Один из самых известных американских фотографов дикой природы, автор нескольких популярных документальных фильмов. Многим начинающим фотографам может показаться, что снимать природу проще всего: застывшая картинка без движения — только успевай щелкать затвором, однако профессионалы знают, что поймать момент в съемке пейзажей бывает намного сложнее, чем поймать эмоцию в портретной съемке. За долгие годы работы в мире фотографии Томас своими работами доказал, что он сумел найти общий язык с дикой природой и видеть то, что для других людей скрыто.
Томас родился в небольшом городке в штате Небраска (Nebraska), и с самого раннего детства с братьями и отцом ездил отдыхать в окрестные леса и, в особенности, на реку Платт (Platte River), которая известна исследователям многообразием видов животных, проживающих у ее берегов. Так, с самого раннего детства Томас научился обращаться с дикими животными и изучил их повадки и нрав, а также, как он сам признался, уже в детстве он понял главное правило поведения на природе: 'Ты здесь гость, а не хозяин, и должен ждать, пока природа сама откроет перед тобой всю свою красоту'. После окончания школы Мэнгельсен поступил в Университет штата Небраска (University of Nebraska) на юридический факультет, однако уже через два года осознал, что ни за какие деньги не согласится провести свою жизнь в тесном офисе вместе со скучными 'белыми воротничками'. В 1967-м году Томас поступил в Doane Colle
ge, где защитил степень бакалавра в биологии, однако продолжил образование, изучая зоологию и дикую природу в Университете штат Небраска и Колорадском Университете (Colorado State University).
В 1970-м году Томас переехал в город Недерланд, штат Колорадо (Nederland, Colorado), однако поселился далеко в горах, в заброшенном бараке, где когда-то жили шахтеры. Там он провел два года наедине с природой, полностью отрезанный от мира, без горячей воды, электричества и любых средств коммуникации. Именно тогда он и начал фотографировать дикую природу, которая постепенно принимала его в свое лоно. Несмотря на то, что его первые работы не были профессиональными, они поражали не только сюжетом, но удивительной атмосферой, которую так трудно 'поймать'. Примерно в это же время он познакомился с Бертом Кемперсом (Bert Kempers), уже довольно известным кинопродюсером документальных филь
ов, который, едва увидев фотографии Томаса, предложил ему работу оператора в его команде.
Его первой профессиональной работой стал сюжет о миграции журавлей, который постепенно перерос в серьезное исследование, позволившее Томасу вместе с тысячами журавлей проделать весь путь от их гнездовий на Аляске (Alaska) до равнин Техаса (Texas), куда птицы прилетали на зиму. Его работа привлекла внимание 'National Geographic', и Том был нанят оператором для съемок документального фильма 'Flight of the Whooping Crane', который был номинирован на премию 'Эмми' (Emmy Аward) как лучший документальный фильм о дикой природе.
Одновременно фотографируя птиц, Томас вместе со своим братом Дэвидом (David) начали продавать свои работы, печатая их на больших листах бумаги. Так была основана 'Mangelsen—Images of Nature Galleries', американская сеть художественных галерей с лучшими снимками
икой природы.
За годы работы фотографом Томас был признан консерватором, приверженцем старой школы, снимки которых до сих пор являются более востребованными в крупных изданиях. Лауреат многих премий, Мэнгельсен был включен в список '40 самых влиятельных фотографов дикой природы' (40 Most Influential Nature Photographers) и в '100 самых важных людей в фотографии' (100 Most Important People in Photography). Томас стал автором трех книг, в которых были представлены его исследования, подкрепленные фотографиями; все работы были переведены на десятки языков, включая русский.
На сегодняшний день Томас продолжает работать, он пользуется международным признанием как один из самых известных фотографов дикой природы. На протяжении многолетней карьеры его фотографии появлялись в таких изданиях, как 'National Geographic', 'GEO', 'Le Figaro Magazine', 'BBC Wildlife' и многих других