Голубев Валентин Павлович (р. 25.11.1948), поэт. Родился в пос. Сосновая Поляна Ленинградской обл. в семье плотника. В н. 1970-х Голубев — член литературной мастерской Союза писателей при журнале «Аврора».
В 1976 выходит первая книга стихов «Праздник». В ней заметно стремление к философскому осмыслению действительности и цельность поэтического характера. «Прошлое Родины для Голубева — не просто опоэтизированная история, а нерушимая основа, живительный источник творчества. Его стихи уходят корнями в ру
сскую былину, сказку, песню» (А. Шевелев). Вместе с тем критика указала и на недостатки первой книги поэта: в ряде стихов проступила излишняя громогласность, нарочитая красивость; в условно-сказочных Аленушках, Несмеянах усматривали «заведомую искусственность», когда «условность поглощает живые мысл
и и чувства» (Н. Сотников).
Голубев совмещает литературный труд с работой на производстве, пройдя путь от слесаря, автомеханика до начальника крупного заводского цеха.
В 1980-е Голубев близко сходится с Н. Тряпкиным, Ст. Куняевым. В к. 1980-х активно участвует в создании Ленинградской областн
ой писательской организации, объединившей патриотически настроенных литераторов города; создает и возглавляет поэтическую мастерскую «Содружество».
Яркие, сочные зарисовки деревенского быта и пейзажи Голубева отличает живописная пестрота, «размашистость, цветистость образа, любование сказочными
персонажами» (Н. Сотников). Голубев насыщает язык разговорными интонация и словами, заимствованными из живой народной речи. Его стихи лежат в русле песенно-фольклорной традиции, идущей в русской поэзии от А. Кольцова.
Отличительные черты поэзии Голубева — острое чувство гражданственности, богатый
язык, уходящий корнями в русскую сказку и песню, насыщенность приметами окружающей жизни, яркая образность, свежие речевые обороты, любование песенным русским словом.
Сборники «От весны до весны» (1985) и «На черный день» (1990) — о сложности и богатстве человеческой души, о стремлении к счастью
. Темы их многообразны, традиционны: любовь, Родина, мотивы одиночества, неудачной любви.
В книгах «Русская рулетка» (1998) и «Жизнь коротка» (2002) Голубев предстает как поэт глубоко драматический. В этих сборниках поэзия Голубева насыщена напряженным лирико-философским размышлением. Входят моти
вы религиозные, прежде всего — прощания с жизнью и неизбежного предстояния перед Богом, греха и покаяния. При этом в стихах нет следов «декоративного православия», христианство в стихах Голубева предстает как его собственная вера, внутренне цельная. В теме смерти — вера в светлое загробное существов
ание, надежда на встречу с близкими людьми: «Здравствуй, последний мой милый приют, / Путник веселый к вам в двери стучится. / Здесь меня любят и здесь меня ждут…» («В церквушке на Охтинском кладбище…»).
Религиозно-поэтическая тема Голубева — мученичество Родины и мученичество Сына Божия в России
(тютчевский мотив страдающего и благословляющего Царя Небесного, «исходившего Россию»). Эта неотступная тема от стихотворения к стихотворению звучит все горше («На досках русский Бог распят…», «Нас, как распяли, облукавили…», «Благодать»).
Стихи книги «Русская рулетка» — о русской исторической с
туже, о лихом и страшном времени 1990-х. Автор пишет о горькой исторической перспективе: «Мы как в “яблочко” попали / В век, где бед, как звезд и чисел, / Самый светлый здесь в опале, / Самый честный — беззащитен» («Рождество»).
Финал книги — три плача по митрополиту С.-Петербургскому Иоанну, объ
единенные в цикл «Тризна» («Мы стоим последнею заставой / Смертные, готовые на смерть»).
Венчает сборник «Жизнь коротка» одно из лучших стихотворений «Русская душа». Поэт размышляет о месте России в мире и своеобразном ее характере: «Немец капнет, где русский плеснет, / Чтобы душу живьем вынимал
о. / Здесь на праздник Чернобыль рванет / Так, что всем не покажется мало». Таинственная судьба России — «жутко-прекрасная», с крайностями гордыни и нищеты, крови и смирения, ее «нельзя объяснить», остается лишь признать, что она «Богом дана». На пороге XXI в. Голубев, обогащенный опытом минувшего с