Американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.
Томас Каупертуэйт Икинс (англ. Thomas Cowperthwaite Eakins; 25 июля 1844 — 25 июня 1916) — американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.
Жил и работал преимущественно в Филадельфии. Окончил Пенсильванскую академию изящных искусств, после чего в 1866—1870 гг. совершенствовал своё мастерство в Европе, преимущественно в Париже под руководством Жана Леона Жерома.
Борцы (1899)С 1876 г. преподавал в своей родной академии, в 1882 г. стал её директором. Однако на протяжении всей преподавательской карьеры у Икинса возникали трения с попечительским советом Академии из-за того, что Икинс уделял очень большое внимание изучению и изображению обнажённой натуры, проявляя при этом не созвучное эпохе свободомыслие (так, в классах Икинса студенты, случалось, позировали друг другу в обнажённом виде). В итоге в 1886 г. Икинс был уволен за то, что в классе, где занимались не только студенты, но и студентки, поставил мужчину-натурщика в полностью обнажённом виде, без фигового листка. Занятия Икинса продолжились в Филадельфийской Лиге студентов, изучающих искусство (Philadelphia’s Art Students League).
В живописи Икинса и его фотографиях обнажённое и полуобнажённое тело (чаще всего мужское) занимает выдающееся место. Ему принадлежит множество изображений спортсменов, особенно гребцов и борцов. Особенный интерес Икинса вызывала передача движений человеческого тела, с чем отчасти связано его увлечение фотографией; многим известным картинам Икинса (в том числе «Аркадии» 1883 г.) предшествовали фотографические «этюды».
Среди важнейших работ Икинса — портреты в многофигурном окружении, в том числе знаменитая «Клиника Гросса» (1875), изображающая известного филадельфийского хирурга Сэмюэла Гросса, руководящего операцией (судя по всему, по удалению части кости из бедра пациента) перед заполненным студентами амфитеатром медицинской академии. Героическая фигура доктора Гросса прочитывается как гимн достижениям человеческой мысли. Эта картина, одна из самых объёмных работ художника (244х198 см), вызвала, однако, не слишком тёплый приём современников, шокированных изображением на картине хирургической процедуры, и была продана всего за 200 долларов. Для сравнения можно иметь в виду, что в 2006 г., когда картина была вновь выставлена на продажу и её захотела приобрести Национальная галерея искусств в Вашингтоне, в Филадельфии был объявлен сбор средств для того, чтобы сохранить «Клинику Гросса» в родном городе Икинса; были собраны 30 миллионов долларов, позволившие Филадельфийскому музею искусств и Пенсильванской Академии изящных искусств приобрести картину в совместное владение за общую сумму 68 миллионов долларов.
Кисти Икинса принадлежит также ряд значительных портретов, в том числе портрет Уолта Уитмена (1887—1888), который сам поэт считал лучшим.