Тони Аллена по сей день считают одним из величайших ударников своего времени – да и музыки в целом. Аллен прославился не только своей игрой на ударных – многим запомнился его выдающийся талант композитора, да и как создатель целых двух музыкальных жанров Тони прославился изрядно.
Тони Оладипо Аллен – нигерийский ударник, композитор и поэт-песенник, на данный момент живущий и работающий в Париже (Paris). В 2013-ом описал свою жизнь и карьеру в автобиографическом труде 'Tony Allen: Master Drummer of Afrobeat', созданном в соавторстве с писателем и музыкантом Майклом Вилом (Michael E. Veal).
Учился музыке Тони Аллен самостоятельно; уже в 18 лет он играл на ударной установке, параллельно работая инженером на нигерийской радиостанции. Большое влияние на музыкальное становление Аллена оказала любимая музыка его отца – джуджу, традиционная церемониальная музыка племени йоруба; впрочем, американскому джазу и другим видам популярной музыки Аллен также отдал должное. Усердным трудом Тони Аллен сумел создать себе свой собственный, абсолютно уникальный стиль игры на ударных; для этого он изучал работы других музыкантов, творчество легендарного ганского ударника Гая Уоррена (Guy Warren) и прочих своих именитых коллег.
В 1964-ом Фела Рансом Кути (Fela Ransom
e Kuti) устроил Аллену прослушивание в созданной им джаз-группе. Кути к тому времени уже был знаком с Алленом – они играли вместе на нескольких площадках Лагоса (Lagos). Фела всегда был высокого мнения о музыкальном стиле Аллена; особенно его впечатляло то, что Тони умел органично сочетать джаз и хайлайф. Именно на стыке двух этих стилей и работала новая группа Кути, Koola Lobitos.
В 1969-ом команда Кути отправилась в Штаты. В ходе довольно активной и познавательной поездки команда сменила имя – теперь их звали 'Africa '70' – и сам стиль игры; теперь в их музыке были элементы соула, джаза, хайлайфа и полиритмичных шаблонов все тех же йоруба. Для того, чтоб соответствовать новому стилю группы, Тони Аллен несколько модифицировал и собственный стиль.
Сотрудничество Кути и Аллена принесло немало пользы обоим музыкантам, да и на музыку в целом влияние оказало огромное; Аллен, по сути, стал одним из создателей нового музыкального жанра – 'афробит'. Как признавался сам Фела Ку
ти, 'без Тони Аллена афробита и не было бы'. Другая звезда современной музыки, Брайан Ино (Brian Eno), в свое время назвал Аллена 'возможно, величайшим ударником из когда-либо живших'.
Фела писал музыку почти для всех членов группы; исключением был лишь Аллен, творивший музыку самостоятельно. Как утверждал сам Тони, общим своим стилем он был обязан не только йоруба, но и другим африканским районам. В общей сложности с Кутой и его группой Аллен записал около 30 альбомов; именно эти альбомы сейчас считаются пиком творчества Фелы. К концу 70-х, увы, группа начала планомерно распадаться – проблемы были вызваны необходимостью делить доходы и авторские отчисления, да и слава сама по себе давление оказывала немалое. Аллен, создавший множество ритмических рисунков, едва ли не определивших новый жанр в целом, чувствовал себя особенно обделенным. Фела позиций сдавать не желал, что конфликт лишь усугубило. В 1979-ом Тони ушел из группы, забрав с собой немалую часть команды.
Создав
собственную группу, Тони Аллен записал в 1980-ом пластинку 'No Discrimination'; некоторое время он выступал в Лагосе, после чего в 1984-ом эмигрировал в Лондон (London). Из британской столицы Тони впоследствии перебрался во французскую; там он записывался с Кингом Санни Аде (King Sunny Adé), Рэем Лемой (Ray Lema) и Ману Дибанго (Manu Dibango). Аллен продолжал ставить эксперименты со стилем; он активно пересматривал и переосмысливал афробит, подключая к нему элементы электроники, рэпа, R&B и даба. Получившийся сплав Тони Аллен назвал 'афрофанк'.
Долгое время ходили слухи, что 13-ой пластинкой Аллена станет что-то совершенно необычное; в конечном итоге пластинка была представлена на суд общественности. Записанная в Лагосе вживую, с полноразмерной афробит-группой, пластинка 'Lagos No Shaking (Lagos is OK)' ознаменовала своеобразное возвращение Аллена к корням афробита после экспериментов с альтернативными электронными форматами.
В 2002-ом Аллен принял участие в записи
сборника 'Red Hot and Riot' от Red Hot Organization; участие его стало своеобразной отсылкой к творчеству Фелы Кути. Вместе с Ресом (Res), Рэем Лемой, Баабой Маалом (Baaba Maal), Positive Black Soul и Арчи Шеппом (Archie Shepp) Тони записал композицию 'No Agreement'.
В 2003-ем Аллен записал партию ударных для альбома Сушилы Раман Susheela Raman 'Love Trap'; кроме того, Тони выступал с Раман и вживую, на концертах. Год спустя Тони довелось поработать над альбомом 'Politics' французского исполнителя Себастьена Телльера (Sébastien Tellier); помимо прочего, Аллен принял участие в записи популярной композиции 'La Ritournelle'.
В 2006-ом Аллен примкнул к Дэймону Албарну (Damon Albarn), Полу Симонону (Paul Simonon) и Саймону Тонгу (Simon Tong), став ударником группы The Good, the Bad & the Queen.
Аллен играл на барабанах в двух композициях альбома Шарлотты Генсбур (Charlotte Gainsbourg) '5:55'; играл он на ударных в песнях '5:55' и 'Night-Time Intermission'. Компанию Тони
Аллену составил французский дуэт Air и Джарвис Кокер (Jarvis Cocker) из 'Pulp'.
Позже Аллен стал одним из ударников в клипе Air 'Once Upon a Time'. В томе же году он помог Zap Mama в записи альбома 'Supermoon'. Сотрудничество вышло весьма удачным, и в 2009-ом Аллен и Zap Mama воссоединились вновь, взявшись за работу над альбомом 'ReCreation'.
В июне 2009-го свет увидел новый альбом Тони Аллена, 'Secret Agent'; выпущен он был под эгидой 'World Circuit'.
Известно, что Тони Аллен оказал больше влияние на целый ряд современных исполнителей. В своем сингле 2000-го 'Music is My Radar' Blur сослались именно на Тони Аллена; закончилась песня повтором фразы 'Тони Аллен увлек меня танцами'. Сам Тони работал с Дэймоном Албарном из Blur и Фли (Flea) из Red Hot Chili Peppers над проектом 'Rocketjuice and The Moon'; в 2012-ом они даже выпустили совместный альбом. В 2014-ом Албарн и Аллен вместе выпустили сингл 'Go Back' – ставший частью выпущенного в октябре альбома 'Film of Life'.