Как Том Уэйтс пристрастился к музыке? Кто повлиял на творчество Уэйтса, и с какими известными музыкантами он общался в юности? Почему в начале карьеры за Томом закрепилась репутация алкоголика? Благодаря кому в начале 80-х музыка Уэйтса кардинально изменилась? С каким режиссером Том достиг большого успеха в кино? Как экспериментальные альбомы 80-х годов повлияли на карьеру музыканта? Как было придумано название альбома 'Mule Variations'? Почему Уэйтс никогда не снимается в рекламе, и в чем состоит главная загадка музыканта?
Сумасшедший, бродяга, алкоголик, шутник, философ и величайший музыкант… Так можно сказать только об одном человеке – Томе Уэйтсе. Ему не надо быть эксцентричным и оригинальным. Эксцентричность у него в крови. По словам критика Мака Монтадона, Уэйтс заслуживает звания самого культового из всех культовых музыкантов. Он никогда не шел за течением или против. Никакого течения для него просто не существовало…
Том Уэйтс появился на свет 7 декабря 1949 года в городке Помона, штат Калифорния. Его отец был шотландско-ирландского происхождения, а мать имела норвежские корни. От своих родителей, которые работали школьными учителями, Том унаследовал тонкий ум и любовь к искусству. Наибольшее влияние на него оказал отец. Он преподавал испанский и часто брал сына на каникулы в Мексику. По словам Уэйтса, именно в Мексике, слушая традиционные баллады, он и влюбился в музыку.
Том начал играть соул и ритм-н-блюз еще в школе, после окончания которой некоторое время работал швейцаром в ночном клубе Сан-Диего. Затем была служба в армии в береговой охране США и работа в клубе 'Troubadour' в Лос-Анджелесе. В 'Городе Ангелов' Уэйтс поселился в районе 'Echo Park', где жили известные музыканты Джексон Браун, Гленн Фрай из 'Eagles' и Фрэнк Заппа. Знакомство с ними во многом предопределило его судьбу.
Эксперименты с музыкой Том начал в начале 7
0-х. Стоит отметить, что еще в детстве он самостоятельно научился играть на пианино, которое принадлежало его соседям. Будучи поклонником Джека Керуака, Боба Дилона, Чарльза Буковски и Луи Армстронга, Уэйтс стал создавать свой собственный, неповторимый стиль.
В 1972 году благодаря знакомству с Хербом Коэном Уэйтсу удалось заключить контракт с лейблом 'Asylum Records'. А вскоре появился и первый альбом музыканта 'Closing Time' (1973), исполненный в стиле джаза с примесью фолка. Он получил неплохие отзывы критиков, но в целом прошел незамеченным. Такая же судьба ожидала и вторую работу Тома – 'The Heart of Saturday Night' (1974).
Все кардинально изменилось в 1976 году, когда Уэйтс записал свой четвертый альбом 'Small Change'. Он продолжал джазово-блюзовую традицию предыдущих работ, но по духу сильно от них отличался. Альбом содержал много циничных и пессимистичных песен, из-за чего Тома начали сравнивать с Чарльзом Буковски. За ним окончательно закрепилась репутация алкоголика с тяжелой жизнью.
Однако альбом имел небывалый успех, и об Уэйтсе заговорили, как о талантливом музыканте. В дальнейшем практически все его работы будут пользоваться успехом, несмотря на то, что ни одна из них не будет написана в 'нужное время'. В этом как раз и состоит главная загадка Тома Уэйтса. По словам критика Мака Монтадона, когда
в 70-е годы был расцвет глэм-рока, Уэйтс пел битнические баллады о любви; когда в 80-е правили пост-панк и поп-музыка, он обратился к радикальному артхаусному кабаре.
Семь альбомов, которые вышли под лейблом 'Asylum Records', считаются классическими и подвели определенную черту в карьере Уэйтса. В 80-е годы жизнь музыканта круто изменилась, и связано это было с несколькими вещами. Во-первых, Том увлекся кино. Он дебютировал еще в 1978 году в фильме 'Райская аллея', сыграв небольшую роль пианиста. Затем было сотрудничество с Френсисом Фордом Копполой, для которого он записал саундтрек к фильму 'От всего сердца' (1982). Но наибольшего успеха Уэйтс достиг с режиссером Джимом Джармушем. Он не только блестяще сыграл в фильмах Джармуша 'Вне закона' (1986), 'Кофе и сигареты' (2003), но и стал его лучшим другом.
Во-вторых, на съемках фильма 'От всего сердца' Том познакомился со сценаристкой Кэтрин Бреннан, на которой вскоре женился. Она сыграла ключевую роль в жизни музыканта и сильно повлияла на его творчество. По словам Уэйтса, именно Кэтрин вдохновила его на те безумные работы, которые были выпущены в 80-е годы. А они были действительно безумными. В 1983 году Уэйтс заключил контракт с компанией 'Island Records' и записал новый альбом 'Swordfishtrombones'. Он стал поворотным в творчестве исполнителя. Вместо гитары и фортепиано появились волы
нка, орган, маримба, скрипка Штроха. Вместо классических баллад – выступления в стиле кабаре и кантри.
Эксперименты с музыкой продолжились и в следующих альбомах – 'Rain Dogs' (1985) и 'Franks Wild Years' (1987). Несмотря на кардинальные изменения, они вызвали большой восторг и заняли свое место в списке '500 величайших альбомов всех времен'. В этот период Уэйтс был много занят в кино, совершенствуя свои навыки актерского мастерства. Фильмы 'Чертополох' (1987), 'Холодные ноги' (1989), 'Таинственный поезд' (1989) закрепили за ним амплуа харизматичного актера.
Том Уэйтс экспериментировал не только с музыкой, но и со своей жизнью. В 1990 году началось его плодотворное сотрудничество с театральным режиссером Робертом Уилсоном. Уэйтс написал музыку для двух его спектаклей – 'The Black Rider: The Casting of the Magic Bullets' и 'Alice', – получивших огромную известность. Кроме этого, музыкант снялся в фильме 'Короткие истории' (1993), за который вместе с актерским составом удостоился 'Золотого глобуса', и выпустил альбом 'Bone Machine' (1992), награжденный премией 'Грэмми'. После 1993 года Уэйтс пропал с поля зрения журналистов.
Возвращение музыканта состоялось в 1998 году, когда публике был представлен альбом 'Mule Variations', выпущенный на лейбле 'ANTI- Records'. Новая работа Уэйтса получила огромную популярность и бы
ла удостоена очередной премии 'Грэмми'. По словам Тома, название к альбому он придумал благодаря жене. Она как-то сказала, что вышла замуж не за человека, а за осла. Уэйтс подумал: хорошее название для альбома.
В 2000-х годах Том продолжил заниматься музыкой, делая небольшие перерывы для кино. В новом веке его музыкальный стиль стал немного другим. На альбомах появились остросоциальные песни, в которых можно найти отголоски войны в Ираке и политической ситуации в США. Несмотря на то, что сейчас Уэйтс много говорит о политике, она его совершенно не интересует. Для него существует только музыка…
Ну и конечно же кино, в котором музыкант тоже преуспел. Его последние роли в фильмах 'Воображариум доктора Парнаса' (2009) и 'Книга Илая' (2010) вызвали большой восторг у критиков. Сейчас график работы Уэйтса спланирован на несколько лет вперед, и ему приходится отбиваться от навязчивых продюсеров. В то же время, Том никогда не снимается в кино, которое ему не интересно. Сколько бы денег ему не предлагали.
По этой же причине Уэйтс никогда не появляется в рекламе. Он считает ее злом и даже выиграл несколько процессов над компаниями, которые использовали его творчество и личность в своих целях. Он умен, остроумен, все так же пользуется успехом, но абсолютно не популярен. Его музыка не для масс, а для одиночек. Таких же ненормальных гениев, как и он