В.М. Сидоров - Народный художник СССР (1988) и РСФСР (1979), с 1988 года - действительный член, член президиума Академии художеств СССР (с 1992 года - Российская академия художеств), действительный член Академии художеств Киргизии (1998), профессор (1996). В 1972-85 годах - секретарь правления, в 1985-87 годах - 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР. С 1987 года по настоящее время является председателем правления Союза художников России.
Родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопение Тверской губернии. Отец - Сидоров Михаил Яковлевич. Мать - Сидорова Наталья Григорьевна.
Предки Валентина Сидорова по отцовской линии жили в Сорокопении, мама была родом из деревни Коровино, расположенной на другом берегу Волги. Его прадед и прабабушка были крестьянами князя Г.Г. Гагарина - вице-президента Академии художеств (прабабушка была кормилицей детей князя). Прадед участвовал в русско-турецкой войне, многие годы работал перевозчиком на Волге, а зимой ямщичил. У него был замечательный голос - в округе не было песенника лучше. Дед художника был прекрасным резчиком по дереву.
В родном Сорокопении Валентин Сидоров провел первые 8 лет жизни. В 1936 году семья переехала в Москву. Хотя мальчик учился в московской школе и приезжал лишь на лето к бабушке, деревня была ему роднее города. Неброская задушевная русская природа, устойчивый крестьянский быт стали той средой, что взрастила художника, во многом определила его личность и поныне питает его творчество.
Рисовать Валентин начал рано. В Москве он жил в одном доме с известным актером Малого театра А. Остужевым. В памяти художника осталось, как Александр Алексеевич, проходя по двору, не раз подходил к нему, когда он рисовал, и произносил своим красивым "остужевским" голосом: "Прекрасно... прекрасно... ты будешь художником..." Слово это, еще не совсем понятное и таинственное, радостно волновало.
Впервые Валентин почувствовал настоящую радость от рисования, когда ему было лет десять. В то лето он болел, много времени провел в больнице. Валентин очень скучал по деревне, вспоминал своих сверстников... Вот тогда-то он и стал рисовать. Рисовал и подписывал: "Хватково", "Лесниково", "Туравка" и т. д. "Рисование заглушило тоску по деревенской жизни, и родилось чудесное ощущение, что ты можешь нарисовать любимые места, и они всегда будут с тобой", - вспоминает Валентин Михайлович. Так впервые пришла радость творчества.
Великая Отечественная война застала Сидорова в Коровине. Тогда ему было 13 лет. Разом рухнуло все. Кончилось детство. Учась в сельской школе в Юрьеве-Девичьем, он начал работать в колхозе.
Гитлеровцы в Коровино не дошли. А когда их отбросили от Москвы, Валентин с матерью пешком вернулись домой. Оказавшись в Москве, он первым делом отправился в Дом пионеров, который начал посещать еще до войны.
Тяга к рисованию росла. В Доме пионеров изокружком руководил замечательный педагог и воспитатель Александр Михайлович Михайлов. Он сразу обратил внимание на способного, старательного ученика, показал его работы преподавателям Московской средней художественной школы (в Москве оставался тогда филиал, сама школа была эвакуирована в Башкирию). И его приняли.
В художественной школе Сидоров учился с особым удовольствием. Его главным учителем стал Михаил Владимирович Добросердов - скромный, немногословный человек, серьезный, глубокий художник, который приучал своих воспитанников писать лишь то, что любишь, знаешь, к чему тянется душа. Для мальчика самым родным была его деревня. И он писал пашню, обед в поле, сенокос, околицу Коровина. "Вечер. Околица Коровина" (1947) - горбатая улочка с силуэтами изб и отсветами золотого зарева в окнах. Или зимний пейзаж "Наш дом в сугробах" (1945) - снег запорошил дорогу, дом по самую крышу, виднеются лишь чуть оттаявшее окошечко и стоящая у крыльца лошадка...
В 1948 году Сидоров поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, где учился у П. Белоусова, Р. Френца, И. Степашкина. Немало дали ему ленинградские музеи, явившиеся своеобразной школой. Сидоров много работал. В 1952 году он перевелся в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Здесь его учителями были П.И. Котов, В.Г. Цыплаков и Ф.П. Решетников.
В 1952 году, летом, в Коровине Сидоров пишет пейзаж "В полдень. Коровино", который был показан на первой выставке молодых художников Москвы. Солнце заливает золотистым светом ту улицу, где жил с детских лет художник, дома, дорогу, луговину, ветлы...
Будучи студентом, Сидоров ездил на Ветлугу, на озеро Светлояр, с которым связана чудесная легенда о граде Китеже. Эта поездка оставила след в душе художника. И не только потому, что редкие по красоте места вызывали желание работать. Поездки на Ветлугу укрепили в художнике интерес к русскому народному характеру, вызвали особое уважение к человеку, работающему на земле.
После окончания института (его дипломной работой, которой руководил Ф. Решетников, была картина "Будущий тракторист") в 1954 году Сидоров уезжает в Коровино. Здесь он прожил около полутора лет, писал множество этюдов ("Первый снег", "Утро в избе", "Бабушкины сказки" и др.), искал себя, свою тему. Коровинский период сыграл большую роль в творчестве Сидорова, он увидел "свой мир в простых сюжетах, свою природу, прикоснулся к ее душе, в нем родилось поэтическое восприятие мира".
В Коровине Сидоров делал эскизы, думая о будущих картинах, мечтал участвовать в большой выставке, готовившейся к 40-летию Октября. Собрав стопу своих эскизов, Валентин Михайлович отправился в Москву, чтобы показать выставочному комитету все, что задумал, что мог и хотел писать. Он представил эскизы картин "Майский дождик", "Гроза прошла", "Под августовские росы" и ряд других. Выставком остановился на эскизе "Майский дождик".
В 1956 году для работы над картиной "Майский дождик" Сидорову предложили поехать в дом творчества "Академическая дача".
...Уголок деревенской улицы. Барабанит майский дождик по листьям, по траве, по протянутым навстречу ладошкам девочек, забравшихся на скамейку, защищенную от дождя карнизом кровли... Мотив картины благодатен своей поэтической силой, ясным и светлым, по-детски радостным восприятием жизни. Стремление точно воссоздать видимый мир, восхищение всем, что открывается взору, ощущение поэзии повседневной жизни, свежесть восприятия, душевная взволнованность - черты, присущие этому полотну. Картина экспонировалась в 1957 году и была среди тех произведений выставки, что внесли свежую струю в искусство того времени.
Утверждение самой жизни как высокой философской категории, свойственное всему будущему творчеству Сидорова, было заявлено уже здесь. Не случайно картина "Майский дождик" сразу запомнилась зрителям, она говорила, что в искусство пришел художник со своей темой, своим миром. Это подтвердилось, когда следом одна за другой появились его работы - "Гроза прошла" (1957-59), "Майским утром. На плотине" (1958-60), "Март. Лед повезли" (1958), "С гор вода" (1958), "Звонкая осень" (1961), которые отличают движение, динамика, стремительная смена настроения в природе. В этих работах будничная жизнь сочетается с восторженным отношением к жизни и пейзажу.
С начала 1960-х годов в искусстве Сидорова обозначились новые тенденции. Бурный восторг сменился более спокойным, углубленным, философским отношением к жизни. В 1962 году он пишет картину "На теплой земле". Она привлекла внимание не бьющим через край восторгом перед жизнью, а глубиной, сдержанностью, мудрой человеческой душевностью. Может быть, здесь впервые была найдена та органичная связь человека и природы, к которой так стремился художник и которая станет отличительной чертой его творчества. Труд на земле - главная тема творчества Сидорова первой половины 1960-х годов ("Под августовские росы", 1962; "Под яблоней", 1962; "Весенний сад", 1964; "Первый венец", 1964; "Август", 1964). Картины "Весенний сад" и "Первый венец" экспонировались на второй выставке "Советская Россия" в 1965 году.
Сидоров опирается на традиции поэтического изображения крестьянского труда в русском искусстве. На его полотнах редко можно видеть современную технику. Его интересует исконный крестьянский труд, идущий от дедов и прадедов, труд, которым испокон веков жила Россия.
Не раз в эти годы возвращается художник мыслями к прошедшей войне. Ее отзвуки нашли свое воплощение в картинах "Первый венец" и "Ясный день. 22 июня" - произведении, начатом еще на "Академической даче", но законченном и выставленном лишь в 1977 году.
В 1960 году Сидоров принял художественное руководство "Академической дачей", длившееся около 6 лет. Учил других. Учился сам. Много работал.
Весной 1960 года на "Академической даче" Сидоров создал ряд картин, посвященных апрельской поре: "Апрель", "Апрель. Скакалки", "Апрель. В школу", в которых развивал принцип органичной связи человека и природы, продолжая пленэристические поиски, обогащая свою палитру, раскрывая красоту окружающего мира в самом, казалось бы, простом.
На "Академической даче" художник обрел себя, нашел свой круг тем и образов. Природой "Академической дачи" были вызваны к жизни и многие его так называемые "чистые" пейзажи, хотя некоторые из них были написаны уже позже, в конце 1960-х годов. Зимние пейзажи - "Снег идет" (1964), "Ноябрь" или "Белым снегом" (1964), "Версты" (1964), "Зимка" (1964), "Тает" (1964), "Ольха" (1964), "Ранний снег" (1965), "Зима" (1969) - свидетельствуют о виртуозном владении тональной живописью, они пронизаны тонкой музыкальностью, лиризмом, пониманием поэзии русской зимы. При всем многообразии мотивов, при всем различии эмоциональной и живописной палитры они связаны с раздумьем о жизни. В весенних пейзажах - "Начало весны" (1965), "Последний снег" (1969) - с особой силой проявилось стремление художника к обобщенному образу, к гармонии. Художник пишет и осенние мотивы - "Щедрая осень" (1969), где пейзаж с корзинами яблок, стоящими у дома, привлекает красочностью осенней палитры, "Скворечники опустели" (1969), трогающий грустной осенней пустынностью.
Валентин Сидоров - мастер детали; обычно одной безошибочно найденной деталью он добивается раскрытия сути образа - как тот островок снега, который олицетворяет собою конец зимы в пейзаже "Последний снег". Сидоров любит варьировать близкие мотивы, находя новые детали, новые эмоциональные нюансы. Так, "Вечер. Тихо. Тает снег" (1969) во многом близок картине "Последний снег" и т. д.
В нескольких километрах от "Академической дачи" находится деревня Подол, которая давно притягивала внимание художника естественностью сельской жизни. Сюда постоянно ходил он писать этюды. Потом в течение многих лет он приезжал в Подол, жил и работал в пустовавшей летом старой школе (теперь у художника здесь своя мастерская, хотя весь Подол можно назвать его своеобразной мастерской). Подол определил все последующее творчество Сидорова.
Переезд в Подол в 1966 году способствовал творческому взлету художника. Сидоров пишет в эти годы с особенной радостью. Он достигает мастерства, при котором возможности становятся значительно шире. За удачей приходит удача - "Качели" (1967), "Праздник" (1967), "Пора безоблачного неба" (1969), "Гаснет день" (1968-69), "Утихли грозы" (1968).
Конец 1960-х годов отмечен в творчестве Валентина Сидорова дальнейшим постижением тонких лирических настроений в природе и стремлением добиться еще более глубокой взаимосвязи между природой и судьбою людей. Художник стремится к большей ассоциативности, к большему психологизму. Он избирает такие сюжеты, где жизнь человека и природы, помимо чисто эмоциональной общности, имеет еще и иные, философские связи.
В это время художник обратился к созданию больших многофигурных полотен на сюжеты, связанные с первыми годами Советской власти в деревне ("Сеятели", 1968; "Миром", 1970). Работы "Пора безоблачного неба" (1969), "Последний снег" (1969), "Утро" (1969), "Гаснет день" (1968-1969), "Миром" (1970) в 1972 году приносят Сидорову серебряную медаль Академии художеств СССР.
В конце 1960-х - начале 1970-х годов Сидоров работает много и плодотворно. В душе художника живет стремление к обобщенному образу Родины, передающему ее красоту и величие, к образу, могущему стать ее символом. В 1972 году он выставляет триптих "Моя Родина" - эпический сказ о величии Родины. Триптих включает в себя пейзажи "Подол", олицетворяющий Россию, "Дальние Зеленцы" - первозданное безмолвие Севера и "Голубой Памир" - величественные хребты южных гор.
Поездки художника на Север, Памир, за рубеж вызвали еще более сильное желание писать Россию, ее простую и задушевную красоту, помогли острее почувствовать ее и понять. "Первая зелень. Розовый конь" (1970), "Тропинка" (1970), "Березы у дороги" (1973), "Осенние листья" (1970), "Весенние облака" (1973) - все эти пейзажи говорят о новых гранях творчества Валентина Сидорова. Особое внимание он начинает уделять мотивам с широким открытым горизонтом, расстилающимися далями, что позволяет дать более масштабное представление о России, раскрыть ее песенность. В ряду таких пейзажей "Потянулись птицы к югу" (1971), "Егорьев день" (1975), "Притулиха" (1971-72), "Октябрь" (1973), "Бурный день. Звенит овес" (1975) и другие. В них художник добивается синтеза объективного бытия природы и тех раздумий и чувств, что будит она в душе человека. Валентин Михайлович особое внимание уделяет названиям своих картин, которые всегда отличаются глубиной, поэтическим и философским звучанием.
К 1970-м годам В.М. Сидоров занял одно из ведущих мест в современном лирическом пейзаже. В 1974 году за серию картин "Моя Родина" (1972-73) ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина.
В Подоле раскрылись перед художником возможности выражения новых граней жизни - отсюда рождение пейзажных циклов, принципиально нового жанра в его творчестве.
Север произвел на Сидорова огромное впечатление своей первозданностью, ощущением вечности. Сами названия "Край земли", "На север, на север", "Там, где не заходит солнце", "Хранители тишины" (все 1972) - говорят о той магической силе Севера, с которой столкнулся художник.
Сложился и цикл пейзажей, объединенных темой сенокоса. С детства любивший эту пору в деревне, Сидоров запечатлел самые разные состояния природы в дни сенокосной страды: "Сенокосное утро" (1974), "Сенокосная страда" (1976), "Полдень" (1975), "Июльский вечер" (1975), "Сенокос" (1975), "Над полями синий вечер" (1976), "Гроза идет" (1980), "Скрипят тяжелые телеги" (1995) и другие. Вершиной цикла является картина "Вечер. Сено убрали" (1988-92), которую художник посвятил своим родителям. В этом цикле есть редкое и трудно достигаемое ощущение значительности: все дышит покоем, человечностью, добротой.
На протяжении многих лет художника волновала тема колокола, того самого колокола, который испокон веков ставили на Руси в деревнях у дороги, колокола, что звал в часы бедствия на пожар, на вече, на войну. В 1971 году Сидоров пишет пейзаж "Ранний час" со спящей деревенской улицей, уходящей вдаль, и колоколом на переднем плане. В картине "На рассвете" (1975) колокол уже не просто присутствует, он важен в композиции, он вызывает ассоциации, подчеркивает тишину, создавая ощущение ее хрупкости. В картине "Дорога и колокол" (1975) роль колокола возрастает еще больше. Постепенно тема колокола в сознании художника все больше обретала значение судьбы, рока ("Колокол", 1975). Эти пейзажи несут дыхание времени, истории, их пронизывает философская лирика.
В 1970-х годах Сидоров работает над циклом, который можно назвать "Судьбы дома". Художник тонко чувствует судьбы домов и за ними человеческие жизни, заставляет зрителя ощутить течение времени: "Дом опустел" (1971), "Дуют ветры" (1971), "Дом с голубыми наличниками" (1974), "Во субботу" (1974), "Родной дом" (1975), "Майские сумерки" (1977) и другие. Среди картин цикла "Судьбы дома" закономерно появление картины "День Победы" (1975), в которой тема дома прозвучала особенно глубоко и масштабно. Здесь дом воспринимается как символ Родины, это родной дом, родной порог, с памятью о которых уходили на фронт, шли в бой. Картина "День Победы" сначала была показана на Всероссийской, затем на Всесоюзной выставках, экспонировалась в других городах страны и за рубежом - в Берлине, Париже, Софии, Тунисе. И везде находила живой отклик в сердцах людей.
Тему детства, проходящую через все творчество художника, продолжил цикл пейзажей "Дороги детства": "Березовый ветер" (1973-79), "Возле старых сараев" (1975), "Прятки" (1975), "Моя школа" (1977), "Утро на Подоле" (1977), "Дорогами детства" (1977), "Откуда берется речка Дубровка" (1980-81). За этот цикл в 1984 году В.М. Сидоров был удостоен Государственной премии СССР.
В 1996 году за картины 1993-95 годов "Защитникам Отечества посвящается", "Дома", "Ярким днем 22 июня", "Тихая моя Родина" В.М. Сидоров был отмечен золотой медалью Российской академии художеств, а через год он стал лауреатом Государственной премии России за цикл живописных произведений "Тихая моя Родина": "Июльский вечер" (1994), "Тихая моя Родина" (1994-95), "Сенокосное утро" (1995), "Весна. Высокое небо" (1990-96).
Валентин Сидоров - художник ярко выраженного национального характера. Его творчество обращено к Родине, России и всеми своими глубинными нитями связано с ней. Сидоров - русский художник по своему мировоззрению, мировосприятию. Его творчество перерастает рамки только деревенской темы, поднимаясь до большого общечеловеческого звучания. Мастер "одухотворенного пейзажа", за долгие годы творчества В.М. Сидоров создал неординарное собрание произведений, пейзажей, самобытную летопись о жизни природы, ее извечном круговороте, ее первородных и неразрывных связях с человеком.
С 1951 года Валентин Михайлович постоянно участвует в городских, региональных, всероссийских и всесоюзных художественных выставках, а также многих выставках изобразительного искусства России за рубежом. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
В 1997 году В.М. Сидоров обращается в своем творчестве к театру, став художником-постановщиком балета "Песнь про купца Калашникова" (музыка В. Казенина) в Омском театре оперы и балета.
В.М. Сидоров - Народный художник СССР (1988) и РСФСР (1979), с 1988 года - действительный член, член президиума Академии художеств СССР (с 1992 года - Российская академия художеств), действительный член Академии художеств Киргизии (1998), профессор (1996). В 1972-85 годах - секретарь правления, в 1985-87 годах - 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР. С 1987 года по настоящее время является председателем правления Союза художников России.
Валентин Михайлович - член Союза писателей России (2001), лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова (2000). Он является автором книги "Край вдохновения" (1984), повести "Гори, гори ясно" (2001), цикла рассказов о художниках в журнале "Мир музея".
Живет и работает в Москве.