Архиепископ Воронежский и Задонский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.
Родился в семье псаломщика. Окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию в 1877, Санкт-Петербургскую духовную академию в 1881 со степенью кандидата богословия.
С 1 августа 1881 — помощник смотрителя Белозерского духовного училища.
С 1884 — инспектор Новгородской духовной
семинарии.
15 июня 1884 принял монашество. 10 июля 1884 рукоположен во иеромонаха, с 6 декабря 1888 — игумен.
С 25 декабря 1890 — ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря с возведением в сан архимандрита.
С 2 февраля 1892 — епископ Можайский, викар
ий Московской епархии.
С 20 августа 1899 — епископ Полоцкий и Витебский.
С 4 июня 1902 — епископ Пензенский и Саранский. В Пензе в годы его правления открыты Общество вспомоществования учащим и учившим в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), Комитет православного м
иссионерского общества (1904), братство во имя святого Тихона Задонского при Тихоновском духовном училище (1903).
25 июля 1907 уволен на покой. Причиной этого могла быть дестабилизация ситуации в епархии, связанная с революционными событиями — так, во время беспорядков в Пензенской духовной семи
нарии был ранен один и убит другой ректор, в результате власти вынуждены были закрыть семинарию. Также был обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров» за то, что заступился за свою паству и не сместил священнослужителей, которых ошибочно, как выяснилось
впоследствии, признавали неблагонадежными. Есть версия, по которой причиной увольнения епископа Тихона стало распоряжение П. А. Столыпина обер-прокурору Синода «уволить немедленно на покой самого архиерея…», разрешившего служить панихиду по убитому черносотенцами члену Первой Государственной думы М.
Я. Герценштейну.
С 31 июля 1907 — управляющий на правах настоятеля Московского Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
С 23 июня 1912 — епископ Калужский и Боровский.
С 13 мая 1913 — архиепископ Воронежский и Задонский. По воспоминаниям келейника архиепископа протоиерея Иоанна Житяева
, владыка «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на раннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, пел на клиросе… За семь лет своего архипастырства архиеп
ископ Тихон был в полном смысле отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел владыку раздраженным или разгневанным».
Начал подготовку к прославлению святителя Антония (Смирницкого). Благословил архимандрита Митрофанова монастыря Александра (Кременецкого) собирать сведения о многочисленных чудесах, которые происходили у гробницы этого воронежского иерарха. В 1914 в присутствии архиепископа Тихона был вскрыт склеп,
и владыка свидетельствовал о чудесном нетлении мощей святителя Антония. Направил в Синод ходатайство об этом прославлении, но революция не позволила тогда совершить канонизацию (она состоялась лишь в 2003).
С начала Первой мировой войны при церквах епархии были открыты попечительские советы для о
казания материальной и моральной помощи нуждающимся, собирались и отсылались подарки в действующую армию. В октябре 1914 по благословению архиепископа в гостинице Митрофановского монастыря был устроен лазарет-госпиталь имени Воронежского епархиального духовенства на 100 кроватей для раненых. В 1916
был Воронежский епархиальный комитет по устройству беженцев, которых размещали в монастырях епархии, организовывали сборы денег и вещей.
8 июня 1917 был арестован и отправлен в Петроград. Социалистические деятели Воронежской губернии требовали его смещения с поста правящего архиерея, однако Синод
посчитал, что в действиях архиепископа нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». В июле 1917 вновь вступил в управление епархией.
В октябре 1919, когда Воронеж был занят Белой а
рмией, владыка служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. При отступлении Белой армии не покинул город, оставшись со своей паствой.
Согласно воспоминаниям очевидцев, 9 января 1920 (27 декабря 1919 по старому стилю) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора во вр