Шейер, проживший долгую жизнь (1787-1879), был художником-самоучкой, который начинал, разрисовывая плетеные из тростника кресла, потом расписывал повозки в городе Гилдфорд (Guildford) на юге Англии (England), после чего занялся геральдической живописью. В конце концов он стал писать маслом на холсте и приобрел большой опыт в изображении жанровых сцен с людьми и животными у сельских гостиниц и фермерских домиков, рыбаков с их лодками на побережье и т.д.
Большую часть жизни Шейер провел на юге Англии, в Ширли (Shirley), одном из районов Саутгемптона (Southampton), но на своих полотнах изображал Хэмпшир (Hampshire), в основном, лесные места в юго-западной части, прозванные Новым лесом (New Forest). Майкл Хой (Michael Hoy), богатый торговец из Саутгемптона, был одним из самых щедрых его покровителей и купил много его пейзажей.
Иногда Шейер работал вместе с другими художницами. Особенно успешным было его сотрудничество с Эдвардом Чарльзом Уильямсом (Edward Charles Williams), еще одним викторианским пейзажистом, когда Уильямс писал, собственно, пейзажи, а Шейер добавлял к ним людей и животных. Он также сотрудничал с другими представителями творческой династии Уильямсов, с которой в родственных отношениях состояла его вторая жена Элизабет Уоллер (Elizabeth Waller). Так, например, картины 'The Old Roadside Inn' и 'Near Wantage, Berkshire' как раз являются примерами такой совместной работы Шейера и Уильямса.
На протяжении своей долгой жизни – художник прожил 92 года, - Шейер дважды был женат, и у него было десять детей. Его старший сын Уильям Джозеф Шейер-младший (1811-1892) пошел по стопам отца и тоже стал художником, писавшим в стиле, очень напоминавшем манеру его отца. Их работы легко перепутать, тем более, что отец и сын часто рисовали вместе в последние годы жизни Шейера-старшего. Трое из младших сыновей художника – Эдвард Дашервуд Шейер (Edward Dasherwood Shayer, 1821-1864), Генри Тринг Шейер (Henry Thring Shayer, 1825-1894) и Чарльз Уокер Шейер (Charles Walker Shayer, 1826-1914), - тоже пошли по художественной части, и все трое в свое время помогали отцу в его студии.
Он скончался 21 декабря 1879 года, в своем доме в Блейдон-Лодж (Bladon Lodge) близ Саутгемптона.
Хотя Уильям Шейер-старший был опытным и умелым художником-пейзажистом, прежде всего он известен изображением животных и жанровых сценок в лесу, в сельской местности и на побережье. Его работы в некотором смысле напоминают картины Джорджа Морланда (George Morland), еще одного очень популярного представителя английской школы живописи, хотя Морланд был на двадцать лет старше и трагически скончался в самом начале 19-го столетия, когда Шейер только начинал заниматься серьезной живописью.
Исследователи отмечают, что картинам Шейера, благодаря умелому применению лака, присущи глубина и яркость, которой так не хватает работам многих его современников. Шесть его работ выставлялись в Королевской Академии (Royal Academy), 82 картины демонстрировались в Британском институте (British Institution), и еще 338 работ выставлялись в Suffolk Street Gallery Общества британских художников (Society of British Artists). Кроме того, выставки Шейера проходили во многих менее известных музеях и галереях викторианской эпохи. Сегодня его полотна находятся в коллекциях многих музеев, включая Музей Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum), галерею Тейт (Tate Gallery), Художественную галерею и музей Келвингроув (Kelvingrove Art Gallery and Museum) в Глазго (Glasgow) и нью-йоркский Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).