюсь с трудностями.
Мне кажется, что главными режиссерами не рождаются, ими стан
овятся. Поэтому экзамены сдавать приходится каждый день, и все твои успехи, и все твои неудачи – это некий опыт, который может пригодиться, но начинать надо с нуля. Хорошо, если директор понимает, что в театре должна быть команда. Директор и главный режиссер должны либо существовать на уровне компромисса, о котором говорил Немирович-Данченко, либо вместе не работать. Сегодня вопросы творческие напрямую связаны с вопросами финансирования. Я уже работаю восемь месяцев, и пока мы с директором находим понимание по всем вопросам. Что будет завтра, не знаю, но я люблю экспериментировать, люблю работать.
– Вы, наверное, пришли в театр со своей идеей, с пониманием того, что делать дальше?
– Есть два уникальных областных театра – Ногинский и Театр им. А.Н. Островского, в которых работают замечательные артисты. И задача этих театров обслуживать область, а поскольку Театр им. Островского находится в Москве, то он еще и является районным театром Кузьминок. Нам повезло, что губернатор Московской области Б.В. Громов любит театральное искусство и поддерживает его. Поэтому есть надежда, что все слухи о том, что театры очень скоро окажутся в крайне бедственном положении, может быть, окажутся беспочвенными, и руководство области не станет
окращать число своих театров.
А что касается моего видения, как развиваться театру дальше, то я думаю, что наш театр должен двигаться по нескольким направлениям. Мы же много ездим и должны быть интересны самым разным категориям зрителей.
Конечно, проблем много. Есть проблема в укомплектованности труппы. В театре работают 30 артистов. Большая часть – это женщины. Как восстановить необходимый баланс, я не знаю. Другая проблема – половина труппы находится в штате, когда как директор и главный режиссер – на контракте. И сделать с этим ничего не возможно.
Мы пытаемся приглашать хороших режиссеров, в частности, у нас будет ставить, на мой взгляд, талантливый режиссер Сергей Голомазов. К 70-летнему юбилею театра планируется постановка какой-то из пьес Островского.
– А почему не вы сами будете делать юбилейную постановку?
– Так получилось, что это решение было принято еще до меня. Кроме того, я буду работать над спектаклем по пьесе С. Бычкова « О преподобном отце Сергии». Этот проект реализуется при помощи губернатора. Спектакль будет сделан в жанре драм-балета. Мы придумали пластическое решение, которое осуществляет балетмейстер Ольга Прихудайлова, музыку пишет композитор Олег Степурко. Я – художественный руководитель п
становки, а режиссер – Вера Анненкова, выпускница Щукинского училища. Свой юбилей мы будем праздновать осенью 2005 года. Уже сейчас думаем, в какой форме его провести.
– Каким будет ваш первый спектакль на сцене Театра им. А.Н. Островского?
– Я сейчас репетирую «Хануму». Красочный район Авлабар с удивительными типажами – это же целая поэма. Что-то вроде нашего Замоскворечья, описанного Островским. Там жили все и без всякой войны – грузины, армяне, евреи, русские. Я думаю, что сейчас очень нужно посмотреть на великое умение кавказцев из повседневной, будничной жизни извлекать праздники, радость, умение общаться.
Нам необходимо сегодня улыбнуться, чтобы очиститься от коррозии, которая нас поглощает.
На роль Князя приглашен очень хороший артист Александр Павлов. Павлов – это такой вулкан, он заполняет собой все пространство, из всего, к чему он прикасается, возникает праздник, он для меня как олицетворение рухнувшейся империи, ее оставшийся обломок. В спектакле заняты ведущие артисты театра и вчерашние выпускники ГИТИСа. Дай Бог, чтобы у нас получилось, в театре ничего никогда заранее не рассчитать. Надо работать, другого не дано. Театр – это последнее наше убежище, и строить его надо даже не по кирпичику, а по крупице