Выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, оратор и поэт, один из авторов свода законов "Жети жаргы"
Толе происходит из дулатовского рода жаныс, восходящего к Кудайберды, известного тем, что у него было девять сыновей. В их роду, принадлежащем к простонародью, до Толе не было ни баев, ни биев. Толе родился в 1663 г. в урочище Жайсан в Жамбылской области. Умер в 1756 г. в Акбурхан-орде, Ленгерском районе Шымкентской области. После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течение шести лет (1743-1749).
В стихотворении, посвященном детству хана Аблая, Бухар-жырау напоминает ему, что, находясь в трудной доле, тот был работником у Абилмамбета и пас верблюдов у уйсына Толе би. В поэме "Сабалак" Бухар воспроизводит беседу Толе с мальчиком-подпаском в разорванной одежде, в старом овчинном тулупе, с потрепанными волосами, на вид желтовато-смуглым, но с острым взглядом нахохленного соколенка. "Примечаю в тебе что-то особенное, как человек благородного происхождения выглядишь, как гордый сокол", - обратился к мальчику Толе. "Без роду я и без племени, нечем похвастаться, отца, матери, отчего дома и народа у меня нет, называйте меня как вам угодно". Так и прозвали его за обросшие волосы, рваную шапку, растрепанный вид Сабалак. Так и пас он овец, вечно с торбой, серьезный, неулыбающийся. Видно, понимал Толе толк в людях, раз приметил его. Ведь недаром говорят, что порода видна сызмальства.
Находчивость, мудрость и тонкость суждений Толе би нашли признание еще при его жизни у Бухара, Казыбека, Айтеке. Вошло в историю выражение, относящееся к Толе: "У благой мысли есть источник, у ее автора - духовный отец Майкы". Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майкы би. Сыныр-жырау, Асан Кайгы, Жиренши считали Толе би опорой для ханов, отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей.
С написанием и претворением в жизнь "Семи заповедей" Тауке-хана имя Толе прочно вошло в сознание народа. "Актабан шубырынды, алка кол суламадан" кеiин повысился авторитет Толе в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошим примерам у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. "Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет", - говорил Толе. Признанного бия и советника Тауке-хана М.Ж. Копеев оценил как непревзойденного борца за создание казахами централизованного государства, его заслуга как политика - в содействии консолидации, объединению народа.
По преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места, один Толе не стал разбирать своего жилища. "Почему ты не собираешься уезжать?" - спрашивали у него. "Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов", - отвечал мудрый Толе. "Да это поистине святой", - сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят "Священная ласточка".
В 1733 г. Толе стал инициатором послания к императрице Анне Иоанновне вместе с группой султанов и биев вслед за принятием Абулхаиром российского подданства в 1731 г. Согласно грамоте от 10 июня 1734 г. Старший жуз был принят в подданство России, но это осталось лишь на бумаге. В августе 1749 г. Толе пишет личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправляет для личных переговоров с губернатором Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса.
Толе би был сторонником равноправия женщин и мужчин. Своей невестке Данагуль он говорил: "Не избегай свекра. Это - устаревший обычай".
Пересказывая основные положения заповедей Тауке хана, Толе брался также за их реальное воплощение, в частности, в вопросах о земельных спорах, о барымте и воровстве, о куне (возмещении, искуплении, выкупе за вину), о воспитании детей, о защите отечества, в спорах о вдовах. Он культивировал роль семьи в жизни человека. А семья - основное, как одна воля, как один кремень, должна встать, а кто этому не подчинится, попадет в тяжелые условия.
Толе призывал народ к терпеливости и настойчивости. Много было красноречивых и таких, которые мнили себя вождями, говорил Толе, а не смогли собрать воедино казахов, вот почему страдают они от внешнего насилия, чуждаются друг друга, терпят поражение даже от немногочисленных врагов. Если народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений. И дух батыров будет вдохновлять к победе. Руководитель оправдает свое предназначение помыслами о благе и единстве народа, а себялюбивый джигит, как бы себя не восхвалял, максимум в ауле будет известен, ради выгоды своей продаст друга.
Толе би гордился тем, что во времена славного Тауке-хана ему посчастливилось быть рядом с глашатаями справедливости Айтеке, Казыбеком, чьи имена станут символами для будущих поколений. "Нет более прославленного батыра, чем Кабанбай, нет бия, который бы превзошел Толе бия", - писал М.Ж. Копеев. Жизнь Толе би можно охарактеризовать его же словами: "Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых".