Популярные личности

Валентин Смирнитский

Советский и российский актёр театра и кино
На фото Валентин Смирнитский
Категория:
Дата рождения:
1944-06-10
Место рождения:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Валентин Смирнитский (интервью)

Многие дамы, положив нежную ручку на сердце, должны признаться, что не отказались бы очутиться на месте героинь Дюма. Но при одном условии - что на месте Портоса будет именно он - Валентин Смирнитский - галантный, обаятельный, вальяжный и ужасно пахучий (в смысле восхитительного аромата табака, по которому присутствие артиста вычисляют в кулуарах Театра Луны). Да, черт побери, мушкетеры не стареют, а лишь добавляют шарма...


Родился 10 июня 1944 года в Москве. В 1965 году окончил Театральное училище им. Б.Щукина. Работал у Анатолия Эфроса в "Ленкоме" и в Театре на Малой Бронной. В кино дебютировал в картине М.Богина "Двое". За 35 лет снялся почти в пятидесяти картинах, в том числе в "Семь стариков и одна девушка" (1968), "Щит и меч" (1968), "Преждевременный человек" (1971), "Д'Артаньян и три мушкетера" (1978), "Однажды двадцать лет спустя" (1980), "Отцы и деды" (1982), "Прохиндиада, или Бег на месте" (1984), "Визит к Минотавру" (1987), "Мушкетеры двадцать лет спустя" (1992), "Дон Кихот возвращается" (1997), "Любовь зла..." (1998) и др. В настоящее время актер Театра Луны ("Путешествие дилетантов", "Ночь нежна"). Был трижды женат, имеет сына и дочь.

КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ

- Валентин Георгиевич, вы ведь оказались в Щуке в очень хорошей компании?

- Да. Но не на одном курсе, а одновременно со мной учились и Андрей Миронов, и сестры Вертинские, и Валя Малявина, и Инна Гулая, и Никита Михалков - он был младше меня (его, правда, выгнали за плохое поведение, и он поступил потом во ВГИК и стал режиссером). В общем, талантов хватало...

- А ваш курс?

- Оказался не очень счастливый. Профессию продолжили очень немногие. Самый известный актер с нашего курса - Саша Калягин. А ведь наши педагоги были легендарными личностями - ученики второй студии МХАТа, основатели Театра Вахтангова - Русинова, Мансурова, Андреева, Рапопорт, Кольцов, Львова, Шехматов, Этуш - тогда просто молодой педагог, сейчас ректор.

- Вы поступили с первого захода?

- На удивление легко.

- Имелся опыт?

- В школе меня привлекли в драматический кружок. Я там успешно дебютировал в роли Хлестакова. И закралась шальная мысль: а не стать ли мне артистом? И я стал заниматься в полусамодеятельной студии вместе с Сережей Шакуровым, Васей Бочкаревым. Настроился, пошел и достаточно легко поступил. Хотя в то время все стремились в творческие вузы, особенно в Щуку. Там был колоссальный конкурс - чуть ли не тысяча человек на одно место.

- А что читали?

- Я, такой худой, смешной, читал ни больше ни меньше как Маяковского - "Облако в штанах", что вызвало у принимающей комиссии такую смешливую реакцию. Все на сопротивлении материала. Я все делал очень серьезно - читал прозу, по-моему, Гоголя, басню Крылова, естественно.

- Сниматься начали во время учебы?

- В конце.

- Это ведь не приветствовалось?

- Ну, запрещалось. Но у нас стипендии были очень маленькие, и мы везде подрабатывали. Либо на сцену театра выходили за три рубля в массовках, либо подрабатывали в массовках в кино. А как же? Жить-то надо было.

- Никита Михалков тогда предложил роль "по знакомству?"

- По дружбе. И я уже был актером. Мы с ним одно время тесно общались, и он предложил мне, молодому тогда Леве Дурову и еще нескольким актерам сняться у него в дипломной картине "Последний день в конце войны". Мы как друзья с удовольствием согласились и поехали с ним в экспедицию в село Вознесенское на Оке под Тарусой.

- Сегодня хотели бы у него сняться?

- Я бы с удовольствием. Он исповедует свою школу, у него свои актеры. Он очень силен, талантлив, замечательный художник, совершенно оригинальный, отличающийся от всех, исповедующий свои принципы, свое искусство. Вообще режиссер замечательный, и актерский, как мне кажется.

ШКОЛА ГЕНИЯ

- Как вы оказались в театре Эфроса?

- Я показывался. Меня после училища брали в три московских театра и еще в Ленсовет к Владимирову (он прислал на меня заявку). Но ехать в Ленинград мне, коренному москвичу, не было смысла. А вот Эфрос - это казалось заманчивым...

- Почему?

- Мне нравились его спектакли, мне казалось, что это то, что мне надо. И я был очень рад, когда меня пригласили в "Ленком". Моя первая роль была достаточно серьезная - я играл Треплева в "Чайке" - нашумевшем, скандальном в то время спектакле, поставленном в пику всем классическим канонам... Затем был Андреем Прозоровым в "Трех сестрах" -- спектакль прошел 30 раз, его запретили за искажение русской классики. Играл мольеровского Дон Жуана, Кассио в "Отелло", Меркуцио в "Ромео и Джульетте", Кочкарева в "Женитьбе", во многих пьесах Арбузова... Чего перечислять? Много ролей было. Театральная биография у меня достаточно богатая.

- Эфрос был строг, но справедлив?

- Да, достаточно. Требователен. Главное - он был режиссер-педагог. Он воспитывал артистов своего вероисповедания, понимаете? У него играли Николай Волков, Лев Круглый, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Плеяда артистов. В то время можно было отличить актеров театра "Современник" от артистов Эфроса или Таганки.

- А почему тогда ушли?

- В 86-м театр уже развалился. Эфрос в то время ушел на Таганку.

- Он вас туда не звал?

- Нет, на Таганку он никого не звал - взял одну Яковлеву. А в оставленном театре начался разлад. Это ведь как живой организм - детство, отрочество, старость и умирание. Все это и с театром происходит. Об этом можно прочитать в записях Немировича. С уходом Эфроса театр стал валиться в пропасть, собственно, и продолжает поступательно туда падать. Сейчас уже от него ничего и не осталось - одни воспоминания и легенды.

ПОДВЕСКИ КОРОЛЕВЫ ПРОТИВ ДЕТЕКТИВА

- О съемках "Трех мушкетеров" во Львове в 78-м году до сих пор ходят легенды. Что, действительно там царил мушкетерский беспредел?

- Эту атмосферу мы сами создали. Наша дружба, которая сохранилась до сих пор, завязалась во время съемок. И наши веселые задорные отношения со взаимными подколами автоматически переносились на экран. И наверное, это и заражало зрителя: было видно - все делается очень искренне.

- А вы не удивились, когда Юнгвальд-Хилькевич предложил вам стать Портосом?

- Удивился. Очень. Я не ожидал. Когда у меня раздался звонок из Одессы и мне предложили приехать попробоваться, то мне даже конкретно не сказали, на кого. А я в то время сломал ногу и был два месяца на бюллетене. И мне нечего было делать. Хотя уже был подписан контракт с Рижской киностудией - режиссер Алоиз Бренч

собирался снимать очень интересный двухсерийный детектив, все съемки должны были проходить в Германии и Польше. И вот я с удовольствием полетел в Одессу. Там выяснилось, что он меня пробует на Портоса. Я удивился и как бы несерьезно к этому отнесся. Сказал Хилькевичу: мол, видишь, я в таком состоянии... Он: ничего, поправишься, мы оденем тебя...

- Вы ведь не очень соответствовали и комплекцией...

- Не не очень, а совсем. Но у него были какие-то свои режиссерские аргументы, что-то ему во мне "показалось". И вот меня сняли по пояс, я говорил какой-то текст, он стал за камерой, отвечал мне, и затем я уехал.

Затем, как ни странно, меня утвердили на самом высшем идеологическом телевизионном уровне - этот телефильм делался по заказу Гостелерадио. И мне пришлось отказаться от контракта с Бренчем - совпадали съемки.

Я начал сниматься в этой картине, о чем не жалею. Время как бы расставило все по своим местам. Фильм популярен до сих пор, как это ни парадоксально и ни смешно...

- А кем видели себя в детстве, когда читали книгу?

- Прежде всего Д'Артаньяном... В крайнем случае- Атосом. Арамисом? Ну, он немножко попротивнее... А вот Портосом совсем себя не видел.

- Как все-таки появилась эта приятная вальяжность?

- Мне делали искусственно всякие накладки. Вообще было сложно. Мне впервые в кино пришлось сыграть характерную роль - то, что в театре часто вытягивается за счет грима. Но в кино это всегда очень опасно. Более реалистичный экран "продает" грим, накладки. Если не играть убедительно, можно сразу себя разоблачить.

- Гедонистическая философия Портоса повлияла на ваши взгляды?

- Вообще-то моя жизненная философия во многих вещах соприкасалась с его. Поэтому мне было, наверное, не трудно...

- Вам не обидно, что многие зрители до сих пор видят в вас Портоса?

- Что делать? Это не только моя такая судьба, а многих очень хороших актеров, которые попали под пресс сериальной популярности. И не только. Потрясающий, гениальный артист Борис Иванович Бабочкин всю жизнь проходил как Чапаев! Серьезнейший артист, великолепный педагог. Надо философски относиться...

- Но роли-то потом предлагали "мушкетерские"?

- Ну, пытались по проторенной дорожке, но я отказывался. Кстати, когда режиссеры видели меня воочию, сильно разочаровывались. Я в картине их обманул...

- И вы радовались?

- А я радовался.

- Сейчас по-другому сыграли бы Портоса?

- Наверное. Конечно. Я же играл его совсем в другие, молодые годы... Сейчас уже с позиций своих лет и своего возраста я бы по-другому что-то интерпретировал. Кстати, Депардье именно это пытается делать в фильме "Железная маска" - я недавно его дублировал. Там есть несколько забавных находок. И получился яркий блокбастер.

СЛЕДУЕТ ПИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?

- А вот почему "Двадцать лет спустя" называли "Двадцать лет спустя рукава"?

- Я вам объясню. К сожалению, фильм не получился. Во-первых, слабый сценарий. Первый сценарий писал Марк Розовский, принимал участие Марк Захаров. Второй сценарий Хилькевич писал с каким-то Николаевым. Во-вторых, сам роман вообще скучнее сам по себе. Там такая вяло развивающаяся интрига. Мы с Мишей Боярским - он всюду ходил с фолиантом - пытались как-то ее обострить. В этом фильме много сцен, которые мы сами придумали и вставили, и Хилькевич с нами согласился. Но все равно спасти общее положение дел мы не смогли. Потом там были сложности с финансированием, и так далее. Многое было против. Но главное - изначально это не совсем удачно.

- Есть ли тогда смысл в идее Боярского о продолжении "Мушкетеров"?

- Я, между прочим, тоже был одним из инициаторов этой идеи. Не буду вам раскрывать секрет. Идея вообще хорошая...

Мы взяли за основу, что у Дюма почти все мушкетеры погибают - кроме Арамиса. А дальше уже привлечены всякие исторические материалы...

- И что же?

- Этот дефолт в 98-м нас и подкосил. А у нас был продюсер и очень хорошие перспективы.

- А сейчас есть надежда?

- Не знаю... Миша это все взял на себя и с этим носится... Но мы же люди такие немножко творчески разбросанные, не можем сосредоточиться, а этим надо заниматься. Нужен продюсер, который бы стал серьезно толкать идею. А Миша человек творческий, у него помимо этого масса дел, свой театр, концерты, фильмы... Это сложно.

- Смогут мушкетеры собраться вместе? Вот Смехов, говорят, сейчас в Америке живет?

- Да, он в основном живет за границей. Он в Германии, по Европе путешествует. Преподает, ставит спектакли со студентами... Но в принципе такая договоренность с ним была.

- А правда, что после второго фильма вы настолько обозлились на Хилькевича, что поклялись больше никогда с ним не работать?

- Ну нет... Хотя были у нас конфликты. Но в процессе съемок мало ли скандалов бывает? Творческий процесс. Но мы с Хилькевичем после фильма и общались, и встречались, и я даже умудрился сняться у него в одной дурацкой картине вместе с Сашей Панкратовым-Черным... Так что нет.

- Значит, снова Хилькевич?

- Там сложно. Миша хочет его. Кто-то из нас - другого. Ведь Хилькевич в свое время поставил условие: мне так жалко героев, я не могу снимать кино про то, как их убивают. У него какая-то своя принципиальная позиция на этот счет. Посмотрим.

РОЛЬ ИЛИ БОЛЬ?

- Любая роль для артиста (я говорю прописные истины) - когда он начинает работать, каким бы он ни был, заслуженным, опытным, с регалиями, - это для него экзамен. Никуда не денешься. Я получил роль, и со всем своим багажом - опытом, профессиональными навыками - для меня это все равно белый лист... Ну ничего не знаю, что из этого получится. Это все равно как экзамен на первом курсе. Ничего не сделаешь. Такая профессия. Она поэтому-то нервы и изматывает.

- Когда больше всего волнуетесь?

- А я не знаю. Я на каждой роли волнуюсь. Со временем, когда начинаешь играть, волнение, естественно, проходит, но только когда ты начинаешь работать. Это касается и кино, и телевидения, и театра, и даже встреч со зрителями...

- А как боретесь с этим?

-- Э

то мои профессиональные тайны. Опыт все равно есть, и никуда от этого не денешься. А потом, если не волнуешься - то, значит, тебе наплевать. Настоящий артист не может не волноваться. Все равно струнка в душе трепещет.

- Некоторые актеры прибегают к помощи алкоголя. Или наркотиков...

- Нет, это они снимают стресс... Ну были у меня проблемы с алкоголем. Ну и что? Пытался это победить и победил в какой-то степени. Все, о чем мы говорили, это дает свой осадок на психофизику. Для того чтобы разрядиться, снять напряжение, многие прибегают к алкоголю в нашей среде. К сожалению... Он действительно какое-то время помогает, несколько на Западе известных артистов - наркоманов... так они снимают стресс. А потом?

Недавно на встрече со зрителями одна женщина задала неожиданный вопрос: "Скажите, пожалуйста, вот вы много работаете... Как до сих пор не сошли с ума?" Я задумался. Действительно, серьезное дело. Как я не рехнулся до сих пор? Ведь не зря артисты сходят с ума. Если кого-то играть на сто процентов - это прямой путь к тому, что рассудок может помутиться.

Поэтому многие актеры сходили с ума. А актрисы-женщины? На них все это действует еще сильнее. И к старости лет психика напрягается очень сильно. Вообще женщина-актриса - тяжелый случай. У них, как говорят, более слабая в этом смысле психика, они более подвержены. Мне приходилось за этим наблюдать.

- Но сейчас как себя восстанавливаете?

- Сейчас я уже умею. К алкоголю не прибегаю. Потому что, как выяснилось, это не панацея, совсем наоборот... пытаюсь как-то восстанавливаться. Расслабляюсь природой, чтением, общением с друзьями...

- А спорт?

- Я спортом всю жизнь занимался. Если бы у меня не сложилась актерская судьба, я бы стал спортсменом. Я очень хорошо играл в футбол, у меня были перспективы.

- Сейчас?

- Сейчас почти ничего не осталось. Ну очень люблю плавание, стараюсь при первой возможности поплавать, поиграть в футбол, если удается. Потом на "Мушкетерах" особенно пристрастился к конному спорту. Это замечательно...

- У вас не было идеи самому заняться режиссурой?

- Нет, не было. Мне часто предлагали преподавать - я много снимался в дипломных картинах вгиковских - и предлагали поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Бродила такая идея. Но я не решился.

- Почему?

- Я столько проработал с разными режиссерами в театре и кино... В общем, наблюдал эту профессию с актерской стороны. Она очень ответственная, если всерьез в это дело идти - то это дело очень ответственное. Я на эту ответственность не решился...

- Скорее сойдешь с ума?

- Не знаю. Но понимаю - ты берешь на себя ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбы людей, с которыми ты работаешь. Я в своей профессии отвечаю за себя и за своих партнеров. А тут ты отвечаешь за нечто большее. Это касается и режиссуры, и педагогики... Я не решился на эту ответственность...

- А у вас осталась роль-мечта?

- Да много... Например, очень жалею, что не сыграл доктора Астрова в чеховском "Дяде Ване". Очень хотел сыграть. И мы даже начинали на Малой Бронной с Эфросом репетировать... Но что-то порепетировали, отложили, потом начались всякие передряги, он ушел на Таганку, и идея повисла в воздухе. А вообще идея такая была, и я очень жалею, что не сыграл...

ДЫМ ОТЕЧЕСТВА

- Помимо работы что греет душу?

- Подмосковная природа.

- Вы охотник?

- Нет, просто люблю с друзьями отдыхать на природе. Шашлычки, тусовочка хорошая... Люблю московское лето. Это зимой хочется куда-то за границу уехать к пальмам и океану. Иногда позволяю себе - редко. А летом лучше Подмосковья ничего нет.

- Огородными работами не увлекаетесь?

- Ну если попросят меня - займусь. А еще люблю животных. У меня было много собак... Одно время собаками серьезно занимался. Сейчас все как-то печально - оставил у жены две собачки, а одна умерла, другая убежала.

- А какие породы предпочитаете?

- У меня были самые разные. Пудель, такса, мастин неаполитано, кавказская овчарка - кстати, она погибла недавно от инсульта. Оказывается, у собак бывают "человеческие" болезни.

- Вы вот много поездили по миру. А если бы остаться в каком-нибудь "лиловом Сингапуре"?

- Нет, я бы не согласился... Я ведь начал ездить за границу очень рано. Но всегда по делу - фестивали, съемки, гастроли театра... И объездил очень много стран... Общался с нашей эмиграцией. И психологически она производит на меня очень тяжелое впечатление...

- Почему?

- Все они чужие люди в той стране, в которой они живут. Это очень видно. Раньше их было немного, и они как-то растворялись незаметно. Сейчас куда ни приедешь, к тебе бросаются толпы эмигрантов - в Израиле, в Греции, в Германии, в Америке, в Австралии, везде... Наша последняя эмиграция - несчастные люди, они на меня чудовищное впечатление производят.

Может, я так устроен. Ведь есть люди, которым все равно где жить. Но меня связывают какие-то корни, от которых оторваться не могу. И потом, профессия. Я ничем другим заниматься не могу. Все потуги рушатся.

- А вы пробовали?

- В моменты отчаяния размышлял, по крайней мере, на эту тему... Но я понимаю, что несостоятелен в другом. И ведь все наши творческие люди, которые уехали и попытались что-то делать, - практически все потерпели крах. Кроме, может быть, нескольких выдающихся балерунов-музыкантов. И то они достаточно неудовлетворенные люди... При всем своем внешнем благополучии. Когда начинаешь с ними общаться, это проскальзывает. А уже те, которые не состоялись, - на них страшно смотреть... понимаете? Очень тяжелое впечатление.

- Но есть страна, куда хочется вернуться?

- Наверное, у каждого есть место, которое пришлась по душе. У меня - Италия. Я не знаю, что там за аура, но чувствуешь себя хорошо, хотя я не остался бы там жить... Но там хорошо... эти потрясающие сочетания сохраненной старинной красоты со всем современным. Там все гармонично. Нация, излучающая какое-то веселье и доброту. Все там по-другому... Но живем мы здесь и закончим свой век на этой земле.



Поделиться: