Третий и лучший альбом «Ундервуда» - история о поиске нового звука, новых образов, новых себя.
Многое произошло за 2 года после выхода «Красной кнопки»: Ундервудовское ироничное «Покуситесь на президента» перед президентскими выборами-2004 звучало по всей стране – едва ли не чаще рекламных предвыборных роликов. Именно «Ундервуд» пригласила на свой вечер в день выборов Ирина Хакамада. Именно «Ундервуд», по приглашению группы «Чайф» принял участие в екатеринбургском фестивале «Грачи прилетели». Именно с «Ундервудом» захотела спеть в Новогоднем «Неголубом огоньке» актриса Амалия Гольданская.
В минувшем году песни группы попали в саундтрек к фильму «Слова и музыка», в этом году песни Ундервуда будет исполнять главная героиня сериала «Молоды и счастливы». Также Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко пишут музыку к фантастическому фильму «Марсианские хроники», который готовится к выходу на «Мосфильме».
Кроме того, «Ундервуд» окончательно перебрался из Крыма в Москву. «После выхода альбома «Красная кнопка» я растворился в этом городе, - рассказывает Владимир Ткаченко. - Я полюбил его душой и сердцем»..
2005 год начался с того, что в ночи Ткаченко позвонил фронтмен «Несчастного случая» Алексей Кортнев и сообщил о том, что знает наизусть все их песни, признался в давнем увлечении «Ундервудом». Прямая ссылка на группу обнаружилась и в книге Эдуарда Лимонова «В плену для мертвецов». Вспоминая единственную радиоточку в тюрьме, Лимонов подразделяет лившуюся из нее музыку на «говно» и «неговно». Примеров последнему не так много: «Гагарин, я вас любила», «Полковнику никто не пишет» и «Морская».
Что же дальше?
Меньше, чем за два года, прошедшие с выхода альбома «Красная кнопка», у группы возникло порядка сорока новых песен – интенсивность, кропотливому и требовательному к себе «Ундервуду» ранее не свойственная. Строгий отбор Ткаченко и Кучеренко прошли только десять композиций. В новом альбоме Владимир и Максим, в шаге от возраста Христа (обоим – по 32 года), открывают себя с новой стороны, вволю экспериментируют со стилистикой и прощаются с юношеским максимализмом.
- Времена «алмазной плаценты», - говорит Ткаченко (цитируя хит «Парабеллум»), - канули в лету. Мы стали доступнее и не боимся быть проще.
«Первый альбом – это то, что накопилось перед выходом на большую сцену, - рассказывает Максим Кучеренко. – Сказка, история, которая продолжает жить до сих пор». Фантазийность, отгороженность от мира, диалог между Ткаченко и Кучеренко – вот о чем первый «Все пройдет, милая».
Второй альбом, «Красная кнопка» – более бендовый. Срез одного настроения: отчужденные романтики в ситуации одиночества, раздетые на экзистенциальном холоде. Все песни из двух альбомов записаны в виде мелодий для мобильных телефонов – и выложены доброхотами в интернете.
Третий и лучший альбом «Ундервуда» - история о поиске нового звука, новых образов, новых себя. Идею Ткаченко и Кучеренко: синтезировать русскоязычный рок-н-ролл, сохранив его традиционно сильные черты, с элитарной постмодернистской эклектикой, - помогли воплотить саундпродюсеры альбома Владимир Джумков (Dzuma) и Даниил Калашник.
Таллинец Джумков – особая фигура на постсоветском музыкальном горизонте. Приятель Jazzanova, актер Питера Гринуэя, вольный путешественник и, наравне с россиянами Игорем Вдовиным или Дэном Калашником, один из наиболее авторитетных электронных музыкантов. Вместе с тем, Джумков – один из основателей и саундпродюсеров группы «Конец фильма», автор звучания группы «Миллион», а также палочка-выручалочка для «Мумий Тролля», Евгения Хавтана или Найка Борзова, когда истеблишменту рок-сцены требуется беспроигрышный ремикс.
«Ундервуд» и Джумкова связывают давние дружеские отношения. Свежее европейское звучание, укорененность в российском контексте, опыт и искра гения – сопоставив требования к потенциальному саундпродюсеру, Володя и Максим набрали таллинский номер. На пробу в Таллин Ткаченко и Кучеренко отправили песню «Два капитана». Результат не заставил себя ждать – mp3 с пронзительной звуковой атакой (версия, которая вошла в альбом) расставило точки над i. Альбом рождался сразу в Москве и в Таллине, в телефонных проводах, в шаманском оптоволокне интернета, в мечтах и компьютерах двух московских крымчан и одного русского эстонца.
- «Бабло побеждает зло» звучит, на мой взгляд, свежее предыдущих работ «Ундервуда», - считает Владимир Джумков, - хотя он нимало не вырван из их контекста. Это логическое продолжение. У них очень сильный материал. «Ундервуд» – стопроцентные поэты, с какой-то неуловимой французскостью, с тягой к неоромантике 80-х, декаденты.
Даниил КАЛАШНИК – фронт мэн группы Netslov, кино композитор («Апрель», «Антикиллер», «Антикиллер-2», «Азазель» и т.д.), участник гуппы «Ленинград» (до 2001 года), один из 12 пионеров (С. Шнуров, Земфира, В. Гергиев, Л. Федоров, группа «КАСТА» и др.) современной российской музыки (по признанию журнала «АФИША», август 2002) и т.д. и т.п. - так же выступил в роли саунд-продюсера, сделав аранжировки к нескольким песням нового альбома группы «УНДЕРВУД». «То, что получилось – совсем не похоже на ту музыку, которую я до этого делал, - комментирует Дэн, - это вовсе не NETSLOV с вокалом Максима Кучеренко и Володи Ткаченко. Это настоящая, крепкая рок-музыка в современном понимании этого слова».
Джумков называет новый «Ундервуд» «модерн-роком». Ткаченко и Кучеренко – взрослением. Подобно REM, они не делят авторство песен, намекая дотошным журналистам: «Кто поет – тот и написал». В «Человеке с ноутбуком» угадывается влияние The Cure, в «Лето alles» - «Кино»; «Бабло победит зло» кому-то напомнит о борзых Gorillaz, а в «Ромео и Джульетте» чувствуется диалог с Radiohead. Как всегда, удерживаясь от того, чтобы идти в чужом фарватере, сохраняя почерк, распознаваемый с первых нот, новый «Ундервуд», играючи, порождает к жизни удивительные параллели. Вольтижеры девичьих сказочных снов, искренние и честные парни, поэты, вольнодумцы, афористы, они возвращаются, чтобы удивить нас и разобраться в себе.
«Бабло победит зло» - так называется заглавный сингл с нового альбома группы «Ундервуд». Сей реверанс в сторону знатоков русского народного фольклора, умело заменивших в известной пословице «добро» на «бабло» и получивших в результате не менее верный постулат, был написан в дни банковского кризиса минувшего года. Один из участников группы в силу обстоятельств оказался в банковском учреждении накануне его упразднения. «Атмосфера была пропитана тревогой и безысходностью, подобно тому, как это происходит на обречённом корабле с пробоиной, - рассказывает Максим Кучеренко. - Фраза "Бабло победит зло" - это был юмор "утопающих" людей».
Название сингла созвучно названию всего альбома, разве что стоит в будущем времени. Победит-побеждает. Чем объясняется эта игра слов? «В названии альбома - «Бабло побеждает зло» - есть комиксовость, - объясняет Володя Ткаченко. - Сразу представляется былинный герой, какой-нибудь Бабло Степаныч, который, наравне с Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем борется со злом в образе Соловья-Разбойника, и исход этой битвы неизвестен, т.к. слово «побеждает» подразумевает бесконечность действия, его продолженность во времени». Континииум замкнут. Ответов на вопросы нет.
«Бабло - это всё хорошее, что можно выразить в валютном эквиваленте. Зло же остается злом. Мир получил счастливую возможность не бороться огнём и мечом, а сражаться с несчастьем рублём, - считает участник группы «Ундервуд» Максим Кучеренко. - Эту песню могли бы исполнять и Остап Бендер - себе под нос, переходя ту самую румынскую границу, и репинские бурлаки - хором вытягивая припевные ответы: "Баблуо-о-о...". Не менее реально произнесение фразы шепотом в острые моменты футбольного матча "Челси - Реал " владельцем сборной «Челси», например… В общем - это современная русская мантра в условиях капитализации»
Олигархи и гангстеры, налоговая полиция и карточные шулеры, высокооплачиваемые кинозвезды и крупные аукционы, кредиты, взятки, лохотроны… В этом мире все связано с деньгами и деньги связаны со всем. В этом контексте «Бабло победит зло» звучит сродни призыву "Родина в опасности!"
«Деньги, вообще-то – это материальная идентификация Мефистофеля. Кому не понятно – дьявола. – говорит Володя Ткаченко. - То есть, это та сила, которая, желая зла, вечно совершает благо. И в этом контексте фраза «БАБЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО» несет в себе, конечно, софистический смысл».
«ДВА КАПИТАНА»
ВТ Во-первых, это символический образ: «Два капитана» - единственный рок-клуб Симферополя, где мы выступали еще студентами. Крымский Cavern по аналогии с Ливерпулем. Во-вторых, это роман Каверина. В-третьих, в какой-то степени, фильм Курехина и Гребенщикова. Песня про дружбу двух неглупых людей: Володи и Максима.
МК Мы дружим, пишем, ведем бизнес – все это не так просто совмещать. Преодолеваем конфликты путем компромисса. Мы разные, нам по 32 года, а с возрастом разница все ощутимее. В очень большой степени, это песня про нас – двух капитанов одного корабля.
«МАШИНА ДИНАМО»
ВТ Песня родилась за один день, без гитары, ручки и листа бумаги. Я ехал на работу, поднимался по эскалатору на «Цветном бульваре» – она закрутилась в голове. Возвращался – спускался по эскалатору, проехал в метро, вышел на «Багратионовской» – и, войдя в дом, с первого раза спел любимой под гитару. Песня о женщине стервозного поведения – стерве, которой хочется уделять время. Это наш любимый образ. Регги – потому что хотелось экспериментировать с жанрами. Время студенческих фокстротов ушло. Я вообще всегда хотел сочинять регги.
«ГОРОД ЖЕНЩИН»
МК В России есть миф о значимости места. Вот, например, Иваново – город невест. А этим невестам по 75 лет, у них давно спились мужья, и этажность (есть такое понятие – средняя этажность по городу) в Иваново - 1.7. Одноэтажный город. История вот в чем. Я возвращался в поезде из Воронежа. Там живут фантастические добрые, красивые женщины, их по статистике больше, чем мужчин. Песня цитирует мужскую позицию Феллини в «Городе женщин» - скольжение от образа к образу. Если угодно, это песня о стратегии общения с женщинами.
«ЛЕТО ALLES”
МК Крымская композиция. Сочинил, когда гулял в конце августа с дочкой по пляжу в Севастополе. Это время, когда вдруг не оказывается билетов ни на один поезд, когда все, нагруженные какими-то бутылями с вином, начинают разъезжаться. Песня внешнего наблюдателя: лето кончилось.
“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
ВТ Родилась – еще без мажорной громкой части - когда мы писали саундтрек к фильму «Слова и музыка». В фильм не вошла. Чего-то не хватало. Я бесконечно прокручивал ее в голове и в какой-то момент понял: это Ромео разговаривает с Джульеттой – о том, что могло бы произойти, если бы они остались живы. В самой теме «Ромео и Джульетты» заложена большая ответственность; рядом сразу оказываются Прокофьев, Нино Ротта, Radiohead (написавшие песню к фильму). Громкая часть песню собрала воедино и стало ясно: вот оно.
МК Песня долго нас не устраивала. Мы выписывали порядка тридцати цитат из перевода Пастернака, одна («дети главарей») потом вошла в текст. В песне принципиально не звучат имена, только город Зеро – город Верона.
«БАБЛО ПОБЕДИТ ЗЛО»
МК Песни не было бы, если бы я не съездил как психотерапевт, тренер-консультант, на тренинг умирающего банка. Помните летний кризис? Так вот, тренинг «Переговоры и коммуникация в рабочей группе» проходил за три дня до коллапса того самого банка.
Услышал фразу. Схватил фразу. «Бабло победит зло». На обратной дороге родилась песня, российский гангста – о наивной вере в возможность изменить имя, рисунок ладони, исчезнуть навсегда. Обстановка этого мира – угрозы, скелеты, сейфы. «Большие деньги, - как сказал Роман Абрамович, - любят тишину». А мир суеты достоин сериала.
«СЕКС – ЭТО ГРЯЗНОЕ ДЕЛО»
МК Ответ на лирику едва совершеннолетних с фамилиями Денежкина, Буковкина и так далее. Происходит глобализация девичьих дневников, альбомов, анкет – то, чем живет каждая девочка лет в 12. Прочувствовать это можно, будучи непорочным. Но быть непорочным в 32 года сложно. Получился такой демагогический морализм: поддержка и ирония, два в одном. Много споров у нас было о мелодическом развитии в этой песне. Мелодия банальна и упрощена, так же, как-то проживание мира девочками, которое подвластно им в их годы. Прекрасно путешествовать по биографическим мирам: посмотреть на мир глазами трехлетнего ребенка, умирающего старца или юной девушки. Культура бисексуализма подразумевает способность проникнуть из мужской культуры в женскую и обратно. Отсюда образ феи-стюардессы, сопровождающей эти проникновения. Отчасти здесь обоснована параллель с “Girl, you’ll be a woman soon”.
«БЫЛИНОЧКА»
МК Песня человека, который находится в своем внутреннем Крыму. Родилась на гастролях в Кишиневе.
ВТ О жизни и пространстве: всегда с нами наше южное сердце и всегда нас притягивает порочный Запад. Поэтому здесь встречаются Стоунхэндж и древний крымский город Мангуп. Прыжки между хронотопами. Параллели между двумя энергетическими точками – островом Англия и островом Крым. Нам часто пеняют на игру с минором и мажором, но припев в миноре здесь оправдан: человек любит родину и ностальгирует, минор побеждает.
«ЧЕЛОВЕК С НОУТБУКОМ»
ВТ Частный случай альбома «Стена»: ощущение одиночества, отгороженности от мира. Отправная точка к появлению песни– Макс купил ноутбук, хотя образ, конечно, собирательный. Образ человека, который говорит миру: «Не отвлекайте меня, я занят оч-чень важным делом». Русский рок - в лучших западных традициях.
«СЕГОДНЯ МОДНО БЫТЬ ДИДЖЕЕМ»
ВТ Первой появилась фраза «Сегодня модно быть диджеем». Потом возникла около двенадцати вариантов текста. Песня не только о диджее: профессии, как и профессии критика, не изначальной. Песня - о людях, которые не производят своего, но зато «ай да фишки, ай да штучки, строим глазки, крутим ручки!»