Закончил в 1919 историко-филоллгический факультет Киевского университетета по отделению философии и русской словесности. С этого времени — на педагогической и научно-исследовательской работе, сначала в киевских вузах, а с 1927 в Москве — в Институте Красной профессуры, в Академии ком. воспитания им. Н.К.Крупской, в МИФЛИ, где он читал лекции по истории филос.
Асмус Валентин Фердинандович ( 18(30).12.1894 - 05.06.1975 ) — философ, специалист в области истории философии, логики, эстетики, теории культуры. Родился в Киеве. Со стороны отца был потомком обрусевших немцев.
Закончил в 1919 историко-филоллгический факультет Киевского университетета по отделению философии и русской словесности. С этого времени — на педагогической и научно-исследовательской работе, сначала в киевских вузах, а с 1927 в Москве — в Институте Красной профессуры, в Академии ком. воспитания им. Н.К.Крупской, в МИФЛИ, где он читал лекции по истории филос.
В 1918 за исследование филосовских взглядов Л.Н.Толстого и Б.Спинозы ему была присуждена премия им. Л.Толстого.
Во второй половине 20-х гг. был одним из организаторов научно-исследовательской работы в Институте философии Ком. академии: был членом бюро секции современной философии (в это бюро входили еще Я.Э.Стэн и Г.К.Бам-мель); в подготавливавшейся в те годы "Философской энциклопедии" был одним из руководителей отдела "Современная философия" (см.: "ПЗМ". 1929. № 1. С.203, 206). В 30-х гг. опубликовал ряд литературоведческих работ, посвященных Гете, Толстому, Лермонтову, где талант писателя сочетался с глубиной филос. анализа.
С 1939 — проф. кафедры философии МГУ. С 1940 — д-р филос. наук. Ст. н. с. Института мировой литературы (с 1956). С 1968 — ст. н. с. ИФ АН СССР. Как вспоминает проф. МГУ Б.Г.Сафронов, слушавший в молодые годы лекции этого ученого, А., читавший курсы практически по всем разделам европ. филос., поражал своих слушателей общей академической культурой, "на фоне современной ему филос. публицистики он казался человеком не совсем современным".
Один из авторов и ред. "Истории философии" (М., 1940—1943); лауреат Гос. премии (1943). Всеобщее признание заслужила обширная деятельность А. в области истории философии. В его трудах представлены исследования по истории античной философии. А. занимался досократиками, атомистическим материализмом, Платоном, Аристотелем, римским эпикуреизмом. Иссл. филос. XVII—XVIII вв. Его внимание привлекали Ф.Бэкон, Декарт, Спиноза. Наибольший интерес вызывала нем. класс. филос., в особенности филос. Канта. Согласно завещанию, А. был похоронен с графическим портретом И.Канта в руках. Особую линию иссл. А. составили филос. и эстетика в России.
Ряд его работ посвящен А.С.Пушкину, П.Я.Чаадаеву, А.С.Грибоедову, М.Ю.Лермонтову, Л.Н.Толстому, Н.Г.Чернышевскому, философам рус. символизма, К.С.Станиславскому, А.Н.Скрябину. Автор многих статей для энциклопедических изд. (БСЭ, ФЭ, Литературная энциклопедия и др.).
Нельзя не отметить гуманистическую направленность его филос., культурол., литературоведческих трудов, утверждавших право человека на духовность, на творч. жизнь и индивидуальную свободу. В этом отношении характерна, напр., его статья "Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в.", где А. дает глубокий анализ сущности и причин отрицательного воздействия на человека и на развитие культуры разделения труда, специализации в разл. обществ. формациях, особенно при капитализме.
Он утверждал, что узкий профессионализм труда ведет к "искалечению личности", обусловливают "трагизм личности, разорванной между естественным... и законным стремлением к всесторонности, гармоничности... всех потребностей, запросов, всех сторон дух. жизни и между вынужденным чрезмерным развитием какой-нибудь... одной узкой способности в ущерб всему остальному, живому,., но подавленному и неудовлетворенному..." (Историко-философские этюды. С.140—183).
Анализируя "Письма об эстетическом воспитании человека" Шиллера, разделяя его отрицательное отношение к враждебным человеку последствиям разделения труда ("вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам становится обрывком своего занятия, своей науки"), А. вскрывает и ист. ограниченность филос. сознания той эпохи (Шиллер, напр., видел выход из создавшегося положения в эстетич. воспитании человека). А. показывал исторически преходящий характер отчуждения.
Он был убежден, что в будущем благодаря развитию социокультурных и экон. факторов отчуждение постепенно будет преодолено (см., напр., работу 1926. С.73—75). Большое значение имела написанная А. "Логика", вышедшая в 1947,— она была "в сущности, первой работой по формальной логике, вышедшей после долгого периода, в течение к-рого у нас вообще не выходили никакие труды по формальной логике. Это была эпоха нигилистического отрицания формальной логики, недооценки ее теор. и педагогического значения" (Предисловие // Избранные философские труды. T.I. M., 1969. С.5). Кн. широко использовалась в качестве учебного пособия в вузах, положила начало изд. науч.-пед. литературы по логике в послевоенный период.
Существенное влияние на разработку проблем док-ва и аргументации оказала кн. А. "Учение логики о доказательстве и опровержении". А. был заслуженным деятелем науки РСФСР, членом Междунар. ИФ в Париже. Как человека, педагога и ученого его характеризовали безупречная интеллигентность, личная честность и бескомпромиссность, высокий профессионализм, преданность творч.