Популярные личности

Валентин Лебедев

летчик-космонавт
На фото Валентин Лебедев
Категория:
Дата рождения:
1942-04-14
Место рождения:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Будучи уже космонавтом, в течение нескольких лет с 1975 года, во время своего отпуска работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали в качестве командира студенческого отряда МАИ, за что был награжден медалью "За строительство БАМа". Эти качества привлекают к нему людей. У него много хороших друзей по всей стране.


Родился 14 апреля 1942 года в Москве. Супруга - Лебедева Людмила Витальевна (1943г.рожд.), инженер, в настоящее время домохозяйка. Сын - Лебедев Виталий Валентинович (1972г.рожд.), юрист.

В 1959 году после окончания средней школы поступил в Оренбургское авиационное училище. В 1960 году произошло сокращение Вооруженных Сил и училище расформировали. Лебедев стал студентом факультета летательных аппаратов Московского авиационного института имени С.Орджоникидзе. Параллельно с учебой осваивал профессию летчика: начал с планеров, потом освоил поршневые самолеты, перешел на реактивные, научился летать на вертолетах.

После института Лебедев добился направления на работу в знаменитое Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, возглавляемое С.П.Королевым (с 1979 года - Головное конструкторское бюро НПО "Энергия"), где работал инженером, старшим инженером.

В 1967 году в качестве технического представителя головного предприятия ракетно-космической отрасли участвовал в экспедиции на кораблях 8-й поисковой эскадры в акваторию Индийского океана для поиска и технического обслуживания космических аппаратов "Зонд" по лунной программе "Л-1". В 1968 году был руководителем группы специалистов в Бомбее, обеспечивая техническое обслуживание космической станции "Зонд-5", впервые отснявшей обратную сторону Луны и доставившей материалы съемки на Землю.

Работая в испытательном комплексе. занимался отработкой средств спасения спускаемых аппаратов кораблей "Союз" и экипажей после посадки на сушу и на воду, много времени проработал в Байконуре руководителем оперативно-технической группы управления по летно-конструкторским испытаниям кораблей "Союз", "Союз-Т" и орбитальных станций "Салют 4, 5, 6".

В 1972 году был зачислен в отряд космонавтов, а в 1973 году, будучи дублерами, вместе с Петром Климуком по результатам подготовки стали основным экипажем, успешно выполнив полет на первой орбитальной астрофизической обсерватории - космическом корабле "Союз-13" с системой телескопов "Орион-2". Эта работа положила начало астрофизическим наблюдениям в ультрафиолетовой области спектра. Во время подготовки к полету экипаж сумел преодолеть сложившийся подход к праву на полет не по заранее определенной руководством очередности, а по знаниям и слаженности в работе экипажа и с персоналом центра управления.

После завершения космического полета продолжал работать в НПО "Энергия" на должностях старшего научного сотрудника, инструктора космонавта-испытателя 3 класса. В 1974 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в которой обосновал необходимость создания единого комплекса технических средств в виде стенда-полигона с использованием унифицированных имитаторов внешней обстановки (звездное небо, трассы полета, сближение и стыковка и т.д.) для приобретения экипажами навыков управления и отработки компоновки станции в условиях максимально приближенных к реальным и предложил научно-технические решения, которые нашли практическое воплощение.

В 1982 году на космическом комплексе "Союз-Т5" - "Салют-7" - "Союз-Т7" совершил рекордный в то время по длительности 211-суточный космический полет с А. Березовым. За время полета выполнил обширную программу научно-исследовательских и прикладных экспериментов.

В 1985 году, продолжая работать в НПО "Энергия", подготовил и защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук и прошел полный курс подготовки по программе "Буран". С 1989 по 1991 год работал в должности заместителя директора по научной работе Института географии Академии наук СССР. В 1991 году по его инициативе был создан Научный геоинформационный центра в системе Академии наук СССР и решением Президиума АН СССР В.В.Лебедев был назначен директором-организатором. В 1994 году его избрали директором.

В.В.Лебедев - крупный специалист в области космонавтики и геоинформатики. Участие в космических исследованиях и полученные результаты определили круг научных интересов В.В.Лебедева, включающий навигацию, астрофизику, физику земной атмосферы, космическое землеведение, геологию. В каждую из этих отраслей знаний В.В.Лебедев внес творческий вклад.

Во время двух космических полетов В.В.Лебедевым выполнено более 300 научных экспериментов и исследований в разных областях науки, часть которых является уникальными. Определены характеристики состава атмосферы вокруг станции, измерено поле виброускорений внутри орбитального комплекса, отработаны методы получения сверхчистых биологических материалов, впервые растение "Арабидопсис" в условиях космоса прошло полный цикл развития и т.д.

По разработанной им методике автономного управления ориентацией станции и навигации была достигнута возможность расчета географических координат объектов, наблюдаемых вне плоскости орбиты, что позволило со станции "Салют-7" выявить новые кольцевые структуры, разломы и нанести их на космогеологическую карту страны. В результате удалось уточнить местонахождение нефти и газа в районе Тенгиза и ускорить обнаружение некоторых полиметаллических месторождений на Алтае.

Разработанные им совместно со специалистами космической отрасли методы формирования бортового исследовательского комплекса станции, автономных средств управления ориентацией, навигации создали возможность выполнения широкого круга астрофизических и природоресурсных наблюдений. В.В. Лебедевым предложено принципиально новое решение по размещению комплекса средств наблюдения на автономной платформе с внешней стороны станции, что позволило вести непрерывную оперативную съемку Земли с минимальными затратами топлива и освобождением экипажа от выполнения множества рутинных операций и т.д.

Дальнейшим развитием этого направления работ стало расширение информационных возможностей космических систем с помощью наземных средств автономного приема, предварительной обработки, хранения и распределения информации. Это определило новый подход к требованиям по созданию космических систем изучения Земли - выравниванию приоритетов от совершенствования техники к повышению качества ее информационного продукта, когда эффективность системы оценивается не только надежностью, но и окупаемостью. Его анализ деятельности человека-исследователя в условиях длительного полета на орбитальной станции характеризует остроактуальный системный подход практически не встречающийся в других работах.

Совместно с ведущими организациями космической отрасли НИИ КП и НПО "Молния" им разработана концепция создания геоинформационной сети страны и принципы построения региональных геоинформационных комплексов, создана теория, математический аппарат и основные программные модули комплексной обработки наземной и аэрокосмической информации на принципиально новых методах обработки с использованием геоинформационных технологий. Это путь, ориентирующий отрасль на обслуживание своих заказчиков, которые станут опорой космической отрасли, а отечественная экономика сформирует внутренний рынок информационных услуг.

Развитием концепции стала разработка совместно с ГКНТЦ имени Хруничева, НПАО "Элас", инженерных предложений по созданию космического комплекса с использованием малоразмерных космических платформ с системами наблюдения и конверсируемого задела ракет-носителей легкого класса "Рокот" для получения дистанционной информации по Земле с возможностью ее приема заинтересованными пользователями.

Под научным руководством В.В. Лебедева была создана унифицированная технология комплексной обработки наземной и аэрокосмической информации, предназначенная для исследований состояний и динамики сложных природо-технических комплексов. Она позволяет создавать многослойные синтезированные карты, пересекающихся в пространстве и времени ареалов распространения различных компонентов природной среды и их свойств, с анализом причинно-следственных связей между ними.

Впервые на базе отечественной разработки была создана экологическая геоинформационная система крупнейшей магистрали Москвы (ГИС ЭкоМКАД) для мониторинга состояния земель, поверхностных и подземных вод, растительности в зоне влияния объектов Московской кольцевой автодороги. Эта разработка экспонировалась на выставке Президиума РАН и на международной выставке "Человек, город и окружающая среда", посвященной Всемирному дню охраны окружающей среды, где получила высокую оценку специалистов и правительства Москвы.

Совместно с Гидрометцентром России и ИВП РАН в рамках федеральной программы "Возрождение Волги" была создана новая технология прогноза объемов паводкового стока на основе многопараметрического анализа стокоформирующих факторов о запасах воды в снежном покрове, глубине промерзания и увлажнения почв, современном состоянии ландшафта.

Одной из последних научных разработок В.В.Лебедева и руководимого им коллектива, выполненной по программе "Наука - Москве", стал комплекс работ по дистанционному мониторингу транспортных потоков Москвы. Созданные центром оригинальные методы и программные средства цифровой обработки материалов аэрофотосъемки высокого разрешения позволили впервые получить достоверные данные об объемах движения и загрузки улично-дорожной сети города, скоростных и экологических параметрах транспортных потоков. Эти материалы явились исходными для совершенствования дорожного движения и создания автоматизированной системы управления транспортом. Выполненные разработки являются базовыми по формированию единой упорядоченной информационной среды крупнейшего мегаполиса.

Результаты научных исследований В.В. Лебедева нашли отражение в 108 научных работах, в том числе 5 монографиях, защищены 26 авторскими свидетельствами, внедренных в космических системах "Союз", "Салют" и территориальных геоинформационных системах.

В монографиях "Техническая эффективность пилотируемых космических аппаратов", "Обсерватория в космосе "Союз-13" - "Орион-2", "Космонавты исследуют Землю" и ряде научных статей ставится и решается целый ряд важных научных проблем, имеющих приоритетное значение в развитии отечественной геоинформационной технологии и создании региональных геоинформационных комплексов для решения задач управления сложными природно-техногенными системами.

В.В.Лебедев имеет десятки публикаций в отечественных журналах "Наука и жизнь", "Исследование Земли из космоса", "Инженерная геология", "Промышленность России", в зарубежных журналах США, Англии, Японии и в центральных газетах России, в которых автор анализирует достижения космонавтики и раскрывает горизонты ее развития.

Написанная в условиях космического полета книга "Мое измерение" является событием мировой космонавтики, так как представляет опыт человека, совершившего рекордный по деятельности, 211-суточный, полет, где жизнь и работу невозможно разделить. Эта работа имеет как историческую, так и научную ценность, недаром она получила широкое признание как в России, так и за рубежом, дважды издана в США, напечатана в Японии. Отрывки из книги публиковались в авторитетных научных журналах ФРГ, Китая, Польши, Бразилии и в других странах.

Свои знания и опыт В.В.Лебедев передает аспирантам, стажерам, выступая с лекциями, докладами на научных семинарах и конференциях. Результаты его научной работы внедрены в учебный процесс Московского авиационного института. Учебное пособие "Комплексный анализ безопасности полетов" используется при курсовом и дипломном проектировании на многих факультетах МАИ. В студенческом конструкторском бюро при непосредственном участии В.В.Лебедева были впервые в мире спроектированы и изготовлены малоразмерные спутники "Искра-1" и "Искра-3". Им лично они были экспериментально отработаны в условиях космоса и выведены на орбиту.

Летчик-космонавт СССР В.В.Лебедев дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден орденами и медалями СССР и других стран. В 1984 году за большой вклад в отечественную и мировую науку в области космических исследований В.В.Лебедев отмечен золотой медалью имени К.Э.Циолковского Академией наук СССР. За работу по советско-французской космической программе награжден орденом Почетного легиона (Франция). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1999). В 2000 году избран членом-корреспондентом Российской академии наук. Он - единственный космонавт, который стал членом национальной академии наук. Является почетным гражданином многих городов СССР, а также города Форт-Уэрт (США). По предложению НАСА избран почетным гражданином штата Техас (США). Занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Главная, по мнению многих, черта в характере В.В.Лебедева - страстность, неравнодушное отношение ко всему, за что берется, доводя дело до положительного результата. Максималист по отношению к себе и окружающим. Он считает, что ограничиваться в представлениях о профессии космонавта только умением выполнять набор пусть даже большого количества сложных операций по обслуживанию, ремонту техники и проведению экспериментов нельзя. Здесь роль человека должна быть значительно шире предъявляемых ему требований. Главное в профессии космонавта - реализация творческих способностей человека проникать в мир окружающей среды через восприятие, осмысление в сопоставлении с известным, приходя к выводам, находить новое в знаниях. И, конечно, раскрытие его человеческой индивидуальности через преодоление трудностей, переживания, сомнения, одиночество, ощущений радости, мук поиска решений в трудных ситуациях ради общего успеха и взаимопонимания в составе экипажа и с Землей. Именно эта личностная способность к космоплаванию и должна определять суть профессии космонавта.

У него есть места, чтобы в школах страны, наконец, был введен урок космической географии, ведь мы располагаем огромным материалом космической съемки по Земле, а географию дети продолжают изучать по контурным картам, что не дает возможности получить целостное представление о ней как о живой планете. У людей нет "Образа Земли", не воспитывается географическая культура, так как исторически приучены рассматривать проблемы своего обитания на Земле раздельно, как жизнь того или иного народа, страны, нации... Отсюда местническое восприятие мира и его проблем. Без современной географической культуры, то есть без знаний о месте обитания всех нас, науки о своем большом доме сегодня нельзя формировать мировоззрение людей, чтобы оптимистично смотреть в будущее развития экономики, политики, межнациональных и межгосударственных отношений, если мы собственный дом не видим в целом, а только представляем его, изучая частями.

Будучи уже космонавтом, в течение нескольких лет с 1975 года, во время своего отпуска работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали в качестве командира студенческого отряда МАИ, за что был награжден медалью "За строительство БАМа". Эти качества привлекают к нему людей. У него много хороших друзей по всей стране.

Живет и работает в Москве.



Поделиться: