Широко известный в России и за ее пределами Детский хореографический ансамбль имени Зии Бажаева завершил сезон. Но после коротких каникул начнет готовиться к международному военно-музыкальному фестивалю «Спасская башня», который пройдет в сентябре на Красной площади.
Юные солисты ансамбля исполнят перед зарубежными гостями кавказские танцы, многие из которых известный чеченский деятель культуры Топа ЭЛИМБАЕВ восстанавливал по крупицам. Народный артист России, лауреат национальных и международных премий, рассказал в интервью «Новым Известиям» о том, как создавался ансамбль и каких высот он достиг, а также о том, каких трудов стоит сохранение кавказской культуры.
– Топа Хамитович, недавно ваш ансамбль принял участие в благотворительном вечере, который в Доме актера наша газета провела вместе с друзьями и партнерами…
– Вы знаете, к тому времени мы уже завершили концертный сезон, но я просил родителей, чтобы они не торопились отправлять своих детей к бабушкам или в школьные лагеря, потому что мы должны были выступить. Я не хочу громких слов, но как можно жить без милосердия?!
– Я знаю, что ваш ансамбль был основан известным предпринимателем Зией Бажаевым как раз для того, чтобы укрепить связь между людьми. И в особенности между людьми разных народов. Это было девять лет назад: еще громко в Чечне слышалось эхо войны…
– Война принесла трагедию и боль в каждую семью. Ко мне приходили родители, жаловались, что российские школьники притесняют детей. А как косились на чеченца, если он вдруг спускался в метро?! Для нас это была боль. Страдали ни в чем не виновные мирные жители. Был и другой аспект. В Чечне не осталось дворцов культуры, музеев, театров… Скитался без крова и ансамбль народного танца «Вайнах», который я создал и возглавлял три десятка лет. Самый известный чеченский ансамбль оказался без крова. И в тот момент меня вызвал Саламбек Хаджиев (председатель Временного совета Чеченской Республики. – «НИ») и сказал: «Ты должен возглавить Министерство культуры». Но культура была в руинах, поэтому я не взялся за эту миссию, хотя Хаджиев был моим близким другом. И к тому же моя семья была в Москве. На дне рождения Махмуда Эсамбаева мы встретились с Зией Бажаевым – моим давним приятелем, который хорошо знал мою биографию и следил за творчеством. Он сказал мне: «Топа, я очень любил ансамбль «Вайнах». Возьми несколько детей и создай кружок чеченского танца».
– Видимо, он хотел, чтобы война не растоптала уникальную кавказскую культуру?
– Конечно. И он сказал: «Ты начни с нескольких пар… Пусть это будет маленький коллектив, но очень миролюбивый». Я взялся за постановку и сам не заметил, как вокруг меня собралось много людей. Наверное, роль сыграл мой авторитет в области национальной хореографии. Так, в Москве появился маленький островок чеченской культуры, который необходим был нам всем. У этого очага грелись наши маленькие земляки, мы хотели отвлечь их от войны, вернуть радость общения. Начинали с малого. Чеченские танцы «Вечеринка в ауле», «Лебединая нежность», «Встреча у родника», праздничный танец и другие. Когда Зия пришел на репетицию, – был удивлен: «Я думал, будет маленький кружок, а здесь целый ансамбль получился. Как ты мог за столь короткий срок объединить вокруг себя стольких людей!» Он относился ко мне с глубоким уважением. И пригласил в гости, чтобы познакомить со своим братом Мавлитом. Никогда не забуду его слов: «Мавлит, перед тобой легенда нашего народа – Топа Элимбаев».
– А сколько сейчас человек в ансамбле?
– Около ста. Но есть еще и подготовительное отделение, там занимаются ребята от шести лет. Чеченцев большинство, но кроме них в нашем ансамбле и ингуши, и русские, и армяне, и молдаване, и болгары, и дагестанцы, и корейцы, и евреи… Такая же многонациональная команда, как и довоенный Грозный. У Зии было много идей, как сохранить чеченскую культуру. Я знал, что война оставила шрамы в его сердце. Он стремился всем помогать.
– «Новые Известия» не раз писали, как Зия вывозил на отдых чеченских детей, оказывал помощь в лечении и реабилитации. Он отправлял в лагеря беженцев тонны детских подарков, одежды, лекарств. Кроме того, вместе с МЧС России и «Новыми Известиями» вел акцию «Дети войны», поддерживая самых обездоленных маленьких жителей республики…
– Он мог бы сделать еще очень много, но в марте 2000 года его жизнь трагически оборвалась. В память о нем был создан благотворительный фонд, от которого был организован Детский хореографический ансамбль имени Зии Бажаева. Я знаю, что его имя присвоено школе, которой он помогал, а также улице, где жил. Это память о человеке, которого, к сожалению, не вернешь…
– На первые гастроли вы поехали уже как ансамбль имени Зии Бажаева?
– Да, и когда у меня спрашивали, почему ансамбль называется «Зия», – я рассказывал о жизни этого человека. Его имя звучало всюду, где мы выступали – в Англии, Германии, Франции, Италии, Венгрии… В 2001 году мы выступили в Колонном зале Дома союзов – на вечере памяти Зии Бажаева. Собрались члены правительства, дипломаты. Очень солидная публика. Мы волновались, но нас принимали дружелюбно, долго звучали аплодисменты. Наконец, меня пригласили на сцену, и я в своей короткой речи сказал: «Почему наш народ постоянно сравнивают с Басаевым, Радуевым? И все это преподносится в гипертрофированном виде». И указал: «Посмотрите на этих детей, разве они похожи на бандитов?» Я не ожидал такой реакции, но после этих слов весь зал встал, раздались крики «браво» и аплодисменты. Я пообещал, что провезу ребят по миру, чтобы узнали об уникальности чеченской культуры… Потом нас видели на саммите «большой восьмерки». Мы выступали в Екатерининском зале Петродворца, где были самые именитые звезды России: Башмет, Хворостовский, Спиваков, Бутман… Звучали громовые овации, и я очень жалел, что Зия их не слышит. А в 2003 году мы были приглашены министром иностранных дел Игорем Ивановым, с которым прежде были знакомы, на выступление перед дипкорпусом стран ЮНЕСКО. Я наблюдал, как после выступления Ахмад Кадыров и Игорь Иванов прослезились. И Кадыров спросил у Иванова: «Кто руководитель ансамбля?» Тот ответил: «Топа Элимбаев» – «Познакомь меня с ним». Он сразу же пригласил меня на прием в представительство Чеченской Республики. И когда я пришел, поинтересовался: «Согласны ли вы работать в правительстве республики – заниматься культурой, кинематографией, телевидением? Подберете себе кадры». Но я не мог принять такое предложение, потому что не забыл о своем обещании, которое я дал в Колонном зале Дома союзов.
– А как сложилась судьба вашего ансамбля «Вайнах»? Ведь он по-прежнему существует в Чечне…
– Для меня это больной вопрос. Ансамбль я создал после того, как окончил ГИТИС, поработал хореографом в Германии и вернулся в Чечню. Тридцать лет мы ставили чеченские танцы, по крупицам восстанавливали забытые кавказские пляски. Мы работали без света и воды, в старых сценических костюмах. Сцены были маленькие, условия невыносимые: вместо 20 пар, выступать приходилось по 4 пары. Но тем не менее мы вывели этот коллектив на мировую арену. Он объездил Африку, страны Латинской Америки, Европы, Ближний Восток – почти весь мир. Сегодня «Вайнах» продолжает существовать. У него шикарные условия. Но мне часто звонят пожилые артисты: «Топа, от твоего детища почти ничего не осталось. От старого «Вайнаха» щепки летят. Переделана вся программа. Упрощены танцы». И у меня сердце кровью обливается. Как исправить ситуацию? Кто меня будет слушать?! Это уже не мой ансамбль…
– Зато у вас есть детский ансамбль, за который вы отвечаете от и до…
– Да, сейчас мы готовимся к фестивалю «Спасская башня», который в сентябре пройдет на Красной площади. Это международный военно-музыкальный фестиваль. А весной следующего года отметим десятилетие нашего коллектива. В память о Зие Бажаеве мною готовятся новые постановки.
– У вас тоже будет юбилей?
– Да, торжество совпадет с моим 65-летием и 45-летием творческой деятельности.