'Trio of Doom' - американская джазовая супергруппа, основанная в 1979-м году для участия в джазовом фестивале в Гаване, Куба (Havana, Cuba), записавшая всего один альбом, но вошедшая в историю джаза как один из самых успешных экспериментов.
Музыка не знает границ; по крайней мере до того момента, пока границы не создают политики. Так, в 1979-м году в самом центре столицы Кубы открылся джазовый фестиваль 'Havana Jam', на который приехали не только местные и южноамериканские музыканты, но и гости из Соединенных Штатов (United States), которые, в свою очередь, не только отыграли выступление для публики, но, поразившись успеху эксперимента, вскоре записали несколько дополнительных композиций в Нью-Йорке (New York) и выпустили свой первый и последний альбом. Несмотря на короткую историю, трио американских музыкантов вошло в историю и стало примером успешной супергруппы, которая приобретает славу не благодаря громким именам, но опыту, качеству звучания и его многообразию.
Группа впервые появилась на сцене 3 марта 1979-го года, в самый вечер фестиваля джаза в сердце Кубы. Интересно, что для многих появление группы стало шоком, ибо никто даже в самых смелых мечтах не мог представить, что когда-нибудь на одной сцене сойдутся три таких таланта, как Жако Пасториус (Jaco Pastorius), Джон МакЛафлин (John McLaughlin) и Тони Уильямс (Tony Williams). Но - будь то воля звезд или счастливый случай, - музыканты действительно вышли на сцену под широко открытые глаза поклонников джаза и сыграли пять песен. Именно эти пять песен стали одними из самых известных композиций за всю их карьеру.
В отличие от многих других групп, музыканты сделали акцент не на совместное звучание, но на сольные номера каждого из музыкантов. Такое решение не только расширило свободу музыкантов, но предоставило им возможность поделиться с публикой именно тем, чего требовало сердце. Номер открывало соло на барабанной установке в исполнении Тони Уильямса, по мнению критиков, одного из величайших ударников за всю историю джаза; дальше следовала композиция 'Dark Prince', которая открывала зрителям вел
иколепную игру МакЛафлина; следом на первый план выходил Жако Пасториус с песней 'Continuum', исполняемой на бас-гитаре.
В свое 25-минутное выступление 'The Trio of Doom' представили совершенно иной формат выступления, взрослую игру и безупречный музыкальный вкус. Имея за плечами сольные карьеры, для трио это выступление было погружением в музыку как таковую, создаваемую не кем-то одним, но всеми вместе, коллективом, где в звучание каждый вносит что-то свое, но при этом не пытается затмить собой остальных. По завершении пяти песен музыканты ушли со сцены, но приняли решение записать дополнительные песни в Нью-Йорке и выпустить альбом как первую и последнюю совместную работу.
Несмотря на то, что пять композиций были записаны по возвращении в Нью-Йорк, полностью альбом вышел лишь в 2007-м году, когда ни Тони, ни Жако уже не было в живых. Первые пять композиций, исполненные на Кубе, были включены в видеозапись выступления, другие же пять так и хранились в студии, дожидаясь правильного момента. Увы, для многих альбом стал скорее поводом для печали - джаз потерял былую славу, музыканты покидали этот мир, а та атмосфера свободы и джаза, столь типичная для столицы Кубы, навсегда осталась отрезанной для американских музыкантов. Впрочем альбом, названный 'Trio of Doom', получил неплохие оценки критиков и поклонников, для которых он стал посылкой из далекого прошлого.
Многие гадают, что бы получилось, если бы музыканты продолжили играть, на какой бы уровень вознеслась их и без того безупречная игра - но этого никому не дано узнать, ибо даже после яркой вспышки их таланта потребовалось почти 30 лет, чтобы наконец представить работу на суд публики. Что бы могло случиться, не знает никто, но ясно одно - какой бы короткой ни была история группы, одна оставила неизгладимый отпечаток на всей истории джаза - музыки без границ