Сембен Усман (Sembene, Ousmane)
Сенегальский режиссер, сценарист, писатель. Родился 8 января 1923 г. в небольшой деревушке Зингиншоре на реке Казамансе на юге Сенегала.
Отец Усмана был рыбаком. Из-за бедственного материального положения мальчик не смог продолжать учение в школе и с пятнадцати лет стал сам зарабатывать на жизнь. Работал горшечником, мойщиком машин, помощником механика в гараже. В годы второй мировой войны, когда ему исполнилось восемнадцать, Усман был мобилизован во французскую армию, стал военным шофером в отряде "сенегальских стрелков". Воевал в Африке и на европейских фронтах. После демобилизации жил в Марселе, был докером в порту, активно занимался профсоюзной деятельностью. Изучал искусство, пробовал силы в литературном творчестве.
С 1956 г. начинает регулярно печататься. В свет выходят его художественные произведения: "Черный докер" — о жизни африканцев во Франции, "О родина, прекрасный мой народ" (в русском переводе "Сын Сенегала"), получивший широкую известность роман "Тростинки господа Бога", повесть "Почтовый перевод", стихи, пьесы, рассказы.
В 1960 г. Сембен возвращается в Сенегал. Здесь он был потрясен колоссальным разрывом между нищетой безграмотного народа и богатством местной буржуазии. Увидев, что его литературное творчество доступно лишь образованной элите, Сембен решает заняться кинематографом как самым доступным для широких масс видом искусства. Получив приглашение на стажировку в Советском Союзе, будущий режиссер приезжает в 1962 г. в Москву. Работает практикантом на студии им. М. Горького, учится режиссуре под руководством М. Донского и С. Герасимова. Свои первые киносюжеты он снимает на улицах Москвы. В 1963 г. его художественный короткометражный фильм "Бором Сарет" ("Человек с тележкой"), экранизация собственной новеллы, получает приз на международном кинофестивале в Туре. В этой ленте уже проявился творческий почерк режиссера: интерес к внутреннему миру героя, умение расставить социальные акценты и достоверно воссоздать реалистическую атмосферу в картине, выстроить занимательный, динамично развивающийся сюжет. Лента рас- сказывает о бедном извозчике из предместья Дакара, который по приказу богатого клиента заезжает в запретный район столицы. На уплату штрафа денег нет. Его единственное достояние — тележку— конфискует полиция, и извозчик с семьей остается обреченным на отчаянную нищету. Жена, чтобы спасти детей от голода, вынуждена идти на панель. Гуманистическое звучание этой двадцатиминутной картины было настолько пронзительно, что критика сравнила ее с лучшими картинами итальянского неореализма.
Международный успех принес Сембену и его первый полнометражный художественный фильм "Чернокожая из..." (1966), получивший премию Жана Виго в Париже, приз критики в Каннах, "Серебряную антилопу" на Всемирном фестивале негритянского искусства в Дакаре (1966). Героиню картины, молодую негритянку Диону, нанимает "на рынке служанок" в Дакаре французская чета. Она попадает во Францию, где вскоре понимает, что совершила ошибку, покинув родину и оказавшись в полной духовной изоляции. Не выдержав одиночества, она перерезает себе вены. В роли Дионы выступила непрофессиональная актриса Тереза Мбисин Диоп, швея, которую Усман случайно встретил в кинотеатре. Эта талантливая женщина сумела передать все нюансы переживаний героини, начиная с надежд на новую жизнь в Европе и кончая полным их крахом.
Тему "маленького" человека Сембен продолжил в трагикомедии "Почтовый перевод" (1968, приз Венецианского фестиваля 1968 г). В центре — пожилой безработный Ибрагим, житель нищей окраины Дакара. Он получает извещение о том, что ему пришел от племянника, работающего в Париже дворником, денежный перевод. Но... деньги Ибрагим взять не может, так как у него нет удостоверения личности. Пытаясь выправить необходимый документ, простодушный проситель попадает в тиски бюрократической машины, сталкивается с волокитой, взяточничеством, обманом и шантажом. Похождения героя оборачиваются подлинной драмой. Он становится жертвой произвола своих соотечественников — чиновников, цинично пренебрегающих интересами простых людей. В этих условиях жуликами становятся буквально все, даже собственные родственники.
В Сенегале 60-х гг., как это показывает в своих фильмах Сембен, основным противоречием становится противостояние между бедняком и местной властью. Эту мысль режиссер проводит и в ленте 1970 г. "Тау" ("Старший сын". Тау — имя, означающее старшего в семье), истории безработного юноши, мечущегося в поисках вакантного места от одного бездушного чиновника к другому.
Наиболее популярной и известной как в Африке, так и в Европе стала сатирическая комедия Сембена "Хала" (1975), в которой режиссер остро критикует новых буржуа, оторвавшихся от народа и во всем подражающих европейцам. В картине в гротесковой форме представлен африканский бизнесмен Кадер от момента своего наивысшего благополучия до полного краха. Герой собрал в себе, казалось бы, все отрицательные черты. Его снобизм, самодовольство и хвастовство доведены до абсурда. Демонстрируя окружающим свое богатство и изнеженность, Кадер даже воду пьет, привезенную исключительно из Франции, и свою машину также моет только ею. Но судьба героя неожиданно меняется. В момент, когда он женится в третий раз на молоденькой девушке, он оказывается... импотентом. Хала в переводе с уолоф означает бессилие. Потерпев крушение в личной жизни, герой вскоре теряет и общественный вес и богатство, став посмешищем для окружающих. При- давая своей картине обобщающий смысл, Сембен подчеркивал, что "хала" Кадера не единичный казус, а общая болезнь бюрократической буржуазии, не способной к созиданию.
Сембен Усман назвал кино вечерней школой Черной Африки. Поэтому в своих фильмах он решал не только художественные, но и просветительские задачи, приглашая зрителя задуматься над сложными проблемами как настоящего, так и прошлого. В картине "Эмитай" (1971), что означает на языке народа диола "бог грома", режиссер рассказывает о временах колониализма, показывает беззащитность племенной этики перед жестокостью и прагматизмом завоевателей-французов. В фильме "Седдо" (1978), обращаясь к XVII— XVIII вв., повествует о столкновении африканских верований с проникшим на континент мусульманством. Пытаясь преодолеть языковый барьер, режиссер в этой ленте обращается к принципам монтажного кинематографа. Он делает упор не на диалог, как в предыдущих лентах, а на визуальную выразительность. Фильм имел большой успех как у африканской, так и западной аудитории, привлеченной не только многозначностью содержания, но и необычайной красочностью ленты.
Фильм "Лагерь Тирауа" (1988) переносит зрителя во времена окончания второй мировой войны. Лента рассказывает о жизни "сенегальских стрелков", возвращенных на родную землю и размещенных в транзитном лагере Тирауа. Люди, прошедшие все ужасы войны, проводят время в томительных переговорах с военными властями по поводу денежных пособий, перспектив своей дальнейшей судьбы. Опыт, приобретенный во время войны, полностью перестроил их образ мыслей. Сенегальские стрелки уже далеко не те "хорошие негры", послушные исполнители приказов белого начальника, теперь с администрацией они говорят на равных. Для бойцов, героически сражавшихся с фашизмом, больше не существует мифа о "белом господине". Наряду с сенегальцами на экране выведены жители Дагомеи (Бенин), Берега Слоновой Кости. И все они ощущают пребывание в лагере Тирауа как горькую человеческую драму.
В 90-е годы Сембен Усман не выпустил ни одного фильма. Отец африканского кино, как его называют коллеги, занимается литературной деятельностью, ездит с лекциями по разным странам мира, включая Америку. Но в его небольшом офисе, расположенном в старинной части Дакара, на стенах висят эскизы не- осуществленного пятисерийного фильма на тему истории освободительной борьбы африканских стран. И несмотря на отсутствие денег, режиссер все же мечтает эту киноэпопею снять.
Т Царапкина
Фильмографии: к/м "Бором Сарет" ("Человек с тележкой") (Borom Sarret), 1963; "Чернокожая из..." (La noire de...), 1966; "Почтовый перевод" (Le mandat), 1968; к/м "Тау" ("Старший сын") (Taw), 1970;"Эмитай" (Emitai), 1971; "Хала" (Xala), 1975; "Седдо" (Ceddo), 1978; "Лагерь Тирана" (Camp de Thiaroye), 1988.
Библиография: Черток С. Ташкентский кинофестиваль. Ташкент. 1975; Соболев P. Кинематография развивающихся стран Азии и Африки. М. 1986; Vieyra P. Ousmane Sembene // Cineaste. P. 1972; Bachy V. Pour une historic du cinema africain. Bruxelles. 1987.