Выдающийся американский философ и логик. Многие философы разделяют его общее понимание философии как попытки понять мир, используя методы, которые являются продолжением здравого смысла и науки.
Куайн родился в Акроне (шт. Огайо) 25 июня 1908. Получил образование в Оберлин-колледже и Гарвардском университете, стажировался у Р.Карнапа в Праге, встречался с А.Тарским в Варшаве. Получил степень доктора философии в Гарварде в 1932, представив диссертацию по логике, подготовленную под руководством А.Н.Уайтхеда. В 1936 Куайн начал долгую карьеру преподавателя философии, в 1948–1978 он был профессором философии Гарвардского университета.
Куайн использует достижения современной логики для прояснения и разрешения традиционных философских проблем, особенно онтологического ряда (вопросы формы «Какого рода вещи существуют?»). Согласно Куайну, философы должны предпочитать «пустынные ландшафты» и допускать существование каких-либо объектов, лишь когда это абсолютно необходимо. Проверка на необходимость, которую он предлагает, обманчиво проста: вещь существует, если и только если наилучшая теория, в своей самой экономной формулировке, утверждает, что она существует. Поскольку Куайн считает, что наилучшая теория должна включать по крайней мере объекты физики, он хотел бы доказать, что это единственные объекты, которые требуются наилучшей теории. С точки зрения Куайна, главным препятствием такому доказательству является то, что математика требует существования абстрактных сущностей (например, чисел или множеств). В то же время он не видит способа редуцировать или элиминировать такие сущности.
Куайн известен также своей критикой утверждения, что некоторые истины являются «аналитическими» (т.е. истинны в силу одного лишь значения входящих в них выражений). Существование таких истин предполагается большинством философов «обыденного языка» и во многих эмпирицистских концепциях логики и математики. Куайн считает, что само понятие значения является безнадежно запутанным и что даже т.н. «аналитические истины», включая законы логики, подлежат ревизии перед лицом нового опыта. Последнее утверждение тесно связано с «холизмом» Куайна – его тезисом, что теории могут быть проверены только как некие целостности.
Среди главных работ Куайна – Математическая логика (Mathematical Logic , 1940) ; С точки зрения логики (From a Logical Point of View , 1953) ; Слово и объект (Word and Object , 1960) ; Онтологическая относительность и другие очерки (Ontological Relativity and Other Essays , 1969) ; Философия логики (Philosophy of Logic , 1970); Происхождение обозначения (The Roots of Reference , 1974); Время моей жизни: автобиография (The Time of My Life: An Autobiography , 1985).