Первый в мире человек, совершивший кругосветное путешествие на велосипеде. Земной шар он объехал на велосипеде модели 'пенни-фартинг', отправившись в путь в апреле 1884-го и закончив путешествие в декабре 1886 года.
Том ходил в школу Bourne Charity School, а позднее стал учеником бакалейщика. Отец его в 1868-м отправился на заработки в США, забрав туда позднее и семью. Так, вскоре Том оказался в Америке, сначала в Денвере (Denver), а позднее – в Сан-Франциско (San Francisco).
Именно там он впервые попробовал кататься на велосипеде, и это показалось ему не только увлекательным занятием, но и чем-то гораздо большим, нежели просто развлечение. Кстати, был это велосипед модели 'пенни-фартинг' (penny-farthing), в котором переднее колесо было в пять раз больше заднего, что и определило его название - монета пенни была намного больше монеты фартинг. Педали находились на втулке переднего колеса, сиденье располагалось прямо сверху над педалями, и в целом конструкция эта сегодня выглядит забавной, милой и очень-очень несерьезной по сравнению с современными моделями.
Как бы ни было, именно на велосипеде 'пенни-фартинг' беспечный рабочий из Сан-Франциско по имени Томас Стивенс в 1884 году отправился в свое кругосветное путешествие.
Издание 'Adventure Cyclist' описывало его тогда как 'человека среднего роста, одетого в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий же комбинезон… загорелого, как орех… с торчащими усами'.
Свой велосипед он купил в том же 1884-м, это был новенький 'Standard' с никелированными колесами, выпущенный известной чикагской фирмой 'Pope Manufacturing Company'. К рулю своего двухколесного друга Томас прикрепил сумку, в которую побросал две пары носков, одну запасную рубашку, плащ-палатку и спальный мешок. В кармане его покоился револьвер.
В 8 часов утра 22 апреля 1884 года Томас Стивен отправился в путь из Сан-Франциско. Путь его лежал в Сакраменто (Sacramento), откуда Стивенс отправился через горы Сьерра-Невада (Sierra Nevada Mountains) в Неваду (Nevada), а затем в Юту (Utah) и Вайоминг (Wyoming). По дороге ему оказывали радушный прием повсюду, где были отделения Лиги американских велосипедистов (League of American Wheelmen).
Проделав первые 3 700 миль пути, зиму путешественник провел в Нью-Йорке (New York), а продолжил он путешествие, уже став официальным корреспондентом издания 'Outing'. Из Чикаго (Chicago) в Ливерпуль (Liverpool) он переплыл на пароходе, и, проведя какое-то время в Англии, отправился дальше. Он торжественно отбыл от церкви Edge Hill, а вслед велосипедисту смотрели и махали шляпами несколько сотен восхищенн
ых зрителей.
Стивенс проехал через Аглию, в том числе и через свой родной город Беркхэмстед, и позднее в своих путевых заметках написал, что дороги в Англии много лучше, чем в Америке.
Переправившись на пароме в Дьепп (Dieppe), Томас оказался во Франции (France) и продолжил свой путь, проехав по Германии (Germany), Австрии (Austria) и Венгрии (Hungary), где он немного отдохнул, а затем продолжил путешествие по Славонии (Slavonia), Сербии (Serbia), Болгарии (Bulgaria), Румелии (Rumelia) и Турции (Turkey).
Отдохнув, он вновь отправился в дорогу – путь его лежал через Армению (Armenia), Курдистан (Kurdistan), Ирак (Iraq) и Иран (Iran), где он перезимовал в Тегеране (Teheran) в качестве гостя шаха.
В 1886-м путешественник имел некоторые сложности – в проезде через Сибирь ему отказали, в Афганистане ему досталось от местных властей, однако он все же отправился через Каспийское море (Caspian) в Баку (Baku), а затем по железной дороге в Батуми (Batumi); после чего на пароходе поплыл в Константинополь (Constantinople) и Индию (India).
Из индийской Калькутты (Calcutta) Стивенс отбыл в Гонконг (Hong Kong) и Китай (China), а оттуда – в Японию (Japan). По признанию путешественника, в Японии ему удалось, наконец, расслабиться и насладиться спокойствием этой страны.
17 декабря 1886 кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде официально завершилось в японском городе Йокогама (Yokohama). По его собственным расчетам, он проделал на велосипеде около 13 500 миль.
Из Йокогамы он в январе 1887-го на пароходе прибыл в Сан-Франциско.
Естественно, что репортажи о кругосветке на колесах появились во многих печатных изданиях по всему миру, а, кроме того, Томас написал и собственную 1000-страничную книгу 'Around the World on a Bicycle'.
Кстати, компания 'Pope Company' - производитель его велосипеда – сохранила велосипед, на котором Томас проехал весь мир.
Позднее Томас Стивенс много путешествовал и принял участие в нескольких экспедициях, а в 1895 году он вернулся в Англию. Он остепенился, женился и работал менеджером в лондонском театре Garrick Theatre.
Умер Томас Стивенс в возрасте 80 лет, произошло это в Лондоне, в январе 1935 года Он похоронен на кладбище St Marylebone Cemetery.
Позднее люди начали путешествовать вокруг света на велосипедах, однако именно Томас Стивенс был первым, осуществившим эту дерзкую и смелую идею.