Уильям Френд Де Морган (1839-1917) - выдающийся английский художник-керамист, сын известного математика Августа Де Моргана. Свое художественное образование Уильям начинает в двадцать лет. Закончив художественную школу при Королевской Академии, Де Морган сближается в начале 1860-х годов с Уильямом Моррисом и художниками его круга.
Талантливый теоретик и практик декоративного искусства Уильям Моррис - одна из самых ярких фигур второй половины XIX столетия. Он начал борьбу за возрождение художественных ремесел, считая машинное производство главной причиной тогдашнего упадка в искусстве. В 1861 году Моррис основал фирму, в котор
ой собрал искусных ремесленников, и привлек к работе некоторых из самых известных английских художников - Ф.Уэбба, Э.Бёрн-Джонса, Д.Г.Россетти и других. Мастерская Морриса изготовляла мебель, набивные ткани, обои, витражи, керамику, шпалеры. Засилью эклектики, тяжеловесной пышности и вычурного украш
ательства Моррис противопоставлял целесообразность простых форм, чистоту цвета, изысканно-стилизованные мотивы растительного и животного мира в строго сообразованном с поверхностью предмета декоре.
Деятельность Морриса положила начало широкому движению за обновление декоративного искусства во все
й Европе. Сила воздействия концепций Морриса на художественную общественность Европы изменила в корне отношение к прикладному искусству, заставив задуматься над ролью бытовых вещей в формировании духовной культуры человека.
Примкнув к кружку Морриса, Де Морган вскоре оставляет живопись и начинает
заниматься витражами, а около 1869 года переходит к керамике.
Это древнейшее искусство, при кажущемся процветании, находилось в то время в состоянии глубокого кризиса. Прошло полтора столетия со времени открытия европейцами секрета изготовления фарфора - тончайшего вида керамики. В XVIII веке фа
рфор воспринимался как драгоценность, его природные свойства высоко ценились и всячески обыгрывались. Декор сливался с формой в гармоничном единстве художественного образа. К середине XIX столетия фарфор перестал быть чудом, сделался слишком привычным. Его белизна исчезает под позолотой или сплошным
цветным крытьем, его тонкость и хрупкость скрываются в имитациях металла, дерева и т. д. Главным акцентом в художественном решении становится живописный декор, все менее согласующийся с материалом и формой. Фаянсовое производство по большей части подражало изделиям XVIII века или впрямую работало "
под фарфор". Другие виды керамики были прочно забыты либо существовали в виде антикварных поделок (например, итальянские фирмы, работавшие в стиле майолики XVI века).
Не приемлющий современного ему фарфорового "уродства", Де Морган обратился к глине. Он увлекается средневековой восточной керамико
й. Его завораживают нежные перламутровые и металлические отблески люстра (пигмент, придающий отблеск керамическому изделию) испано-мавританских майолик и сияющие глазури иранской керамики. И от изготовления витражей Де Морган переходит к экспериментированию над составами и способами обжига керамичес
ких масс и глазурей. В подвале дома на Фицрой-сквер, где жил художник, он устраивает керамическую печь, соединив ее с дымоходом камина. Технологические опыты кончаются пожаром, и Де Моргану приходится искать более удобное место для своей деятельности. Он поселяется в Челси, тихом, старомодном пригор
оде Лондона, в доме под названием "Оранжевый", и устраивает свои печи в саду. Существует легенда, что в одном из соседних домов за сто лет до этого, в 1770-е годы, Дж.Веджвуд со своими помощниками расписывал знаменитый "Сервиз с зеленой лягушкой", хранящийся в ленинградском Эрмитаже.
Де Морган не
только экспериментирует над составами масс и глазурей, но и над системой обжига, придумывает новые способы нанесения декора, сам конструирует горны, делает чертежи инструментов, тщательно вникает во все детали работы. Упорные труды художника увенчиваются довольно быстрым успехом. Он начинает произв
одить изразцы, декоративные блюда и вазы, расписанные в "персидской" гамме красок с преобладанием зеленого и бирюзового и отличающиеся высоким качеством глазурей. Особенно прославили Де Моргана изделия, расписанные люстрами. Секреты люстров были утрачены в середине XVII века. В 1856 году на итальянс
кой керамической фабрике в Доччиа (близ Флоренции) способ нанесения люстров был найден вновь. Несколько итальянских мастеров приезжали к керамистам Стаффордшира (традиционного керамического центра Англии) для обучения их этому процессу, но результаты были незначительны. Среди английских художников и
знатоков ходила фраза, что "секрет люстра - это своего рода философский камень керамистов". Самостоятельное открытие люстров Де Морганом и высокие художественные достоинства его изделий считались в художественных кругах высшим достижением английской керамики, о чем было упомянуто даже в Британской
Энциклопедии.
В Челси часто бывали Моррис и его семья, здесь укрепилась их дружба с Де Морганом. Но Оранжевый дом становился тесен. В 1882 году Де Морган арендует для своей фабрики участок земли в Мэртоновском аббатстве (Суррей), где за год до этого обосновалась мастерская Морриса. Но через шесть
лет он переводит фабрику в Фулхэм (по соседству с Челси) из-за ухудшившегося здоровья. По этой же причине начиная с 1892 года Де Морган проводит все зимы во Флоренции. Руководство фабрикой разделяет с ним его компаньон архитектор Хэлси Рикардо. Во Флоренции была организована мастерская, где Де Морг
ан делал рисунки и модели керамики, посылая их в Лондон. Большое место в керамическом производстве Де Моргана занимали изразцовые мозаичные панно, которыми украшались интерьеры домов и пароходов. Так, им была исполнена "географическая" серия для шести судов: "Зеленые долы Англии", "Лондон", "Шторм",
"Китай" (горы и джонки), "Индия" (серые слоны и золотые тигры). Сияющая лучезарность этих композиций напоминала об Иране и Средней Азии.
Де Морган очень любил изразцовую керамику и тонко чувствовал ее природу. Он мечтал о широком ее применении на внешних стенах домов. "Ясно, что люстр и подглазу
рные росписи могут быть употреблены на всех частях зданий, которые ловят лучи восходящего солнца", - писал художник. Но едва ли не большее значение в его творчестве имели расписные декоративные вазы и блюда. Это изделия простых, традиционных для глиняной посуды форм. Росписи сложного рисунка гармони
чно располагаются по поверхности сосуда и отличаются изысканной колористической гаммой. Как и на моррисовских обоях, эти композиции составлены из стилизованных мотивов, но у Де Моргана преобладают анималистические темы, и в этих стилизациях возникают впечатляющие художественные образы. Благородная к
осуля, темным силуэтом поданная на узорчатом фоне листвы; ящерица, весело танцующая на своем хвосте; рыбы на отростках кораллов и т. д. Особенно много морских мотивов - художник страстно любил море и поэтизировал таинственность водных глубин.
Де Морган всю жизнь черпал вдохновение из неиссякаемог
о источника прекрасного искусства керамики Востока, а позднее - Греции и Крита, но он отнюдь не был подражателем. Его произведения свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности художника, строго определенного направления и времени. И, возможно, именно почувствовав несовпадение образного звучан