Русский художник (живописец и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Родился в семье композитора А.Н.Серова и пианистки В.С.Серовой (урожденной Бергман). В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И.Е.Репина, оказавшего на него особое влияние; посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885).
Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства, и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д.Веласкеса). Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Наезжал в Абрамцево. Был членом «Товарищества передвижников» и объед
инения «Мир искусства».
Наиболее известные из ранних произведений Серова (Девочка с персиками, 1887; Девочка, освещенная солнцем, 1888; обе картины – Третьяковская галерея, Москва) явились – несмотря на непритязательную простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства. Присущий
манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея; Зимой, 1898, Русский музей, Петербург; В деревне. Баба с лошадью, 1898; Стригуны на водопое. Домотканово, 1904; обе работы – Третья
ковская галерея). Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у
мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И.А.Крылова).
На рубеже 19–20 вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и усту
пая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н.Я.Дервиз с ребенком, 1888–1889; Мика Морозов, 1901; оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А.Мазини, 1890; К.А.Коровин, 1891; Ф.Таманьо, 1891; Н.А.Лесков, 189
4; все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф.Ф.Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юс
упов), 1903, Русский музей; Г.Л.Гиршман, 1907; В.О.Гиршман, 1911; И.А.Морозов, 1910; Княгиня О.К.Орлова, 1911; все – там же). В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтожен
ную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся программно-антицаристски (темпера Солдатушки, браво ребятушки…, 1905, Русский музей; и др.). Тем не
менее в его творчестве в целом возобладали образы русской истории, исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к книге Н.И.Кутепова Царская и императорская охота на Руси, с 1900; картина Петр I, 1907, Третьяковская галерея). В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с
его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М.Горький, 1904, Музей А.М.Горького, Москва; М.Н.Ермолова, 1905; Ф.И.Шаляпин, уголь, мел, 1905; оба портрета – в Третьяковской галерее; Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Он пишет декоративные картины-панно
на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы; обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А.Н.Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907; эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н.
А.Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С.П.Дягилева, 1910–1911).
Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897–1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф.Юон, Н.Н.Сапунов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин)
Начав свое обучение живописи в мастерской Репина, Валентин Серов уже через пять лет выбился в число самых ярких русских художников. Многие из его портретов ни в чем не уступают величайшим образцам этого жанра в истории европейской живописи: работам Веласкеса, Рембрандта, Рубенса... Вскоре Серов