Число российских звезд, которые успешно делают карьеру на Западе, не так уж мало и все время возрастает. Однако есть и противоположные случаи: одна из самых видных театральных актрис России родилась в Польше, получила профессиональное образование в России и своим успехом обязана только российским почитателям искусства.
Традицией времен СССР было теплое и заинтересованное отношение к польским актрисам и певицам, соединяющим в себе близкие славянскому менталитету черты, несколько горделивые манеры и особый шарм. Трудно сказать, сложилась бы певческая карьера Эдиты Пьехи столь же удачно, если бы она проживала во Франции или Польше, да и самой популярной ролью очень востребованной на родине кинозвезды Барбары Брыльска, пожалуй, стала все-таки Надя из 'Иронии судьбы'. Имя Уршулы Магдалены Малки не слишком известно широкому зрителю – она не снимается в кинофильмах и телесериалах, но театралы считают ее одной из наиболее выдающихся актрис петербургской сцены.
Биография Уршулы Магдалены мало напоминает истории жизни ее собратьев по ремеслу, и она сама очень неохотно делится подробностями своей жизни.
Актриса
родилась 31 мая 1979 года, причем местом ее появления на свет называют либо польский город Плоцк, либо входящий в то же Мазовецкое воеводство небольшой городок Остроленку. Окончив школу, девушка перепробовала множество профессий. Однако больше всего ей нравилось играть на сцене, хотя бы и любительских театров. Решив получить актерское образование, Малка подала документы в несколько варшавских театральных вузов и везде получила отказ – ей было уже двадцать три года, и она не обладала серьезным профессиональным опытом. Однако с мечтой о сцене девушка не расставалась, она продолжала играть на сцене полулюбительского варшавского театра, спектакли которого были полны энтузиазма и творческих замыслов, но практически не приносили денег.
Однажды Уршула Магдалена прочла статью о театральной жизни сев
рной столицы России, где рассказывалось, в частности, о входящем в Союз европейских театров петербургском Академическом Малом театре и Льве Додине, и о том, что этот режиссер набирает группу на актерском факультете Театральной академии. Хорошенько подумав, она решила, что может попробовать попытать счастья в другой стране и приехала в Санкт-Петербург. Следует уточнить, что актриса совершенно не говорила по-русски, и на прослушивание пришла с переводчиком. Додин удивленно выслушал три подготовленных ею номера на польском языке, посмотрел на танцевальный этюд по мотивам произведений Достоевского и поставил Уршуле Магдалене Малке условие – выучить русский язык не позднее, чем за месяц и прийти на собеседование еще раз. Малка учила язык необычным, но очень эффективным способом – нелегально пос
лилась в общежитии и активно общалась со студенческими компаниями. Через месяц Лев Додин зачислил ее в свою группу, при условии, что она будет отчислена за малейший промах. Однако промахов новоиспеченная студентка не совершала, и еще до получения диплома режиссер предложил ей роль в спектакле, который, казалось, был написан специально для польской актрисы – Гелену в 'Варшавской мелодии'.
В этой пьесе Леонида Зорина всего два исполнителя. Пронзительную историю любви встретившихся в послевоенной Москве студентов – польской девушки Гелены, изучающей музыку, и будущего винодела Виктора, их вынужденного расставания и невозможности объединить свои судьбы блистательно излагали такие замечательные актрисы, как Ада Роговцева и Юлия Борисова. Однако Уршула Магдалена нашла свой образ и особые краски дл
я него. Ее дуэт на сцене с Даниилом Козловским буквально завораживал зрителей – при том, что оба они, по словам Уршулы Малки, невзлюбили друг друга с первого взгляда. Однако жизнь сценических героев нередко влияет на судьбы исполнителей их ролей, и со временем отношения Козловский-Малка стали очень дружескими, а впоследствии переросли в настоящую любовь, которую обсуждали не только их друзья, но приближенные к театру СМИ.
После получения диплома Уршула Магдалена хотела вернуться на родину. Однако в польской столице выпускница Санкт-Петербургского театрального училища оказалась невостребованной, ее резюме не принял ни один варшавский театр, а строить карьеру с нуля и сниматься в эпизодах не позволял уже не слишком юный возраст и память об успехах на сцене МЛДТ.
В 2007 году Малка возвратилас
в Санкт-Петербург и после непростого разговора с Львом Додиным была зачислена в труппу петербургского Академического МДТ, входящего в Союз театров Европы. В 2008 году за исполнение роли Гелены она получила премию 'Золотой софит' как лучшая исполнительница женской роли. В этом же году ее сценический дуэт с Даниилом Козловским получил свое продолжение и в жизни – пара официально зарегистрировала брак. Союз оказался недолгим, к тому же осложненным муссированием слухов о многочисленных романах Козловского. Все разговоры на эту тему Уршула парировала с ироническим стоицизмом, однако в 2011 году пара рассталась, и никто из них в повторный брак пока что не вступил. На сцену они по-прежнему выходят вместе, и Козловский утверждает, что хотя и не сожалеет о разрыве, но испытывает к бывшей жене только
хорошие чувства.
Кроме 'Варшавской мелодии', которая, без сомнения, войдет в число легенд отечественной сцены, в репертуаре Уршулы Магдалены Малки много других блестящих ролей. Среди них - Адела в 'Доме Бернарды Альбы', Жанетта и французская королева в 'Бесплодных усилиях любви', мисс Глюк в 'Прекрасном воскресенье для разбитого сердца' и другие неординарные и яркие героини. Актриса полностью избавилась от польского акцента и пробует свои силы в дубляже, недавно она озвучивала Агату Бузек в фильме 'Эффект колибри'. Уршула Магдалена Малка занимает видное место в труппе МДТ, ее очень любит персонал театра, особенно билетерши, хотя польская актриса считает, что некоторые коллеги относятся к ней несколько настороженно, к тому же ее сценическую карьеру затрудняет паспорт гражданки другой страны.