Псевдоним немецкого художника, перформансиста и фотографа с мировым именем, расцвет карьеры которого пришелся на конец XX века.
Его настоящее имя - Франк Уве Лейсипен (Frank Uwe Laysiepen).
Говорят, что человек не может стать настоящим художником, если у него было счастливое и беспечное детство; одним из первых об этом 'законе' заговорил именно Уве, который родился 30 ноября 1943-го года в немецком городе Золинген (Solingen). Большая часть детства прошла в тяжелое послевоенное время среди одиноких женщин и сирот; и он вместе с другими детьми работал наравне со взрослыми, чтобы как можно скорее восстановить разруху в городе и стране и начать жить так, как жили до войны. Еще в школе у мальчика обнаружился интерес к искусству и, в особенности, к театру, и с того самого времени он начал изучать основы театрального искусства и мировую культуру.
Вероятно, из родного города Улай уехал вскоре после окончания школы, некоторое время путешествовал по Европе (Europe), однако в конечном итоге переехал в Амстердам (Amsterdam), город, который стал для него вторым и, пожалуй, единственным настоящим домом за всю жизнь. В Амстердаме он начал работать над собственными художественными проектами и серьезно заинтересовался таким направлением искусства, как перформанс. В те годы перформанс находился лишь в зачаточном состоянии, и вместе с другими художниками Улай начал исследовать его возможности и, конечно, пытаться передать свои собственные чувства и переживания средствами этого довольно специфичного жанра. В Амстердаме же родился его псевдоним — Улай — под которым он и вошел в историю современного искусства; о значении его можно лишь догадываться, однако известно, что Уве проявлял некоторый интерес к арабской и еврейской культуре, а в семитских языках 'улай' переводится как 'может'; впрочем, некоторые искусствоведы утверждают, что слово лишь созвучно его имени.
Наиболее ярким периодом его творчества были 1976 — 1989 годы, на которые пришелся продолжительный роман с гениальной сербской художницей и перформансисткой Мариной Абрамович (Marina Abramović). Оба в зените славы, художники на своей собственной шкуре пытались проанализировать, как отношения и любовь убивают личность художника и смешивают ее с личностью второго влюбленного. Надо признать, несмотря на странность работ, они были вполне успешны, однако, безусловно, граничили с безумием. Например, ходе одного перформанса влюбленные с помощью специального приспособления на протяжении 17 минут дышали дыханием друг друга до тех пор, пока оба не потеряли сознание. Именно так, по их мнению, два человека убивают индивидуальность друг друга, забирая жизненно важный воздух.
Последние годы Марина и Улай не понимали друг друга и вскоре были вынуждены расстаться, но, оставаясь художниками до последнего, они все же сумели избежать бытовых ссор и истерик. Вместо этого перед расставанием они предприняли путешествие по Великой Китайской Стене: Улай начал свой путь из пустыни Гоби (Gobi Desert), а Марина — от Желтого моря (Yellow Sea). Встретились они в центре стены, оставив за спиной более 2500 километров, но встреча эта для них означала лишь расставание навсегда.
Улай начал профессионально заниматься фотографией, предпочитая зеркальным фотоаппаратам Полароид (Polaroid), который, кстати, использует до сих пор. В 1999-м году он стал профессором перформанса и медиа-искусства в университете Staatliche Hochschule für Gestaltung Karlsruhe в Германии, но спустя пять лет работы вернулся обратно в Амстердам.
На сегодняшний день Улай занимается собственными проектами: к примеру, его последняя работа 'WATERTOALL' фокусируется на том, какую роль в нашей жизни играет вода и как отношение к воде в арабских странах отличается от отношения к воде в тех же Нидерландах. 'Недавно я решил, что теперь, когда будут спрашивать мое имя, я буду говорить - 'Вода', - признается художник в одном из интервью, - просто подумайте: наш мозг на 90% состоит из воды, тело — на 68%. Это даже не водный человек, а просто Вода. Люди сначала не понимают и переспрашивают, но потом с интересом начинают говорить об этом. Это позволяет им переосмыслить свое отношение к воде'.