Отношения с челябинскими коллегами-музыкантами начались еще в ноябре 1986 года, когда магнитогорская группа "Фонд", а иже с ними и другие персоналии посетили первый челябинский рок-фестиваль.
Александр Самойленко вокал, акустическая гитара
Владимир Николаенко барабаны, перкуссия
Юрий Бахматов бас-гитара, бэк-вокал
Михаил Адимов гитара, программирование
"Я попросил мистера Краба объяснить мне, кто такой мистер Томас Гавк и что от меня требуется, чтобы исполнить его роль. Тут мист
ер Краб снова "сделал большие глаза" (как говорят в Германии), но, оправившись в конце концов от приступа изумления, пояснил, что слова "Томас Гавк" он употребил, дабы избежать просторечного и вульгарного "Томми", а вообще-то следует говорить Томми Гавк или Томагавк, и что "исполнять роль томагавка"
- значит разносить, запугивать, словом, всячески изничтожать свору неугодных нам авторов."
Эдгар Аллан По "ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ КАКВАСА ТАМА, ЭСКВАЙРА"
В одной из комнат студенческого общежития Челябинского Политехнического Института (ЧПИ) отмечается Старый Новый Год. Действ
ующие лица: Владимир (Борода) Николаенко, Алексей Баклушин и Александр (Самуил) Самойленко. Последний приехал познакомиться с музыкантами известной в городе группы "Арт" и ее продюсером А.Баклушиным. К тому времени Самуил уже две недели дышал воздухом гражданской жизни, честно отслужив положенных дв
а года в Советской Армии.
Отношения с челябинскими коллегами-музыкантами начались еще в ноябре 1986 года, когда магнитогорская группа "Фонд", а иже с ними и другие персоналии посетили первый челябинский рок-фестиваль. Затем последовал ответный визит и т.д. Но на тот момент Александр ушел в армию,
а группа "Фонд" начала бороздить уральские просторы в обновленном составе.
О бурном расцвете и закате магнитогорского рок-клуба вернувшемуся домой Самуилу поведал сотоварищ по группе Сергей Попов: "Пока тебя не было, все закончилось, езжай в Челябинск, там наши". Нашими оказались Владимир Николаен
ко и Шилин, давние знакомые по магнитогорскому рок-клубу. Оба проживали в студенческом городке ЧПИ. Борода играл на барабанах в группе "Арт", а Шилин подрабатывал художником, периодически выступая на культурно-массовых мероприятиях. В отличие от остальных персонажей у Шилина не было постоянного мест
а обитания, что, вобщем-то, соответствовало его статусу свободного художника и независимого поэта.
За время, проведенное в армии, Самуил накопил багаж новых песен, с которыми нужно было что-то делать. Перспектива обосноваться в Свердловске, где тоже имелись знакомые-сослуживцы, а, главное, соавтор
многих новых песен Михаил Козырев, почему-то показалась ему менее привлекательной в сравнении с Челябинском. Поэтому, когда Самуилу был предложен вариант реализовать новый проект в рамках существующей группы, предложение было принято с условием, что это будет другая группа и новое имя.
989 года.
Репитиционная комната находилась в студенческом общежитии, где Борода имел собственное койко-место. Остальные участники группы являлись коренными челябинцами. Самуил поселился в одной комнате с Владимиром и еще двумя студентами. Все организационные вопросы решал продюсер. Выпускник приб
оростроительного факультета ЧПИ Алексей, помимо всего прочего, занимался разработкой и производством звуковоспроизводящего оборудования, а, проще говоря, строгал колонки и паял усилители.
На тот момент группа играла песни, предложенные гитаристом Юрием (Зибой) Бахматовым (он же вокалист), опираясь
в своем звучании на откровенный арт-рок. Было решено записать весь этот материал и приступить к репетициям новых песен. Таким образом, появился магнитоальбом "Колокол", во время записи которого группу покинул бас-гитарист, а Самуил спел две песни на стихи Шилина. Безымянный коллектив выглядел следую
щим образом:
- Самуил / вокал, бас-гитара/
- Зиба /соло-гитара, вокал/
- Алексей (Леха) Баукин /клавишные/
- Борода /ударные/
Первое выступление состоялось в марте. Музыканты взяли в качестве названия группы псевдоним скандального журналиста из рассказа Э.А.По "Литературная жизнь Какваса Тама,
эсквайра" - Томас Гавк, и три вечера подряд разогревали концерты питерской группы "Игры".
Новая концертная программа кардинально отличалась от предыдущей. Группа заиграла "новую волну" и для записи решила использовать электронные барабаны. Магнитоальбом "Дочь ушла в дождь" был записан за два дня в
конце июня 1989 года. В репитиционную пригласили звукорежиссера Виктора Котрачева, записывающего тогда практически все челябинские рок-группы. Виктор являлся счастливым обладателем двух крутых стерео-магнитофонов фирмы Akai и был учтив. После записи группа отправилась в тур по заставам московского п
огранотряда на Памир. Поездку организовал комитет Комсомола ЧПИ.
По возвращению домой музыканты с удивлением обнаружили в ларьках звукозаписи в продаже свою кассету с новым альбомом. Каким образом альбом, почему-то, из Москвы попал в Челябиинск, никто толком объяснить не мог, но продавцы уверяли, ч
то кассеты пользуются спросом (альбом значился в каталоге студии "Союз"). В студенческом городке дело обстояло еще лучшим образом. Знакомые ребята из диско-клуба просто штамповали "Томас Гавк" вперемешку с "Резиновым дедушкой", что обеим группам на долгие годы обеспечило у себя на Родине фактически
культовый статус. В конце второго месяца лета Алексей организовал участие группы на фестивале "Форманта-89", где "Томас Гавк" выступили перед 30-тысячной аудиторией на стадионе (после этого группа еще два раза посещала этот фестиваль).
Осенью в силу разного рода обстоятельств группа переехала репет
ировать в ДК ЧМЗ, где руководитель местного ВИА Петр Шалыгин убедил руководство завода поддержать творческие начинания талантливого коллектива.
Посетив перед Новым годом родной для половины состава Магнитогорск, группа с собратьями по цеху выступила на "сумасшедшем" рок-шоу в Магнитогорском педагог
ическом инситуте. После чего Самуил и клавишник Леха засели за новый альбом "Девушка нанайка". Альбом, по мнению автора, был выдержан в "попсовом" ключе и своим содержанием должен был удовлетворять вкусы той части молодежи, которая вовсю плющилась под "Левостороннее движение". Результат был достигну
т, но альбом распространялся, как сольный проект Александра Самойленко.
Весной 1990 года к группе присоединяется талантливый звукорежиссер Сергей (Репа) Спиридонов. И "Томас Гавк" записывает в заметно потяжелевшем звучании новый магнитоальбом "Песни Баяниста", играют редкие концерты и начинают пи
ть горькую. Событием того периода можно отметить небольшой тур по городам Сибири, после которого группа в очередной раз осталась без репитиционной базы, покинув ДК ЧМЗ.
В ноябре 1990 года, одолжив у собратьев по оружию гитары и клавиши (своих на тот момент не было), "Томас Гавк" принимает участие в
пафосном мега-фестивале "Мечел-90", на котором забирает Гран-при и знакомится с богатыми друзьями Шилина. Богатые друзья решают оказать материальную поддержку группе. В результате чего покупаются инструменты, и в феврале 1991 года "Томас Гавк" отправляется в Москву записывать свой первый профессион
альный альбом - "ТОМАС ГАВК".
Приехав в Москву, музыканты арендовали две комнаты в трехкомнатной квартире недалеко от станции метро Новогиреево у радушного пенсионера, бывшего эксперта КГБ - Михалыча. К моменту начала записи часы работы в студии фактически все были заняты, но хозяин сего предприяти
я был вынужден пойти на уступки при виде спонсорской наличности и собственного звукорежиссера группы. Поэтому было решено начинать запись с шести утра и работать, пока не прибудет первый легальный клиент. Именно в это же самое время для большинства участников группы настольной книгой стала "Бхагават
Гита", и музыканты в долгих дискуссиях проводили вечера на кухне, пытаясь приготовить настоящий кришнаитский прасад. Альбом был записан и сведен за три недели. После чего звукорежиссеру группы Сергею Спиридонову было сделано предложение остаться на студии и поработать еще некоторое время. Юра Бахма
тов окончательно углубился в религию и заявил о своем уходе из группы. Самуил вернулся в Магнитогорск. Двое остальных участников Борода и Баукин вернулись в Челябинск.
Пластинка должна была увидеть свет в конце весны 1991 года. Но в самый ответственный момент у спонсоров неожиданно закончились день
ги, поэтому уже готовая медная матрица для винила так и осталась пылиться на складах Ташкентского завода грампластинок имени Ташмухаммедова.
Последующий кризис, а впоследствии и распад группы был обусловлен переменой в мировоззрении некоторых участников коллектива, а также семейными обстоятельствам
""ТOMAS" - это такая субстанция интересная... Я иногда проклинаю это, иногда просто боготворю, за счет него я могу быть и со щитом, и на щите, это тебя и подымает, и ты от этого страдаешь. Ну я не знаю, это какая-то магия. Это что-то волшебное, это наш кармический круг. Мы как-то дер
жимся вместе, и я не знаю как это долго будет продолжаться. Но это продолжается, и раз это есть, то так и должно быть. It's my life..."
Александр Самойленко
В январе 1994 года трое повзрослевших участников Самуил, Борода и Леха Баукин вновь собираются в студии, где звукорежиссером работает их да
вний соратник Репа. Трио записывает две новые песни, после чего принимается решение о возобновлении творческой деятельности. Следует отметить, что музыканты на тот момент подрабатывали в одном из ресторанов, исполняя хиты семидесятых. В результате Самуил купил приличную гитару, а Леша обзавелся наво
роченным синтезатором.
Весной группа получает предложение от Алексея Баклушина продолжить движение на качественно новом уровне. Алексей снова становится продюсером проекта.
На студии U-Sound записывается музыкальный материал для сборника лирических песен. Музыканты приглашают для работы в студии А
лексея Куликова (бас-гитара), Пашу Столбова (гитара) и виртуоза-скрипача Валерия Секретова. За весь 1994 год группа единственный раз выступает на фестивале "Рок-Калейдоскоп".
24 февраля 1995 года неожиданно для музыкальной общественности города группа устраивает в ночном клубе "Искра" презентацию к
омпкт-диска "Ночные собаки", исключив из первоначального названия второе слово "Гавк".
Группу покидает клавишник Леша Баукин. Оставшиеся музыканты приглашают гитаристов Диму Семенова, Игоря Петрова, и "Курганского Slash'а" Макса Леонова. Записываются новые песни в интересной гитарной концепции. Гру
ппа экспериментирует со звуком и имиджем, пытаясь заострить индивидуальность, шлифуется концертная программа. Это приносит свои плоды: TOMAS ударно выступает на юбилее городского рок-клуба "Минотавр" и в октябре 1995 года дает аншлаговый сольник в ДК Железнодорожников.
В это же самое время на моско
вской радиостанции "Максимум", а позже и на "Радио 101" начинают активно крутиться песни "Возвращение" и "Следы", неожиданно попадая в верхние строчки хит-парадов. Группа преодолевает локальный уровень, и с начала 1996 года встает вопрос о поиске рекорд-компании. С этой целью TOMAS провожает в дорог
у своего менеджера Сергея Горбащука, который договаривается о выступлении в клубе "Табула Раса", и в мае группа появляется в столице. Алексей Баклушин ведет переговоры с компанией Rise Music, а Самуил знакомится с Димой Нестеровым - фронтменом московской группы "Свинцовый туман".
TOMAS принимает ак
тивное участие в организации движения "2000% живой энергии". В октябре 1996 года в МДМ проходит концерт-презентация первого сборника "новой гитарной музыки", на котором группа блестяще выступила наряду с такими коллективами, как "Свинцовый туман", "EXE", "Кошки Нельсона", "Танцы Минус" и "Эдипов ком
плекс".
К концу года возникают серьезные разногласия между участниками коллектива. Самуил остается в столице и решает самостоятельно продолжить поиски звукозаписывающей компании, параллельно участвуя в реализации проекта "2000% живой энергии", остальные музыканты возвращаются домой и долгое время н
е поддерживают друг с другом отношений.
Результат пребывания в Москве появился спустя год. В начале 1998 года компания Dana Music, заинтересовавшись творчеством группы, предложила выпустить альбом "Слезы Дьявола", контракт на издание которого был подписан 14 августа. Но все запланированные промо-
акции по случаю выхода нового альбома отложились на неопределенный срок, потому что в стране разразился кризис.
В сентябре 1998 года Самуил возвращается в Челябинск. К этому времени каждый из участников группы определился в выборе своего дальнейшего пути. Петров и Семенов решили проявить себя в клу
бном бизнесе, помогая Алексею Баклушину. Макс Леонов прижился в московском "Мегаполисе", позже перебравшись в "Квартал". Борода периодически играл в группе "Резиновый дедушка". Из этой непростой сложившейся ситуации был найден выход. И после двух лет молчания TOMAS возродился из пепла.
В группу при
ходит новый гитарист Михаил (Миха) Адимов, и, что было совсем неожиданно, после семи лет, проведенных в обществе Сознания Кришны, возвращается Зиба. С этого момента и по сей день состав участников не менялся и выглядит следующим образом:
- Самуил (вокал, гитара)
- Борода (ударные)
- Зиба (бас-гит
ара, бэк-вокал)
- Миха (соло-гитара)
Также непосредственно с группой работают Азат Галеев - в качестве звукорежиссера, и Алена Донник - администратор.
TOMAS начинает репетировать новые песни, играет концерты в ночных клубах. В январе 1999 года отмечается 10-летие группы, после чего музыканты прис
тупают к работе над записью новых песен. Работа отнимает целый год. В апреле 2000 года группу приглашают выступить на презентации сборника "Нашествие. Шаг 4", которая проходит в московском клубе "16 тонн". Песни с нового, еще неизданного альбома начинают звучать в эфире "Нашего радио", что обеспечив
ает группе участие в супер-фестивале "Нашествие 2000", проходившего в подмосковном г.Раменское в августе того же года.
1 ноября 2000 года TOMAS подписывает контракт с компанией Sony Music Russia и готовится к выходу долгожданного альбома "Комета". Однако материал группы не находит поддержки у радио
станций (в первую очередь столичных) и выход альбома повисает в воздухе. Ожидая, что смена обстановки даст новый импульс музыкантам группы, Sony Music весной 2001 года помогает TOMAS попасть на разогрев к двум самым горячим на тот момент российским рок-командам - спЛин и Би-2 - в амбициозном Феллини
-туре. Тур открывается 6 апреля концертом в легендарном ДК им. Горбунова и свой первый экзамен в такой обойме TOMAS сдает на "отлично". Далее ребята участвуют в первой части тура, выступив на разогреве "более старших товарищей" в Тюмени, родном Челябинске, Екатеринбурге, Самаре, Ульяновске, Волгогра
де, Ростове-на-Дону, Воронеже и Белгороде. Накопленные впечатления (в основном, позитивные) действительно выливаются в десяток новых песен, над которыми TOMAS работает практически все лето и начало осени 2001 года, переодически наведываясь в столицу. Приблизительно в это же время Sony Music предлага
ют музыкантам (до сих пор не имеющим своего менеджмента)прибегнуть к услугам Снегирей-рекордз в качестве продюссера
проекта и после недолгих споров вопрос решается положительно. В сентябре Sony Music выпускает концертный альбом "Fellini Tour 2001", на который попадают и три песни TOMAS ("Немой эск
из", "Дочь ушла в дождь" и "Комета"). К концу осени 2002 года окончательно вырисовывается новый альбом (рабочее название "Командор"). В конце октября первый сингл этого альбома "Вчерашние дни" попадает в ротацию радио Максимум и целого ряда провинциальных радиостанций. Однако в рукаве музыкантов ост
ается еще более сильный козырь - песня "До свиданья, командор", радиопремьера которой запланирована на середину февраля.
История продолжается…
1. "Колокол" 1989 (звукорежиссер В. Котрачев).
2. "Дочь ушла в дождь" 1989 (звукорежиссер В. Котрачев).
3. "Дев
ушка-нанайка" 1990 сольный поп-проект "Самуил" (звукорежиссер С. Спиридонов).
4. "Песни баяниста" 1990 (звукорежиссеры В. Котрачев, С.Спиридонов).
5. "Томас Гавк" 1991 московский альбом (звукорежиссер С. Спиридонов).
1. "Ночные собаки" 1995 Apis, U-sound/CD (звукорежиссер С. Спиридонов)
2. "Слезы дьявола" 1998 "Dana Music". (звукорежиссер А. Галеев)
3. "Fellini-Tour 2001" (вместе с Би-2 и спЛин) 2001 Sony Music.
Синглы:
"2000% живой энергии", vol I ("Союз"), 1996 год.
"2000% живой энергии". vol III ("Союз"). 1997 год.
"Maxidrom", vol II ("Extraphone"), 1997 год.
"Maxidrom", v