Организационная коммуникация является одним из ключевых аспектов деятельности крупных (и не очень) организаций. Руководители разного ранга придают большое значение изучению данной дисциплины и развитию предлагаемых специалистами по коммуникации техникам. Своеобразным основоположником организационной коммуникационной технологии считается Чарльз Реддинг.
Американский ученый, 'отец' теории организационной коммуникации. Сыграл огромную роль в создании самой области организационной коммуникации и дальнейшем её развитии.
Родился Реддинг в Колорадо-Спрингс, Колорадо (Colorado Springs, Colorado). Учился он в целом ряде учебных заведений в разных городах; докторские степени Чарльз получил в Университете Денвера (University at Denver) и Университете Южной Калифорнии (University of Southern California).
Уже в тот период у Реддинга выработалась сравнительно необычная привычка – во все свои речи и статьи он старался вставлять что-то на латыни и отсылки к логическим концепциям. Долгое время Реддинг изучал скорее психологию, нежели теорию коммуникации; позже, однако, стало ясно, что познания в психологии с лихвой заменяют недополученные в свое времени уроки коммуникационных техник.
Окончив учебу, Реддинг взялся за преподавание. За шесть лет он провел целый ряд курсов по литературе и композиции текста; некоторое время он даже преподавал навыки коммуникации офицерам морской пехоты и флота.
С самого начала своей карьеры Реддинг понимал огромную важность умения четко выражать свои мысли и эффективно общаться с коллегами в любой хоть сколько-нибудь серьезной организации. По словам Реддинга, изначально искусство речевой коммуникации было лишь одним из множества навыков, которыми следует обзавестись каждому – и лишь позже ученый занялся анализом теоретических основ данного искусства и связи его с социологическими концепциями.
Считается, что во многом именно благодаря Реддингу в 50-х коммуникация в условиях организаций была выделена в отдельную область познания. Со временем изучением данного предмета занялись в крупнейших учебных заведениях страны – вроде Северо-Западного Университета (Northwestern University), Университета Огайо (Ohio State University) и Университета Южной Калифорнии. Сам Реддинг утверждал, что большую роль в популяризации области сыграла поддержка НАСА – спонсировавшего довольно важную конференцию по теме. С точки зрения самого Чарльза Реддинга, в основе коммуникационного процесса лежал обмен сообщениями; эффективность данного обмена определяла собой и эффективность коммуникации в рамках данной организации.
В ходе своих исследований Реддинг выделил немало интересных законов коммуникации и межчеловеческого взаимодействия. В первую очередь Чарльз показал, что вкладываемый говорящим смысл отнюдь не всегда передается слушателям в полной мере – и что одной из ключевых ошибок любого выступающего является надежда на то, что понятное ему автоматически становится понятно и другим. ольшое внимание Реддинг уделял и невербальным формам взаимодействия людей – один из базовых постулатов его теорий утверждал, что невербальное общение является едва ли не столь же важным, сколь и вербальное. Важным навыком для любого 'коммуникатора' Реддинг считал умение слушать и понимать слова собеседника; практика показала, что 'эмпатическое', 'сочувственное' слушание серьезно повышает эффективность человеческого общения. Большую роль во взаимодействии собеседников Чарльз приписывал и обратной связи; вовремя и правильно реагируя на полученную информацию, собеседник мог облегчить коммуникационный процесс. Базовые постулаты своих теорий Чарльз Реддинг изложил в своей книге 'Communication with the Organization: Interpretive Review of Theory and Research'.
Скончался Чарльз Реддинг 10 июня 1994-го; на момент смерти ему было 80 лет.