Шотландский математик, экономист-политик и лидер Свободной Церкви Шотландии. Он по достоинству был оценен еще при жизни как прирожденный богослов.
Томас Чалмерс родился 17-го марта 1780-го в Анструтере, графство Файф, Шотландия (Anstruther, Fife, Scotland). В 11-ть лет он стал студентом Университета Сент-Эндрюса (University of St Andrews), где посвятил себя почти исключительно одной только математике. В январе 1799-го он получил полномочия проповедника Евангелия от священника от пресвитерии Сент-Эндрюса.
В 1803-м Чалмерс, после курсов и лекций в Университете Эдинбурга (University of Edinburgh) и работы в качестве помощника профессора математики в Сент-Эндрюсе, был определен священником в Килмани (Kilmany), около 14 км от университетского городка, где продолжил читать лекции.
Его лекции по математике возбуждали такой энтузиазм, что были прекращены по распоряжению властей, не желавших видеть разрушение общепринятой университетской практики, к которой все привыкли. Тогда Чалмерс открыл математические классы за свой счет, привлекшие массу студентов, и одновременно выступал с лекциями по химии и служил в своем приходе в Килмани. В 1805-м он стал кандидатом на вакантную должность профессора математики в Университете Эдинбурга, но потерпел неудачу.
В 1815-м Томас был назначен священником в Глазго (Glasgow), в Церковь Трон (Tron Church), несмотря на решительное противодействие со стороны городского совета, недовольного его евангельскими учениями. Его репутация проповедника распространилась из Глазго по всей территории Соединенного Королевства. Серия его проповедей о связи открытий астрономии и христианских откровений была опубликована в январе 1817-го; в обращении ходило 20 тыс. копий этого труда в девяти разных изданиях. Когда Томас посетил Лондон (London), английский епископ Сэмюэл Уилберфорс (Samuel Wilberforce) написал: 'Весь мир сходит с ума по д-ру Чалмерсу'.
В Глазго Чалмерс сделал один из его самых важных вкладов в своей жизни в ходе экспериментов в приход
ской организации. В его приходе было около 11 тыс. человек, из которых около трети не были связаны с какой-либо церковью. Он диагностировал причины такого 'зловещего положения', назвав среди них личное влияние, духовный недосмотр и неопытность некоторых приходских организаций, не успевающих возрастать в ногу с городскими темпами роста населения. Он заявил, что в Глазго должны появиться 30 новых церквей, и приступил к работе, чтобы оживить, реконструировать и расширить старую экономику Шотландии. Городской совет согласился построить один новый храм, выделив для прихода 10 тыс. человек, в основном ткачей, заводских рабочих и чернорабочих, и эта церковь была предоставлена в распоряжение д-ра Чалмерса, чтобы он мог протестировать свою систему и доказать ее эффективность.
В сентябре 1819-го он стал священником церкви Святого Иоанна, в которой свыше 800 семей из 2000 не имели связи с какой-либо христианской церковью. Первым делом Томас взялся за то, чтобы обеспечить школы для детей. Были созданы два дома-школы с четырьмя одаренными учителями, где за 2-3 шиллинга за учебную четверть обучалось 700 детей. Заработало порядка 40-50 местных воскресных школ, где более 1000 чел. получали светское и духовное образование. Приход был поделен на 25 районов по 60-100 семей, над каждым из которых стоял старейшина и дьякон, которые следили за духовными и физическими потребностями вверенных им людей. Сам же Чалмерс был главной движущей силой всей системы, а не просто сторонним наблюдателем. Он лично посещал все семьи и проводил вечерние собрания.
Этот необычный 'духовный механизм' позволил Томасу показать, как на деле справляться с бедностью. Когда он взял на себя управление приходом Святого Иоанна, ежегодные затраты от города на малоимущих составляли £1400, а через четыре года, когда его методы прижились, всего £280.
В 1823-м Ч
алмерс с удовольствием принял приглашение заведовать кафедрой этики в Университете Сент-Эндрюс. В свои лекции он включил сферу моральных обязательств, касающихся обязанностей человека по отношению к Богу. В области этики он внес свой вклад в отношении места и функций воли и внимания, отдельного непроизводного характера нравственных чувств и различий между добродетелями совершенных и несовершенных обязательств. Его лекции воспламеняли религиозный дух среди его студентов, так что некоторые из них посвятили себя религиозной работе. В ноябре 1828-го он был переведен на кафедру богословия в Университет Эдинбурга.
18-го мая 1843-го 470 священнослужителей вышли из Генеральной Ассамблеи и провозгласили себя представителями Свободной Церкви Шотландии во главе с д-ром Чалмерсом. 28-го мая Томас вернулся домой в Морнингсайд, недалеко от Эдинбурга (Morningside, Edinburgh), после своей поездки в Лондон, где выступал на тему народного образования. На следующий день он был занят подготовкой доклада для Генеральной Ассамблеи о Свободной Церкви, где и заседал. В воскресение, 30-го мая, в обычном расположении духа и состоянии здоровья Чалмерс решил отдохнуть, чтобы полным сил продолжить работу над своим докладом.
На следующее утро, 31-го мая 1847-го, после того как Томас не ответил на стук в дверь его комнаты, он был обнаружен мертвым в своей постели. По всей видимости, он умер без мучений, во сне. Чалмерс был похоронен на кладбище Грейндж (Grange Cemetery), и на его похоронах присутствовало огромное собрание людей всех конфессий.
Он был первым, кто начал продвигать доводы в пользу религиозных учреждений, которые встретились на своей собственной земле с учением Адама Смита (Adam Smith) о 'системе естественной свободы', о том, что религия, как и другие вещи, должна быть оставлена на попечение естественного закона спроса и предложения.