С шести лет стал выступать на сцене и к началу работы в кино перепробовал не один десяток различных профессий (работал официантом в кафе). В 1906 г. он впервые снялся в маленькие роли у Эдисона, а затем в «Вайтаграфе». Пять лет спустя брат Томаса Мнса стал ведущим актером «Вайтографа»..
Томас Харпер Инс родился 1882 в Ньюпорт в семье бедных эстрадных актеров. Не получил законченного образования. С шести лет стал выступать на сцене и к началу работы в кино перепробовал не один десяток различных профессий (работал официантом в кафе). В 1906 г. он впервые снялся в маленькие роли у Эдисона, а затем в «Вайтаграфе». Пять лет спустя брат Томаса Мнса стал ведущим актером «Вайтографа».. Вместе с женой раза два выступал статистом в «Байографе», где и познакомился с Гриффитом. В 1910 году он уехал из Нью-Йорка в Голливуд.
В 1911 году владелец фирмы «ИМП» (англ. Independent Moving Pictures) Адам Кессель сделал Инса руководителем фирмы «Бизоны» (англ. Bison), которая специализировалась на ковбойских фильмах с участием цирковых акробатов. В октябре 1911 года Томас Инс поставил первый вестерн — «Через прерии».
К началу первой мировой войны Инс построил собственную студию «Инсвилл»(англ. Inceville).
С 1915 года Инс становится автономным руководителем творческого объединения в рамках кинокомпании «Треугольник» (англ. Triangle Motion Picture Company). Кроме Инса в «Треугольник» вошли Мак Сеннет и Дэвид Гриффит. 2 июня 1916 года проходит премьеры «Цивилизации».
После 1919 года дела режиссера пошли хуже. В период между 1921 и 1924 годами режиссер выпустил около пятидесяти фильмов, не имевших коммерческого успеха. В последние годы он снимал картины с участием Мэрион Дэвис.
Томас Харпер Инс умер 19 ноября 1924 года в результате пищевого отравления на борту яхты «Идрис». Режиссера доставили в больницу, а потом перевезли домой, где он и скончался.
Ведущее место в деятельности Томаса Инса занимали вопросы организации производства. Склонность к организации ска
зывалась и в творческом методе Инса и прежде всего в монтаже фильмов.
Инс органически чувствовал возможности съемочной камеры. Он обладал завидным умением создавать атмосферу фильма, придавать ему ритм и напряженность.
Основой производственного процесса Инс всегда считал сценарий. Подборкой сценариев на студиях Инса занимался Гарднер Сюлливан, в прошлом журналист и писатель. Однако Инс на правах режиссёра-постановщика оставлял за собой право контроля и все сценарии в обязательном порядке проходили через его руки. Он сам просматривал их и вносил поправки. Это был инсовский «железный сценарии»..
Второй отличительной особенностью работы Инса являлось одновременное руководство постановкой нескольких фильмов.
В течение нескольких лет у Инса подобрался довольно большой штат режиссёров, и многие из них впоследствии стали ведущими режиссёрами американского кино. Среди них Фред Нибло, Френк Борзедж, Реджинальд Баркер, Генри Кинг, Уолтер Эдвардс, Раймонд Уэст, Чарлз Миллер. Сам Инс редко ставил фильмы самостоятельно — он был продюсером, но зато почти всегда сам монтировал фильмы, снятые другими режиссёрами под его руководством.
На студиях Инса, в качестве актёров, свою карьеру начинали Вильям Харт и Чарльз Рей, Сессю Хаякава.
За постановку фильма "Цивилизация" Инс был удостоен благодарности президента и принят в Белом доме как почетный гость.
«...«Доктор больных фильмов» такую кличку Инс получил за свое умение удачно исправлять, казалось, безнадежные фильмы, придавая им зачастую новый смысл и занимательность...».
Инс считается родоначальником системы типажа в американском кино.
«...Томас Инс хвастался, что никогда не прочел ни одной книги...».