Главная тема творчества Утамаро — жизнь обитательниц «веселых кварталов».
Не без оснований именуясь «певцом женской красоты», Китагава Утамаро вводит в укиё-э тип больших погрудных портретов «окуби-э», в которых старается передать внутренние переживания и настроения своих героинь.
КИТАГАВА Утамаро (1753–1806) — выдающийся японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Его настоящее имя — Нобуёси, а Утамаро — псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г.
После смерти отца Нобуёси переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн — художника школы Кано — и оставался там в течение семи лет.
В 1775 г. происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая.
Сначала Утамаро делал иллюстрации к пьесам и поэмам, а затем перешел к портретам актеров. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киёнага.
Главная тема творчества Утамаро — жизнь обитательниц «веселых кварталов».
Не без оснований именуясь «певцом женской красоты», Китагава Утамаро вводит в укиё-э тип больших погрудных портретов «окуби-э», в которых старается передать внутренние переживания и настроения своих героинь.
В 1791-м он начинает выпускать серии погрудных портретов красавиц, закрепивших за ним славу ведущего мастера в жанре бидзинга. Он часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати.
В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси в неподобающем виде Утамаро попадает в тюрьму. Арест нанес ему психологическую травму. Он до конца дней так и не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался.