Популярные личности

Юрий Вировец

Генеральный директор компании HeadHunter.
Категория:
Гражданство:
Россия
Биография

Интервью

Беседа состоялась 24 ноября 2006 года

От hh.ru на наши вопросы отвечают:



Юрий Вировец, генеральный директор компании HeadHunter

Ольга Бруковская, директор по маркетингу компании HeadHunter

Вячеслав Прокофьев, главный редактор HeadHunter::Magazine


Добрый день. Расскажите историю появления HeadHunter (hh.ru). Какие события способствовали рождению проекта?

-Компания HeadHunter была основана в 2000 году Михаилом Фролкиным и Юрием Вировцом. Оба на то время имели достаточный опыт работы в кадровом бизнесе: Михаил владел кадровым агентством Peo

ple You Need, а Юрий работал в нем консультантом по финансовым позициям.

Основатели HeadHunter часто сталкивались с той проблемой, что в интернете невозможно найти резюме специалистов высокого уровня, так как они опасаются оставлять свою контактную информацию в открытом доступе в сети.

При эт

ом было понятно, что интернет – это самая удобная площадка для поиска работы или персонала.

Поэтому было решено сделать job-сайт с возможностью настройки доступа к резюме. Сайт изначально был ориентирован на поиск работы специалистами и менеджерами среднего и высшего звена. Доступ к базе резюме

для работодателей должен был стать платным.

Почему было выбрано название HeadHunter? Насколько нам известно, первоначально было другое название?

-Первое название проекта - National Job Club, тогда казавшееся нам безумно блестящим и амбициозным.

Однако потом стало понятно, что оно не очень

удобное, так как не совпадало с названием домена – nj.ru, да и просто было слишком длинным. Когда мы решили поменять название, РБК предложил нам домен headhunter.ru. Мы согласились, тем более что тогда в интернете одним из лидеров был англоязычный job-сайт с идентичным названием - headhunter.net.

То есть можно утверждать, что в самом начале вы опирались на опыт зарубежного проекта?

-Скажем так, основными источниками вдохновения были два крупнейших job-сайта – Hotjobs.com (который потом был куплен Yahoo) и Monster.com.

Так, по примеру американских job-сайтов мы сделали hh.ru фиксиро

ванной ширины – 800 на 600 и стали выводить список компаний-работодателей на первую страницу. Данный ход, кстати, уже в дальнейшем был растиражирован другими отечественными job-сайтами.

Посетители, наверное, успели дать HeadHunter'у какое-то альтернативное название? Вариантов-то немало...

-По

сле того, как мы перешли на короткий домен hh.ru, нас часто называют "ХХ". Впрочем, внутри компании мы тоже часто так говорим.

Есть и другие сокращения: информационный продукт HeadHunter::Office мы называем "ХХО", а онлайн-журнал HeadHunter::Magazine – "ХХМ".

Есть ли такие люди, про которых м

ожно сказать: "без них hh.ru вряд ли появился"?

-Есть люди, которые стояли у истоков, но непосредственно в HeadHunter никогда не работали: это Максим Горцакалян, тогда консультант People You Need (сейчас он в Pynes&Moerner) и Светлана Бахтурина (директор People You Need).

Первым нанятым сотру

дником HeadHunter и первым директором по продажам был Павел Черкасов. Он заложил принципы работы с клиентами в HeadHunter.

А вторым сотрудником была Мария Черницкая, работавшая директором по маркетингу, правда, не очень долго.

Важную роль сыграли Нина Осовицкая и Ирина Шумакова – первые мене

джеры по продажам. Нина потом стала директором по маркетингу HeadHunter, а Ирина – директором по продажам.

Руководил написанием первых трех версий сайта Андрей Локоть, первый технический директор HeadHunter.

Когда hh.ru празднует день рождения? Как это обычно происходит?

-День рождения He

adHunter отмечает 25 мая. В этом году для празднования очередной годовщины мы снимали теплоход.

Получал ли hh.ru какие-нибудь премии, награды?

-В 2005 году управляющий партнер HeadHunter Михаил Фролкин был признан Человеком Года в категории "Работа" по версии Rambler.ru.

А в апреле 2006 го

да журнал "Управление персоналом" назвал hh.ru лучшим job-сайтом с точки зрения эффективности по итогам исследования столичного рынка рекрутмента (опрос 1200 руководителей и HR-менеджеров).

Это, наверное, формирует немалый интерес со стороны СМИ? Часто к вам обращаются журналисты?

-Вообще гов

оря, да. Нас часто привлекают как экспертов в области трудоустройства и рынка труда в целом.

Кроме того, мы предоставляем СМИ статистику по состоянию рынка труда в той или иной области. Поскольку наши данные репрезентативные, статистика пользуется большим спросом со стороны деловых, специализиро

ванных и HR-изданий.

Как на начальном этапе раскручивался, рекламировался hh.ru? Тяжело ли было завоевать доверие пользователей?

-С самого начала мы делали акцент не на онлайновую, а на оффлайновую активность: печатали буклеты, участвовали в выставках, конференциях и так далее.

При этом,

признаем, зачастую это происходило в ущерб онлайновой активности. Мы считаем, что оффлайновое продвижение, сложное и кропотливое, дает лучшую платформу для дальнейшего развития.

Отметим, что HeadHunter всегда рекламировался на четкую соискательскую аудиторию. Это позволило создать востребованную

работодателями базу резюме специалистов. Наша реклама не была занудной, однако и "беспредела" мы никогда себе не позволяли. Баннеры с крупными буквами "Горячие вакансии, жми сюда" – это не наш стиль.

Один из фундаментальных принципов продвижения HeadHunter – это внимание к дизайну. 90% доверия по

льзователя завоевывается с первых секунд благодаря красивому дизайну сайта.

Мы старались делать так, чтобы про нас люди рассказывали друг другу. Сейчас, если посмотреть поиск по блогам, видно, что про нас много пишут, советуют искать работу на hh.ru. Однако у нас никогда не было людей, которые бы

специально сидели и писали на форумах: "HeadHunter – лучший сайт".

А каким образом раскручивается сайт в настоящее время?

-Поскольку hh.ru сам является хорошей рекламной площадкой (около 40 тысяч уникальных посетителей в день, да и аудитория не последняя), мы отдаем некоторые места на нем по

бартеру. По бартеру мы размещаем рекламу на некоторых ресурсах, а также в оффлайновых изданиях. Для наших региональных сайтов мы покупаем контекстную рекламу.

Чуть выше сказали о важности красивого дизайна. Неужели вы сразу смогли безошибочно определить нынешний вид сайта?

-Нет. Нынешняя вер

сия – пятая по счету.

Первая версия дизайна была с флешом, тогда только появившимся, была красивая заставка и т. д. Это казалось очень модным, однако пришлось затем от флеша отказаться, поскольку у многих пользователей возникали проблемы.

Довольно долго просуществовала третья версия сайта.

Переход на нынешнюю версию был связан с появлением журнала HeadHunter::Magazine.

Как вы в настоящее время позиционируете hh.ru? В большей степени hh.ru - это сайт для работодателей или для "работоискателей"?

-HeadHunter – это сайт, на котором встречаются работодатели и соискатели. Если на

сайте будет мало резюме, то он будет неинтересен работодателям, а если мало вакансий, то, соответственно, соискателям.

Все взаимосвязано, поэтому нельзя сказать, что мы ориентированы больше на одних или на других.

Подробнее о нас (историю, факты, задачи) можно узнать в разделе "О компании" на

hh.ru - http://hh.ru/article/28.

Сколько человек в настоящее время работает над hh.ru?

-Сейчас в HeadHunter работают более 150 человек: около ста в Москве и более 50 – в регионах и за рубежом.

Представительства HeadHunter есть во многих регионах России. Что они представляют собой? Каковы

их функции?

-Мы предоставляем сервисы в информационной среде, но личный контакт с клиентами чрезвычайно важен. Поэтому мы организовали представительства как офисы продаж, сотрудники которых непосредственно контактируют с клиентами.

В регионах работают директор представительства, менеджер по

маркетингу и pr, менеджеры по работе с клиентами и по развитию бизнеса.

Чем обусловлен выход HH на рынки Украины и Казахстана. Можно ли считать эти проекты успешными?

-Экономика Украины и Казахстана, а также некоторых регионов России быстро развивается. Соответственно создается большое количе

ство новых рабочих мест и растет рынок рекрутинга. В Москве во многих отраслях уже наблюдается острый дефицит персонала, Украине и Казахстану это только предстоит пережить. Для нас эти регионы являются перспективными с точки зрения развития.

Представительство на Украине в июне этого года "вышло

на деньги" и уже приносит прибыль.

Давайте вернемся к сайту hh.ru. Есть ли у вас серьезные конкуренты в настоящее время?

-Сейчас в рунете не так много job-сайтов с информационной бизнес-моделью (когда основные деньги зарабатываются не на рекламе, а на предоставлении платного доступа к качеств

енной базе данных резюме).

Кроме нас крупнейшим сайтом с похожей бизнес-моделью является "Суперджоб".

Однако сейчас рынок интернет-рекрутмента развивается такими быстрыми темпами, что до настоящей конкуренции еще далеко.

В чем главная "фишка" hh.ru?

-С точки зрения людей, размещающих

резюме на hh.ru, основным преимуществом сайта является возможность настроить доступ к резюме, закрыв его, например, от своего нынешнего работодателя.

Для работодателей главное то, что во всех резюме, размещаемых на hh.ru, есть вся необходимая им информация. За этим следят модераторы, проверяющие

на информативность все резюме, поступающие на сайт.

То есть вы активно боретесь с мусором в объявлениях?

-Да, у нас есть штат модераторов, работающих удаленно. Через них проходят все размещаемые на сайте резюме и вакансии.

К сожалению, большинство россиян еще не овладели культурой самопр

езентации, и написать подробное резюме с первого раза для них проблема. Поэтому каждый раз, когда модератор блокирует неинформативное резюме, соискателю уходит письмо с рекомендациями по улучшению резюме.

На главной странице hh.ru выводится число вакансий, резюме, компаний. Как часто обновляются

эти данные? Сколько примерно вакансий/резюме/компаний добавляется в день?

-Эти данные обновляются автоматически несколько раз в день.

Каждый день добавляется более 1000 новых вакансий и 1500 резюме. При этом по количеству резюме и вакансий лидируют офисные должности, это объясняется тем, что

офисные сотрудники более склонны пользоваться интернет-сервисами, и у них для этого больше возможностей.

Активно ли с вами сотрудничают компании, желающие разместить объявление о найме сотрудников? Доверяют ли вам? Компании какого профиля наиболее активны?

-В последнее время все больше работ

одателей оценивают удобство интернета для поиска сотрудников. Количество компаний, зарегистрированных на hh.ru, за последний год увеличилось на 10 тысяч: в начале года их было 14 тысяч, сейчас – более 24 тысяч.

Первыми удобство hh.ru оценили крупные компании (в основном западные, уже давно польз

овавшиеся услугами в сфере интернет-рекрутмента) и кадровые агентства, которые с помощью базы hh.ru закрывают вакансии своих клиентов.

В последнее время число наших клиентов растет в основном за счет средних и небольших, а также региональных компаний.

Хотелось бы услышать ваше экспертное мне

ние: в какую сторону будут развиваться сайты о работе (в рунете)?

-В ближайшем будущем более динамично будут развиваться интернет-ресурсы, предоставляющие работодателям платные услуги.

Сотрудничает ли сейчас hh.ru с какими-то другими сайтами?

-Большинству сайтов, посетители которых могут б

ыть заинтересованы в смене работы, мы предлагаем RSS-трансляцию вакансий с hh.ru.

Причем на сайт, посвященный ресторанам, мы можем транслировать вакансии в области ресторанного бизнеса, на сайт для юристов – вакансии в области юриспруденции и так далее.

Можно транслировать вакансии из опреде

ленных регионов, с определенной зарплатой.

Понятно, что сотрудничество получается взаимовыгодным: сайт, на котором установлена RSS-трансляция, получает бесплатный контент, интересный посетителям, а hh.ru – увеличение соискательской аудитории.

По такому принципу мы работаем с сайтами advertka.

ru, point.ru и многими другими.

Расскажите чуть подробнее о сотрудничестве несколько другого рода - с проектом Webby.ru.

-Паутина Профессиональных Знакомств Webby.ru - пример социального сервиса для решения определенного круга задач.

Аудитория Webby приходит в Паутину для того, чтобы найт

и консультанта, партнера, временного работника в требуемой области деятельности, найти аутсорсеров или предложить свои услуги. Пользователи Webby не занимаются созданием виртуальной личности или самореализацией в сети, а используют сервис для решения конкретных бизнес-задач. На Webby также есть сист

ема рекомендаций - средство построения сетевой репутации. Webby интегрирована с hh.ru: пользователь может использовать один и тот же логин и пароль на обоих сайтах. При просмотре вакансии какой-то компании на hh.ru можно быстро увидеть, кто из этой компании зарегистрирован в Webby, и связаться с эти

м человеком.

hh.ru пытается как-то зарабатывать на самом сайте? Куда нужно обращаться желающим разместить рекламу у вас?

-Разумеется, мы продаем рекламу на hh.ru. В основном это реклама компаний как престижных работодателей, либо реклама непосредственно вакансий. Те, кто хочет разместить рекл

аму, могут писать на адрес sales@hh.ru. Добавлю, что реклама – это не основной источник дохода сайта.

Расскажите чуть подробнее о подпроекте Headhunter::magazine.

-Контентный проект был задуман для привлечения внимания потенциальных соискателей и расширения спектра интересов тех, кто уже поль

зуется сайтом.

Нам хотелось, чтобы люди заходили на hh.ru, не только когда они ищут работу, но и в другое время.

Что касается целевой аудитории издания, то сначала мы пытались определить ее по каким-то социально-демографическим параметрам – зарплата, пол, возраст и т. п. Однако потом мы понял

и, что для определения портрета читателя важны скорее его психографика и мировоззренческие установки.

Мы определяем свою читательскую аудиторию как людей, в скрытом или явном виде являющихся проектными менеджерами – с одной стороны они менеджеры собственной жизни и карьеры, с другой стороны – мен

еджеры по своей профессиональной ориентации, организующие свою деятельность проектно.

Как выбираются темы в раздел "Статья дня"?

-Мы стараемся каждый день давать два новых материала: один на тему развития карьеры, а второй – более мировоззренческий, связанный с психологическими установками ка

ндидата.

Есть несколько источников формирования тем: это наше представление о целевой группе и ее потребностях, пожелания читателей (мы обрабатываем все поступающие письма и участвуем в обсуждении на форумах), идеи, которыми с нами делятся коллеги из HeadHunter, представители рекрутерских и хедха

нтерских компаний, эйчары и топ-менеджеры, с которыми мы общаемся.

Мы стараемся выбирать такие материалы, которые позволили бы людям по-новому взглянуть на обычные процедуры, которые они выполняют, устраиваясь на работу, работая и думая о работе. Мы даем такие статьи, которые расширяют их сознани

Какие разделы hh.ru пользуются особым вниманием читателей? Может быть, были какие-то публикации, получившие наибольшее число отзывов?

-Больше всего читатели интересуются обзорами рынка труда и всем тем, что связано с их взаимоотношениями с работодателем.

Абсолютный хит по популярности

– это раздел "Кого я беру на работу", в котором представители известных компаний рассказывают о своих требованиях к кандидатам. Здесь есть и "академичные" высказывания, и скандальные (например, интервью с Чичваркиным), и даже философские. Они все очень разные, и читателям это интересно.

Что касае

тся отдельных публикаций, то лидерами по популярности за последний год были статьи "Как правильно рассказать о себе", "Как пройти собеседование", "Как правильно говорить о своих недостатках", "Сколько просить за себя". Это материалы из рубрики "Карьерный коучинг", где даются советы по развитию карье

ры и трудоустройству.

Читатель приходит на наш сайт, находясь в состоянии активного поиска работы, и его интересует довольно узкий спектр тем, который мы по возможности пытаемся расширять.

Ходят ли в интернете про hh.ru какие-то особо громкие слухи/сплетни?

-Ничего такого, что бы мы пытал

ись развеять.

Случались ли в жизни hh.ru какие-то курьезные ситуации?

-Тут стоит выделить, наверное, два момента:

1) это, наверное, наша карма, но у HeadHunter всегда были плохие отношения с поисковиком Яndex: что бы мы не делали и какую активность не проявляли, hh.ru всегда плохо искался.

2) есть такой сайт NN.ru – городской сайт Нижнего Новгорода. Недавно они запустили у себя в городе рекламную кампанию под лозунгом "все чиновники идут на НН.ру" По городу ездили рекламные газели и были развешены билборды. Мы об этом узнали, случайно увидев фотографию в журнале "Эксперт". Так вот



Поделиться: