Двадцатидвухлетний гонщик Томаш Энге вошел в историю чешского автоспорта блестящей победой в международном чемпионате серии Формула Форд. В течение своей тридцатилетней истории, эту серию выигрывали такие пилоты, как Айртон Сенна, Найджел Мэнсел, Эмерсон Фиттипальди, Дэймон Хилл, Михаэль Шумахер и другие.
-Формула-1" оказалась именно такой, какой вы ее себе представляли?
Я три года выступал в "Формуле-3000" и часто заходил в боксы, чтобы повидать Павла Турека из "West McLaren". Так что я знал, как все устроено, правда это немного отличается от того, к чему я привык.
-Вы на самом деле большая звезда в Чешкой Республике?
Я так же популярен, как Михаэль Шумахер с того момента, как он выиграл своей первый чемпионский титул. Отличия конечно были, да, я первый чех в "Формуле-1", но у нас много известных спортсменов - хоккеистов, футболистов, гимнастов, они тоже очень популярны.
-Вы так же популярны, как и они?
Да, но я пока не выигрывал гонок, я только начинаю. Но даже это очень важно для чехов.
-Гонки не так популярны в Чешской Республике, как хоккей. Почему вы не гоняете шайбу?
Я гонял шайбу, прыгал на лыжах, когда был моложе. Но мой отец провел больше 20 лет в "European Touring Car Championship", гонялся против Тома Уокиншоу и Герхарда Бергера, так что семья жила автогонками. Когда мне было 17 летя начал понимать, что отец все время выступал за границей, тогда для многих это было просто невозможно.
-Времена изменились, но "Формула-1" очень капитализирована. Это не затрудняет вам жизнь?
У меня нет с этим проблем. Трудности были в 1995 году, когда я поехал в Германию, чтобы участвовать в чемпионате "Формулы-Форд". Конечно это совсем другой мир, но люди везде одинаковые, и на западе, и на востоке.
-Вы дружите с кем-то из пилотов? Может тех, кого знаете по прошлым гонкам?
Я гонялся с Дженсоном Баттоном и Дэвидом Саленсем в 24-часовой гонке, в Спа, но мы так и не провели гонку из-за поломок. Я знаю Фернандо Алонсо и Энрике Бернольди по прошлогодней "Формуле-3000".
-Машиной "Формулы-1" управлять нетрудно?
Мне не удалось поработать на тестах перед первой гонкой, полтора дня в Маньи-Кур, на трассе где нужна высокая прижимная сила не слишком помогли в Монце, где прижимная сила не нужна. В Индианаполисе было проще, я уже имел опыт гонки и получше разбирался в устройстве машины.
-С коробкой передач наверное проблем не было?
Электроника, "трекшн-контроль" облегчает управление машиной, но к этому надо привыкнуть.
-Скорость здесь намного выше?
Вы всегда хотите ехать быстрее, чем выше скорость, тем счастливее гонщик. В "Формуле-1" машины гораздо лучше, чем в "Формуле-3000", а хорошей машиной приятнее управлять.
-Как вы оцените свою первую гонку, в Монце?
Мне хотелось не ошибаться, так и получилось. Я хотел потихоньку входить в ритм, однако в пятницу мы потеряли очень много времени. Немного не повезло и я не смог прибавить настолько, насколько хотел.
-Ваш лучший круг был всего на 0.2 секунды медленнее, чем у Хайнца-Харальда Френтцена. Насколько просто оказалось показать такой результат?
Я рассчитывал прибавлять с каждым кругом, не допуская при этом ошибок. Наверное на том круге мне удалось достаточно хорошо пройти все сектора.
-Перед гонкой в Монце шли настоящие дебаты вокруг вопроса, обгонять или не обгонять в первом повороте. На чьей стороне вы были?
Я и так знал, что не буду бороться в первом повороте, моей главной задачей было добраться до финиша. Нужно было проехать 190 миль и многому научиться. Так что никаких проблем с обгонами не было.
-Каковы ваши долгосрочные планы? Хотите стать чемпионом мира?
Пока нужно крепко встать на ноги. Выступая в "Формуле-Форд" я мечтал о "Формуле-3", в "Формуле-3" я мечтал о "Формуле-3000". Потом внезапно оказался в "Формуле-1" из-за аварии Лучано Бурти. Было бы совсем другое дело, если бы я провел полный сезон в "Формуле-1", с большим количеством тестов. А перед гонкой в Монце я лишь раз опробовал машину на тестовой трассе. Так что цель пока простая - провести следующий сезон в "Формуле-1".
-Вас поддерживает компания "Coca-Cola"?
Я не знаю. На моем шлеме есть логотип "Coca-Cola", но все это происходит без меня и сделано моим менеджером. Я концентрируюсь на гонках и, к счастью, совершенно не думаю о спонсорах.
-Но "Coca-Cola" поддерживает далеко не всех. Разве это не серьезное достижение?
Я не могу ответить на ваш вопрос, я правда ничего не знаю об этом.