"Лента.ру" продолжает цикл интервью с представителями крупнейших IT-компаний о технологиях будущего. На этот раз мы побеседовали с директором направления Windows Live корпорации Microsoft Уолтером Харпом (Walter Harp) о будущем электронной почты, инстант-мессенджеров и не только.
"Лента.ру": В первую очередь хотелось бы поговорить с вами о будущем веб-сервисов. О том, какую роль они будут играть в 2015 году. Начнем с электронной почты. Какие угрозы стоят перед электронной почтой сейчас? Опасаетесь ли вы за будущее этой технологии через 5 лет?
- Уолтер Харп: Электронная почта существует в нынешнем виде уже более десятка лет. И фактически за это время она мало изменилась. Электронная почта по-прежнему сконцентрирована вокруг ящика для входящих сообщений. Это неизбежно изменится под давлением различных обстоятельств. В частности, уже сейчас пользователи с помощью электронной почты обмениваются мгновенными сообщениями в окнах чата. Хотя, конечно, большая доля этого общения ушла в социальные сети.
Мы провели исследование аудитории электронной почты и выяснили, что в настоящий момент именно ее предпочитают пользователи при выборе между инстант-мессенджерами, соцсетями, почтой и СМС. Для этих людей почтовые ящики выполняют очень важную роль. При этом именно почта во многом определяет их поведение в Сети.
Расскажите про эволюцию папки для входящих сообщений за последние пять лет? Как, по-вашему, она изменится в будущем?
- Отмечу в первую очередь следующую тенденцию, к которой мы не были готовы. Речь идет о Facebook и о гигантском росте популярности этой соцсети. В настоящий момент на долю писем из Facebook приходится четверть всех сообщений по электронной почте Microsoft. А ведь открылась для всех пользователей она лишь в 2007 году - до этого Facebook был соцсетью исключительно для студентов.
С другой стороны, за последние пять лет существенно выросло количество писем, получаемых пользователями. При этом, как отмечают многие пользователи, писем зачастую становится слишком много. И здесь не последнюю роль играет фактор спама, который в 2006 году составлял примерно половину от общего числа писем. Теперь же его доля выросла до 90 процентов.
Если говорить об объеме ящика для входящих сообщений, то вспомните: когда в 2004 появилась почта Google, ее пользователи получили по гигабайту для хранения писем. И тогда это воспринималось как гигантский объем. И сравните это с нынешними, значительно возросшими требованиями к почтовым ящикам. Например сейчас у ведущих сервисов, в том числе Hotmail.com, нет вообще никаких ограничений по объему ящика - он просто постоянно растет в зависимости от нужд потребителя.
Также статистика электронной почты Microsoft показывает, что в месяц пользователи в среднем отправляют друг другу по полтора миллиарда фотографий. Так что пока этот сервис по прежнему остается популярным. При этом за последние несколько лет количество фотографий, отправляемых пользователями, выросло. Причиной этому стало повсеместное распространение цифровых фотоаппаратов и мобильных телефонов с фотокамерами.
Следует отметить и увеличение количества фишинговых и прочих зловредных атак. За один 2007 год в Сети было зарегистрировано больше подобных действий, чем за предыдущие 20 лет. И с тех пор количество этих угроз постоянно растет.
Что будет со спамом и подобной нежелательной почтой в будущем? Прогнозируете ли вы снижение динамики ее роста?
- Тему спама можно приравнять к теме войны. И с таким же успехом можно спрашивать: "Прекратятся ли когда-нибудь войны во всем мире?" К сожалению, в спам-индустрии работают профессионалы. И эта отрасль чрезвычайно прибыльна.
Спамеры и хакеры очень быстро реагируют на малейшие изменения принципов работы электронной почты. Стоит нам внедрить новый механизм защиты, как они практически мгновенно меняют механизм своих атак. Так что мне не кажется, что в один прекрасный день электронная почта вдруг полностью избавится от подобных угроз.
Налицо тенденция, когда онлайн-вендоры электронной почты помимо собственно пересылки сообщений предлагают пользователям и другие сервисы. Является ли это путем для развития электронной почты? Обязательно ли пользователь Gmail или Hotmail должен иметь доступ к видеозвонкам, чату и IP-телефонии?
- Приведу пример из покера. В этой игре все участники делают обязательные ставки перед раздачей карт. У электронной почты тоже есть минимальные ставки, которые с течением времени существенно растут. Так, теперь все сервисы должны предоставлять пользователям почтовый ящик большого объема, в то время как еще несколько лет назад этот объем был гораздо меньше. Интеграция дополнительного функционала также становится обязательной ставкой. Однако тут важно задаться вопросом: являются ли эти сервисы действительно необходимыми для пользователей, или инновации осуществляются ради инноваций?
Пользователи активно отправляют мгновенные сообщения из электронной почты. Также, как мы отмечали, популярностью пользуется отправка СМС из инстант-мессенджеров. Если же говорить о возможности осуществлять звонки из открытого окна электронной почты - лично у меня подобная технология пока вызывает сомнения. Мне кажется, что пользователю не нужно открывать для этой цели страницу электронной почты. Это усложняет задачу, ведь у вас скорее всего под рукой и так лежит мобильник. С таким же успехом можно запустить и Skype.
Электронная почта - прежде всего рабочий инструмент. И люди с ее помощью отправляют друг другу документы, получают счета и банковские выписки. С помощью почты люди ищут работу или договариваются о свидании. И в настоящий момент нам кажется, что электронная почта еще долгое время будет оставаться таким универсальным инструментом. Это может измениться только тогда, когда на рынке появится какое-то принципиально новое решение. Например, подобным решением мог стать Google Wave - однако этот сервис успеха не достиг, потому что пока пользователи по-прежнему хотят чего-то более простого и напоминающего электронную почту.
Какое будущее ждет инстант-мессенджеры? Являются ли соцсети и сервисы микроблогов угрозой для ICQ, AIM и им подобных?
- Соцсети и сервисы микроблогов действительно могут перетянуть на свою сторону определенную долю пользователей инстант-мессенджеров. Однако важно обратить внимание на то, зачем люди пользуются инстант-мессенджерами. Мне кажется, что зачастую пользователи окружены слишком большим количеством информации. В первую очередь это касается тех, кто пользуется одновременно несколькими сервисами, например Facebook, Yelp, MySpace. И для этих людей иногда важно отключиться от окружающего шума и пообщаться с теми, кто действительно им близок.
Ведь в список контактов в инстант-мессенджерах не добавляют всех кого попало. Например, бывших одноклассников, однокурсников и коллег по работе. Инстант-мессенджеры - гораздо более личный инструмент. К примеру, в Facebook у пользователя может быть 500 друзей, в то время как в мессенджере - всего 20, но это те 20, с которыми ему действительно хочется общаться.
Что вы думаете о противостоянии облачных технологий и веб-приложений и обычных компьютерных программ? Мы действительно перейдем на "облако" или его важность преувеличена?
- В первую очередь все нынешние успехи "облачных" вычислений стали возможны благодаря развитию веб-стандартов, в частности, HTML5. За последнее время существенно увеличилась пропускная способность интернет-каналов пользователей и снизилась задержка при передаче пакетов. Также немаловажным фактором стало и увеличение производительности компьютеров.
С моей точки зрения, облачные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь. Покажу вам это на примере Excel. У Microsoft в пакете Office Web Apps есть веб-приложение Excel. Но движок, который собственно и отвечает за расчеты в этой программе, не выложен в Сеть. Он попросту слишком сложный и ресурсоемкий для этого. Да, возможно, в будущем по мере дальнейшего роста возможностей интернета, все вычислительные способности программы станут доступны пользователям "облачного" клиента. Однако пока это недоступно. С такой же точки зрения можно рассмотреть и приложения для iPhone. C одной стороны, это веб-приложения, а с другой - клиенты компьютерных программ.
Если вернуться к противостоянию веб-сервисов электронной почты и программ-клиентов, то отмечу, что эта битва еще не завершилась. Например, большое количество сотрудников Microsoft по-прежнему пользуются Outlook. Еще один пример - в США крупные интернет-провайдеры предоставляют своим клиентам адреса электронной почты. И 60 процентов пользователей добавляют эти адреса в различные клиенты. Таким образом, они могут прочитать ранее полученные письма в почтовой программе без выхода в интернет.
В то же время мы провели исследование, которое показало очень интересный результат. Так, мы выяснили, что пользователи клиентов электронной почты на самом деле проводят в Сети больше времени, чем те, кто работает с веб-сервисами. Казалось бы, все должно быть наоборот, однако на деле все обстоит именно так.
Как будет через пять лет выглядеть рынок сервисов для хранения данных онлайн? Расскажите о том, что будет представлять собой подобный сервис в 2015 году?
- В качестве примера я возьму решение Microsoft SkyDrive. Смотрите, сейчас слоганом облачного хранилища Microsoft является "свободный доступ к данным из любого места" (Access anytime anywhere). Не исключено, что в будущем сервис изменится, станет более прозрачным и будет встроен в другие продукты Microsoft. Однако пока что он, в основном, используется именно для хранения файлов. Конечно, для многих пользователей онлайн-хранилище - не просто склад, но и инструмент для синхронизации данных. В особенности это касается "продвинутых" пользователей (так называемых power users).
Такие пользователи могут взять с собой в поездку нетбук и синхронизировать документы и другие данные с помощью сервиса Windows Live Mesh и также выкладывать их на удаленные серверы. Таким образом, у Microsoft в настоящий момент есть два сервиса - SkyDrive и Mesh, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать с "облаком", причем делать это по-разному. С одной стороны пользователи сервисов могут сами выбрать тот, который больше отвечает их задачам, а с другой - у нас есть возможность в дальнейшем объединить возможности этих сервисов. И будущее SkyDrive, по-моему, как раз и заключается в появлении новых возможностей по синхронизации данных.
Но на SkyDrive можно взглянуть и с другой стороны. Для многих пользователей "облачное" хранилище - всего лишь база, на основе которой работают те или иные сервисы. В частности, поверх SkyDrive работают служба фотографий Microsoft и "облачный" сервис Office Web Apps. Так, домашней страницей облачного Office является страница SkyDrive.
Ну а если говорить о перспективах роста, то я буду неоригинальным. По-моему, к облачным хранилищам применим закон Мура. А это означает, что объем пространства, который будет выделяться для пользователей, будет расти в той же пропорции. И в настоящий момент я не могу представить какой-то конечный объем хранилища, которого будет достаточно для обычного пользователя. И в любом случае у пользователей всегда будет оставаться потребность в том, чтобы делать резервные копии данных. И благодаря этому на удаленных серверах в будущем будет храниться все больше и больше данных, начиная от фотографий и заканчивая документами.
Как вам кажется, какими устройствами люди будут пользоваться для работы в Сети в 2015 году?
- Рынок мобильных устройств постоянно эволюционирует. С одной стороны, сейчас мы не знаем, какие именно устройства будут наиболее популярными через пять лет. Но налицо тренды, которые и будут определять успех устройств. Это - мобильность, портативность и развитие сенсорных технологий. Еще одной сферой роста станет "голос" и возможности голосового управления устройствами.
В то же время сенсорные экраны сами по себе не являются совсем новой технологией. Нынешний всплеск популярности устройств с сенсорными экранами (в особенности Apple), конечно, достоин уважения. Однако эти устройства основаны только лишь на внедрении уже известной технологии. Мне кажется, что о полном переходе на сенсорное управление говорить пока что рано. В частности, клавиатуры еще не отжили свой век. Мы видим, что пользователям до сих пор приятно ощущение от работы с физическими клавишами, и многие производители пытаются воплотить нечто подобное на сенсорных экранах.
Давайте представим, что у вас есть способности супергероя. И вы можете заглянуть в 2015 год и перенести в наше время одну из технологий будущего. Что это будет?
- Зачастую, до появления той или иной технологии, мы и не представляем себе, насколько она изменит нашу жизнь. Возьмем в качестве примера плееры Sony Walkman. Есть известная история о том, как Sony проводила рыночное исследование перед запуском плеера - по его итогам эксперты не рекомендовали запускать в продажу этот продукт.
Лично я больше всего заинтересован в инфраструктуре Сети. В частности, в беспроводных технологиях, например WiMAX и других технологиях четвертого поколения. Я уверен, что в будущем беспроводная связь будет только развиваться. И за технологиями 4G последуют и 5G, и 10G. Благодаря этому доступ к возможностям Сети станет возможен практически из любого места.
В этом, по-моему, и заключаются огромные перспективы для развития технологий беспроводного выхода в Сеть. Так что если я могу принести из будущего какую-то одну технологию, пусть это будет быстрый беспроводной интернет.
Это подводит нас к заключительному вопросу. Как, по вашему мнению, будет выглядеть будущее сети с точки зрения пользователя? Изменится ли за ближайшие пять лет интернет кардинальным образом, или все будет более-менее так же, как и сейчас?
- Проще всего ответить на этот вопрос, если посмотреть на то, как интернет изменился за последние пять лет. За этот период существенно увеличились возможности, предлагаемые различными веб-технологиями. JavaScript, HTML5, Flash и Silverlight означают, что у разработчиков и пользователей появляются дополнительные возможности по доступу и хранению данных. В то же время, если рассматривать популярные сервисы, они не очень изменились. Например, Amazon не слишком поменялся. Да, магазин стал сложнее, да, в нем появилось больше товаров. Однако по сути ресурс остался таким же.
Как мне кажется, в будущем интернет станет повсеместным и будет восприниматься как данность. Доступ в сеть станет более распространенным благодаря развитию мобильных устройств и беспроводных сетей передачи данных. При этом ожидания людей от Сети будут все выше. И нормальным будет считаться то, что сейчас представляется чем-то из ряда вон выходящим. Например, в будущем я буду ехать в автобусе, и работать с помощью смартфона с системой онлайн-банкинга или заходить в защищенную корпоративную сеть и читать почту. Вот маленький пример. Сейчас, если вы сидите за ужином и вам становится скучно, вы можете достать ваш смартфон и открыть какое-то приложение для того, чтобы отвлечься. И пока что в этом есть что-то необычное. Так вот, я уверен, что для наших детей подобное будет абсолютной нормой, как для нашего поколения стало нормой прослушивание компакт-дисков.
Еще одна существенная перспектива для роста заключается в том, что мобильные телефоны перестанут рассматриваться как средство голосовой связи. В частности, смартфоны смогут по-новому использовать веб-сервисы, например для оплаты различных услуг.