Ирландский политолог, философ, писатель и реформатор; начинал как утилитарист, однако в дальнейшем переквалифицировался в активного критика капиталистов-эксплуаторов. Сильно повлиял на целый ряд более поздних философов – вроде того же Карла Маркса (Karl Marx).
Родился Томпсон в Корке (Cork), в семье одного из богатейших торговцев и землевладельцев города. В 1814-м Джон Томпсон скончался; по наследству Уильяму достался небольшой торговый флот и участок близ Глэндор, Западный Корк (Glandore, West Cork). Большинство современников Томпсона, скорее всего, пред
почли бы управлять своим наследством, находясь от него на максимально возможном расстоянии – желательно, поближе к прелестям городской жизни; не таков, однако, было Уильям. Несмотря на довольно активный образ жизни – а путешествовал Томпсон очень и очень много – новоявленный землевладелец всегда уде
лял своему участку достойное внимание. Уильям тщательно следил за делами во вверенном ему имении, внедрял там новейшие сельскохозяйственные инновации и всеми возможными способами стремился улучшить жизнь своим подопечным.
Уильям с ранних лет отличался довольно слабым здоровьем; к старости ему приш
лось отказаться от курения и алкоголя и перейти исключительно на вегетарианскую пищу. Распрощавшись с вредными привычками, Томпсон смог больше время уделять чтению и писательской деятельности. К сожалению, особенно целительного эффекта эти действия не возымели – в 30-х годах 19-го века у Уильяма нач
алось серьезное заболевание грудной клетки. Именно это заболевание и убило философа; скончался Томпсон 28-го марта 1833-го.
Уильям никогда не был женат и прямого наследника не оставил; однако завещание Томпсон написать все же удосужился. Впрочем, это завещание не особо облегчило дележку его насле
дства – свое поместье Уильям завещал кооперативному движению. Это, само собой, не пришлось по вкусу его родственникам; те затеяли судебный процесс, пытаясь признать завещание недействительным. Разбирательства по делу заняли весьма солидное время – фактически, процесс о наследстве Томпсона был призна
н самым долгим в истории ирландского права.
Томпсон всегда сильно интересовался идеями эпохи Просвещения; особый интерес у него вызывали работы маркиза де Кондорсе (Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet). Уильям выступал в поддержку революции во Франции и свободы для католико
в; подобные убеждения, кстати, в Корке ему особой популярности не прибавили. Интересовался Томпсон и утилитаризмом; некоторое время он общался по этому поводу с Иеремией Бентамом (Jeremy Bentham), фактическим родоначальником этого направления. Определенное влияние на Уильяма также оказали Уильям Год
вин (William Godwin) и Томас Мальтус (Thomas Malthus). В чистом виде теории Годвина и Мальтуса, впрочем, Томпсона не удовлетворяли; дабы избавиться от имевшихся в этих теориях недостатков, он предложил – первым в мире – концепцию 'общественных наук'. Предполагалось, что эти науки объединят важнейшие
аспекты политэкономии, методы научного материализма и утилитаристскую рациональную мораль.
Критиковал Уильям и сложившийся исторически общественный статус женщин; во многом его обращению к феминизму способствовали работы Мальтуса и Бентама и дружба с Анной Дойл Уилер (with Anna Doyle Wheeler).