Закончив неполную среднюю школу, Фолкнер занимался в основном самостоятельно. Он прослушал несколько специальных курсов в университете шт. Миссисипи, но в целом остался самоучкой. Во время Первой мировой войны записался добровольцем в Королевские канадские военно-воздушные силы.
Родился 25 сентября 1897 в Нью-Олбани (шт. Миссисипи). Отец Фолкнера держал платную конюшню в Оксфорде, и будущий писатель рос в атмосфере «благородной бедности». Закончив неполную среднюю школу, Фолкнер занимался в основном самостоятельно. Он прослушал несколько специальных курсов в университете шт
. Миссисипи, но в целом остался самоучкой. Во время Первой мировой войны записался добровольцем в Королевские канадские военно-воздушные силы. После войны вернулся в Оксфорд и продолжил занятия в университете. Его первая книга Мраморный фавн (The Marble Faun , 1924) – сборник стихотворений, по больш
ей части слабых и вторичных. Некоторое время он прожил в богемном квартале Нового Орлеана, позже перебрался в Нью-Йорк, затем в Европу и оттуда вернулся в Оксфорд. Наконец, под влиянием Ш.Андерсона, с которым он сошелся в Новом Орлеане, Фолкнер стал писать прозу.
Некоторые из ранних романов Фолкне
ра, в частности Солдатская награда (Soldiers' Pay , 1926) и Москиты (Mosquitoes , 1927), – вещи незрелые, а наиболее читаемая его книга Святилище (Sanctuary , 1931) была написана в расчете на сенсацию. Изобилующая мрачными образами и ужасами, она еще много лет отбрасывала тень на репутацию Фолкнера.
Сам же Фолкнер, обретя свое призвание в прозе, следовал ему упорно и целеустремленно. Он вел тихую жизнь в Оксфорде, в стороне от литературного общества, не интересуясь журналистикой, не обращая внимания на критику, и из-под его пера выходили романы и рассказы, большая часть которых соткана из мате
риала жизни обыкновенных людей и объединена общим местом действия.
Мир произведений Фолкнера – вымышленный округ Йокнапатофа и его окрестности в штате Миссисипи. Отдаленные метрополисы представлены Мемфисом и Новым Орлеаном; центр округа, Джефферсон, во многом напоминает Оксфорд. Землю, в начале 1
9 в. купленную или обманом отнятую авантюристами у индейцев, эксплуатировали несколько поколений рабовладельцев-«аристократов» (Сарторисы, Компсоны, Сатпены), покуда Гражданская война 1861–1865 не подорвала источник их могущества. Обедневших потомков этой довоенной аристократии – за редкими исключен
иями выродившихся и опустившихся, неуравновешенных, психически больных, морально опустошенных – вытесняет и подминает под себя хищное и бессовестное племя «белой швали» – Снопсы. На заднем плане – обойденные судьбой, терпеливые негры, нередко демонстрирующие больше достоинства, чем их белые земляки.
Над измученной, истощенной, отравленной расовой рознью землей нависли грозовые тучи взаимного недоверия, ненависти и вины. Сплетение человеческих страстей в этой тяжкой и неспокойной социальной атмосфере – основная тема Фолкнера. Представленная им картина человеческого существования местами смешна
и гротескна, местами глубоко трагична, но неизменно поражает своей яркостью.
Хотя Фолкнер постоянно утверждал, что мало интересуется техникой письма, и предпочитал называть себя «литературным плотником», он мастерски владел пером и был весьма оригинальным экспериментатором. Его романы нередко прин
имают форму внутреннего монолога персонажей, чье сознание окрашивает, искажает и запутывает сюжет в соответствии со страстями и предрассудками рассказчика, которые лишь постепенно открываются читателю. Стиль Фолкнера чрезвычайно оригинален. Резкие столкновения противоположных по смыслу эпитетов созд
ают сильный эффект, многие романы заканчиваются на взволнованной, двусмысленной и неопределенной ноте, смысл которой едва ли можно сформулировать логически. Тем не менее фолкнеровское исследование противоречивой, страстной и зачастую непросвещенной души большинству читателей представлялось предприят
ием столь же волнующим, сколь и полным смысла.
Одним из высших достижений Фолкнера считается роман Шум и ярость (The Sound and the Fury , 1929). Фон его – деградация некогда богатой и славной семьи Компсонов. Лейтмотивы романа – философский пессимизм, разрушение жизненного уклада, распад личности,
страх перед историей и временем и инцест как крайнее проявление обреченности человека.
В романе Свет в августе (Light in August , 1932), композиционно менее сложном, тонко, хотя и неотчетливо, использована христианская символика. Главный герой, Джо Кристмас, угрюмый высокомерный мулат, убивает св
ою белую сожительницу. Горожане преследуют его, убивают и кастрируют. Сплетение сексуальных, расовых и религиозных мотивов придает повествованию высокий эмоциональный накал. Роман Когда я умирала (As I Lay Dying , 1930) по форме представляет собой чередующиеся монологи действующих лиц.
Роман Авесс
алом, Авессалом! (Absalom, Absalom! , 1936), причисляемый наряду с Шумом и яростью к высшим достижениям Фолкнера, повествует о возвышении и крахе буйной и преследуемой роком семьи Сатпенов. Святилище , первоначально задуманное как роман ужасов, после переработки превратилось в историю мученичества и
збалованной и легкомысленной девушки Темпл Дрейк. Двадцатью годами позже Фолкнер опубликовал его продолжение – Реквием по монахине (Requiem for a Nun , 1950). Старый и новый Юг исследуются в Сарторисе (Sartoris , 1929) и Деревушке (The Hamlet , 1940) – хрониках семейств Сарторисов и Снопсов. Притча
(A Fable , 1954 ; Пулитцеровская премия 1955) представляет собой аллегорию, где неизвестный солдат Первой мировой войны, уподобляемый евангельскому Христу, протестует от имени бессловесной солдатской массы против духовной слепоты правителей мира.
В числе других книг Фолкнера – романы Пилон (Pylon
, 1935), Непобежденные (The Unvanquished , 1938), Дикие пальмы (The Wild Palms , 1939), Город (The Town , 1957), Особняк (The Mansion , 1959); роман Похитители (The Rievers , 1962) посмертно отмечен Пулитцеровской премией.
Среди многочисленных рассказов Фолкнера наибольшей известностью пользуется
Медведь (The Bear ), опубликованный в книге Сойди, Моисей (Go Down, Moses , 1942). Фолкнеру принадлежат также сборники рассказов Ход конем (Knight's Gambit , 1949), Доктор Мартино и другие рассказы (Doctor Martino and Other Stories , 1934), Собрание рассказов (Collected Stories , 1950) и Большой лес