Популярные личности

Валентин Гибалтовский

Молдавский актер
На фото Валентин Гибалтовский
Категория:
Гражданство:
Молдовия
Читать новости про человека
Биография

Задача искусства – не калечить человеческие души

Каждая роль – это некое таинство, к которому надо подходить трепетно. Подходить так, чтобы мир написанного персонажа не отпугивать от своей плоти. Нужно искать в своём подсознание подходящие струны, ведь каждая роль имеет свою ауру, о которой не говорят вслух.


Близится к завершению один из самых масштабных проектов российского телевидения - сериал «Кармелита. Цыганская страсть». Зрителям так полюбилась его первая часть о бурной жизни молодой цыганки, что было принято решение о продолжении проекта. В течение почти трёхсот серий мы следим за перипетиями в жизни двух цыганских таборов. Любовь и ненависть, добро и зло, проблемы отцов и детей – всё это переплелось в сюжетной линии сериала.

Одного из главных героев, обаятельного злодея Банго играет талантливый и перспективный актёр Валентин Гибалтовский.

Его персонаж отличается незатейливостью и безграничной преданностью своему хозяину. В течение 288 серий он успевает совершить множество плохих поступков, и перечень его злодеяний кажется бесконечным.

В жизни Гибалтовский - полная противоположность своему персонажу.

Корректный и несуетливый, он говорит на нескольких языках и боится попасть в список Шиндлера…

Валентин, вам - 43 года. Вы состоялись как актёр, или считаете, что всё ещё впереди?

- Нет, не состоялся. Наверное, действительно состоявшихся актёров можно перечислить по пальцам. Артисты постоянно находятся в поиске своего «Я».

Востребованность любого актёра наглядно отражает его фильмография. Ваша фильмография, более чем скромная. С чем это связано?

- Хотелось бы подчеркнуть, что моя фильмография - «пока» скромная. В первую очередь, это связано с тем, что период становления, пришедшийся на 90–е годы, оказался практически социальной катастрофой для всего постсоветского пространства.

Хотите озвучить известную версию о том, что в «лихие девяностые» кино никто не снимал?

- Это только одна сторона проблемы. Самое страшное то, что молодые артисты почувствовали себя никому не нужными, выброшенными «на обочину». Всё, о чём мечталось с детства, чему ты решил посвятить свою жизнь, все твои душевные порывы и профессионализм – всё это оказалось никому не нужным. Все артисты, молодые и немолодые, неизвестные и известные, все они вынуждены были пройти «школу выживания». Жизнь была жёсткая, и никого не жалела. В том числе, и меня.

Жалуетесь?

- Нет. От этого я стал сильнее. Всё это время, вплоть до 2006 года я работал в театрах Румынии и во Франции.

Ну, с Румынией всё понятно – братья – соседи. А во Франции как оказались?

- А во Франции я попал в т.н. «эксод с Востока на Запад». В Страсбурге, в рамках этого проекта встретил директора театральной компании «On a beaux dire» режиссёра Михаила Крутова, с которым и начал сотрудничать.

Вы - уверенный в себе человек? Если да, то в чём выражается ваша уверенность?

- Уверенный. И моя уверенность в себе выражается в том, что я нужен. Близким мне людям, своей семье, друзьям, и даже окружающей природе. Не надо забывать, что все мы – маленькие частицы огромной Вселенной.

Коллеги и режиссёры говорят о вас, как о скромном, рассудительном и уравновешенном человеке. В жизни, вы - полная противоположность своему герою. Считается, что особенно удачно роль получается тогда, если внутренний мир артиста созвучен его театральному или кинематографическому персонажу. А в чём тогда секрет вашего несомненного успеха?

- Каждая роль – это некое таинство, к которому надо подходить трепетно. Подходить так, чтобы мир написанного персонажа не отпугивать от своей плоти. Нужно искать в своём подсознание подходящие струны, ведь каждая роль имеет свою ауру, о которой не говорят вслух.

Ну, вы романтик… Играете роль откровенного негодяя, и в тоже время не забываете о трепетном подходе к созданию образа

… Знающие вас люди, подчеркивают вашу языковую образованность. Румынский, французский, не говоря уже о русском… Как я понимаю, ещё и немецкий? Кстати, на нём пытались со мной говорить только Банионис да вы. Банионис - понятно, он Гойю играл на немецком, а у вас откуда такая любовь к языку?

- О, она – давняя. И пришла ко мне ещё в 1985 году, когда я служил в ГСВГ, в Ансамбле песни и пляски - 20-й Гвардейской Армии в г.Ebersvalde-Finow. Наша творческая задача конечно же, была чисто пропагандисткой. Мы должны были «показать культуру советского солдата немецкому народу» Давали по 12-15 концертов в месяц, гастролировали по всей территории бывшей ГДР, выступали на разных площадках – от скромным деревенских до роскошных берлинских. Конечно, кроме русского репертуара, мы пели и популярные немецкие песни, и они до сих пор звучат в моей голове. Наверное, с тех пор и я люблю язык Шиллера и Гёте…

Вы получали сценарий с репликами только за сутки до начала съёмок. Значит, играть приходилось практически «с листа»?

- Да это так, сценарий, с сюжетами и сценами, которые снимались в определённые день или ночь, артисты получали всего за сутки до начала съёмок. Случалось и так что играть приходилось практически «с листа». Но это не было проблемой - актёр никогда не должен быть пойман врасплох, он должен быть всегда готов ко всяким изменениям.

Ну, прямо профессиональный кодекс разведчика…

Из - за кризиса артистам сериала уменьшили прежде оговорённые гонорары, но никто не ушёл. Почему? Любовь к искусству, или боязнь потерять заработок? Или и то, и другое?

- Когда ты уже полностью вжился в роль, полюбил её, то уже не думаешь о заранее оговорённых гонорарах, о потери заработка. Правда, эта моё личное мнение.

Просто альтруизм на съёмочной площадке…

Валентин, мне кажется, что сериалы, особенно такие «долгоиграющие» - априори слабое кино. И вовсе не потому, что сценарист, режиссер или актёры плохие. Просто невозможно из 300 серий сделать триста шедевров. Объясните, в чём тогда несомненный зрительский успех «Кармелиты»?

- Это «слабое», как вы говорите кино, растянуто на 300 серий, чтобы получить зрители могли получить удовольствие, как от бокала хорошего вина. Если нравится – то пить по глоточку, а потом обсуждать букет ароматов этого вина. Никто не ставил перед собой целью сделать из «Кармелиты» шедевр. Да и стоили бы это астрономическую сумму. Думаю, что успех заключается в колоритности цыганского народа – в манере общения людей, песнях, танцах.

А как можно играть с полной отдачей 300 серий? Наиболее выносливыми в профессиональном смысле считаются хирурги. Даже самый высокопрофессиональный и работоспособный хирург физически не может оперировать больше 5 часов, как же можно требовать от актёра ежедневной и многочасовой хорошей игры? Или режиссёры, понимая это, и не требуют?

- Актёры – это те же самые хирурги, только не держат скальпель в руках. У них ещё более сложная задача - оперировать и моделировать душу человека. Нельзя забывать о том, плоть умирает, а душа вечна. Задача искусства – не калечить человеческие души.

Как и все творческие люди, артисты очень ранимы, беззащитны. В чём ваша беззащитность?

- Меня ранит безразличное, равнодушное отношение ко мне, как к человеку.

Вы можете, интригуя и расталкивая руками коллег, бороться за роль?

- Нет. Считаю, что это подло.

Просто умиляюсь. Ну почему, с такими высокими нравственными критериями, вы не играете роль благородного Миро? Куда смотрела госпожа режиссёр? И как вы попали на кастинг сериала?

- Через актёрское Агентство кинорежиссёра Валерия Жереги. Мне позвонила директор агентства, и сказала, что проводится кастинг на какой-то российский сериал. Креативный продюсер находился в поиске сценарного злодея. Всё получилось очень неожиданно, а главное – молниеносно. Сначала кастинг в Кишинёве, потом в Москве, и уже через две недели, в костюме и в гриме, я с нетерпением ждал на съёмочной площадке команды режиссёра – постановщика Елены Цыплаковой – «Внимание, мотор, начали…»

В чём вообще заключается работа по подбору актёров? Создаётся ощущение, что помощники режиссера, абсолютно не утруждают себя работой. Одни и те же лица, кочующие из сериала в сериал, уже порядком поднадоели. Причём, один и тот же артист сегодня благородный сыщик или храбрый милиционер, и завтра - бандит и убийца. А так как, фильмы в основном, малобюджетные, со скромными декорациями и костюмами, то получается, что и у мента, и у бандита - одно и тоже лицо, один и тот же костюм, одна и та же жена... и т.д. Вы согласны?

- Нет, не согласен. Сейчас помощники режиссёра не занимаются подбором актёров, у них другая задача на съёмочной площадке. Занимаются этим директора и продюсеры фильма или сериала. Что касается «кочеванием» артиста из сериала в сериал, то это в какой-то мере, даже хорошо.

Это чем же?

- Телезрителя ведь не обманешь, и он обязательно оценит артиста. Не костюм делает актёра, а наоборот. Что касается «малобюджетного фильма со скромными декорациями»… Не знаю, но 60 миллионов долларов - это много или мало?

Без ложной скромности, вы считаете себя талантливым актёром?

- Без ложной скромности скажу, что об этом не мне судить. Что такое талант? Наверное, это способность актёра пропустить небесное дарование через себя, способность преобразовать её потом в креативных чувствах.

Вы верующий человек? Что значит для Вас Бог? Во что вы верите в жизни?

- Верующий ли я человек? Одно могу сказать точно - я не атеист. Бог для меня – это жизнь, это законы Вселенной, которые написаны для нас, живущих на Земле. И если бы Бог не создал меня, то я не отвечал бы сейчас на ваши вопросы.

Считается, что у каждого человека в душе живет Бог и Дьявол. Как они проявляют себя у вас?

- В каждом человеке живет Бог и Дьявол, но, если наша душа находится в заблуждении, то Господь даст нам это понять. А о проявления божественной или дьявольской сути, думаю, можно говорить только со своим духовником.

Вы любите классику в музыке и литературе? Ваши любимые авторы и композиторы? Что читаете сейчас?

- Их много, но возглавляет список любимых классиков Шекспир, а из композиторов больше всех люблю Моцарта. Никогда не устаю перечитать Эминеску.

Почему ушёл из проекта Виктор Тереля, который первоначально играл злодея Лексу? Озвученная версия о том, что его персонаж перестал развиваться, честно говоря, кажется малоубедительным.

- Я согласен с вами. Виктор Тереля - очень выразительный актёр, с которым никогда не устаёшь работать. Почему он ушёл? Думаю, что на этот вопрос могут ответить только продюсеры.

Сколько времени шла работа над проектом?

- Работа над проектом шла 1 год и 5 месяцев (съёмочные дни).

С кем из артистов дружите и после окончания съёмок?

- Не то что бы я был не дружелюбным, но довольно часто теряются мобильные телефоны, записные книжки… Связь на некоторое время прерывается… Но это совсем не значит, что мы никогда не встретимся. Я их всех люблю и уважаю.

Вы тактично дали понять, что по - настоящему дружеские отношения так и с кем и не сложились. И это за полтора года (!) совместной работы.

Не люблю это выражение, но иногда оно отражает суть – «террариум единомышленников». Что скажете?

- Я согласен с вами. Без этой сути, без сплочённости вокруг одной идеи, ничего бы не получилось. Это - закон муравейника.

Актёр – профессия, зависимая от режиссёра. Вас это не угнетает? Насколько вы зависимы от режиссёра?

- Нет, не угнетает. Зависимость - это резко сказано. Между актёром и режиссёром должен рождаться симбиоз, они должны дополнять друг друга конструктивными предложениями и позитивными эмоциями. Всё очень просто.

Утопия. И вы это знаете лучше меня. Быть «на равных» с режиссёром могут позволить себе очень немногие «звёзды» первой величины, или просто дураки. Поскольку, большинство артистов – и не то, и не другое, то лучше гордо говорить, используя биологическое понятие «симбиоза», чем признать свою профессиональную зависимость. Так было всегда. Артисты – бесправны. А хочешь командовать – иди в режиссёры. Если таланта хватит.

Сейчас полностью нивелировалось такое понятие, как «звезда». Например, великой Любови Орловой, которая была действительно универсальной актрисой, всю жизнь, каждой своей ролью приходилось доказывать, что она - звезда советского кино. А сейчас - засветился в одном сериале, и вот уже новоиспечённая «звезда» местного масштаба - готова. Не в обиду будь сказано, а вы считаете себя «звездой» сериала «Кармелита», или природная скромность, которую дружно отмечают ваши коллеги, не позволяет этого сделать?

- Без никакой скромности скажу, что я не считаю себя «звездой». Я не изуродован «звёздной болезнью». Боже упаси!

Почему в фильме так много сценарных и режиссерских нестыковок?

- Их называют ещё «киношные ляпы». Наверное потому, что иногда мы отставали от съёмочного плана из-за погодных условий, потом авралили, спешили… Это не просто, когда сериал уже «крутят» по каналу, а в запасе нет даже дежурного запаса, хотя бы в десять серий. Сложный процесс. Я никого не оправдываю, но эти «ляпы» существуют и в большом кино, правда, в меньшей степени.

После «Кармелиты» были предложения от других режиссёров?

- Да, были. Но о них ещё рано говорить.

Как вы попали именно в цыганский проект? Считаете, что подошли режиссёру по типажу, или решающую роль сыграло именно актёрское дарование?

- Думаю, что всё то, что вы перечислили, и сыграло решающую роль.

Роль Тагари исполняет осетин, Лила – белоруска. Разве не логичнее было бы пригласить цыганских актёров?

- Список можете продолжить - роль Дины сыграла украинская актриса Наталья Рогоза, Банго - молдаванин. Думаю, что продюсерам с телеканала и режиссёру-постановщику было виднее кого пригласить на проект. Я бы сказал, что этот интернациональный состав в какой-то мере омолаживал «Кармелиту». Свежей игрой, свежими лицами…

Вот вы и противоречите сами себе, товарищ Банго!

А кто говорил, что «кочевание» артистов из сериала в сериал это «есть хорошо»?

Эммануил Виторган в одном из моих интервью, честно казал, что участие в сериалах - верный способ заработать. А для вас тоже?

- Если скажу – «нет», то это будет неправдой. А деньги можно заработать не только в сериалах, но в «полном метре». (полнометражный фильм – ред.)

Только не надо глагол «заработать» понимать корыстно. Это же замечательно, когда тебе дают такой шанс.

Сейчас вы можете себе позволить выбирать роли или проекты, или вынуждены соглашаться на любые предложения режиссёров?

- Никто никого не принуждает соглашаться. Если меня устраивает предложение, то почему я должен отказываться? Могу соглашаться на любую роль моей палитры. Как и у художника, у актёра своя палитра игры. Я считаю, что надо соглашаться на любые предложения, пока предлагают.

Здравая мысль. Спасибо.

И у талантливых творческих людей, и у откровенных бездарей, есть совершенно непонятное любому европейцу, желание «покорить» Москву.

«В Москву! В Москву!» - прямо по Чехову…

У Вас нет такой навязчивой идеи?

- Для меня это тем более непонятно, и даже чуждо. Скорее всего, желание «покорить» Москву появляется у людей, которые позиционируют себя, как абсолютно творческую личность, не понятую современниками. Провинциальное суждение!

За съёмочный период, вы наверное, стали настоящим ромалом. Вас не обижает несколько пренебрежительное отношение к цыганам в обществе?

- Общество само виновато в неком «противостоянии» с цыганами. Их всегда толкали и толкают на самый край пропасти, а дальше... - сами понимаете. Меня обижает то, что несмотря на 21 век, с ним осталось какое – то неуважительное, средневековое отношение. И до, и после «Кармелиты», у меня были и есть друзья – цыгане, с которыми я всегда чувствую себя комфортно.

Валентин, вы - характерный актёр. Не боитесь, что режиссёры могут банально тиражировать образ злодея?

- Нет, не боюсь. Если и случится такое тиражирование, то могу пообещать зрителям – этот образ никогда не будет плоским, банальным. По своей текстуре, характерные роли очень колоритны.

Как вы относитесь к антрепризе? Юрий Соломин убеждал меня, что её успех, в огромной степени зависит от узнаваемости актёров. "Антреприза - это лица" - сказал Юрий Мефодьевич. Согласны?

- Вы наверняка слышали – «…пойду на тот или иной спектакль…, играет тот - то..., или в кинотеатре идёт фильм с тем - то актёром…»

Конечно, антреприза - это лица. А лица - это весомые роторы антрепризы, иначе не выжить.

Ужасно, когда искусство начинает «выживать»…

Каждый артист мечтает сыграть своего Гамлета. Вы тоже?

- Хороший вопрос, спасибо. Мечты имеют свойство сбываться или не сбываться. Гораций в «Гамлете» уже был. Хотел бы сыграть и Ричарда II, и Меркуцио… Список можно продолжить.

Если бы был выбор – Шекспир или Вампилов, кого бы выбрали? И почему?

- Шекспира. Потому что это - ШЕКСПИР.

И последний, провокационный вопрос. В свете сложившийся в республике ситуации, когда Президент практически объявил русских – оккупантами, Вы не боитесь афишировать свою близость к вражескому кинематографу? А то запишут Вас в неблагонадёжные…

- Камень преткновения в этом непростом вопросе - Пакт Риббентропа-Молотова. И пока не будет подписано Международное соглашение по этому поводу, то вокруг него постоянно будут разные политические спекуляции. А меня пусть запишут куда угодно. Лишь бы не попасть в список Шиндлера…



Поделиться: